Не ошибается лишь тот…
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Так мы ободряем себя и других. А еще мы говорим, что на ошибках учатся. Да! Банальное, но справедливое суждение о том, что мы учимся не столько на своих успехах, сколько на своих ошибках.
«Мыслю, следовательно, существую», – провозгласил в первой половине XVII века философ Рене Декарт. Фраза стала крылатой, однако у нее есть афоризмпредшественник. Еще за 12 веков до Де - карта Блаженный Августин произнес: «Если я ошибаюсь, я существую». Великий мыслитель и богослов признавал за человеком право на ошибку. Ошибка – непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей (Wikipedia). Совершать ошибки – это нормально, но мы пе - реживаем чувство стыда, страдает наша самооценка, страх перед неудачей заставляет нас осторожничать и выбирать гарантированно безошибочные решения. Либо отложить важное дело на потом. Синица в руке вместо журавля в не - бе. Да, и зона комфорта – это наше все! Вот и не меняем ничего – ни нелюбимую работу, ни токсичное окружение. А еще мы склонны думать, что кто-то придет и решит все твои проблемы. Или обвиняем в своих ошибках кого угодно, но не себя.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Китайская мудрость
Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности и агрессивности. Роттер предполагает, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспитатели обращаются с ребенком.
Как известно из педагогической литературы, все у нас – из детства. Дети, которым родители постоянно твердят, что они самые-самые, привыкают к этому. А повзрослев, они боятся принимать решения, последствия которых могут привести к неудаче, ведь это плохо скажется на их публичной репутации. Выстраивают свою жизнь в соответствии с ожиданиями других людей – родителей, учителей, знакомых. В любых сферах они предпочитают то, что одобряют их партнеры или общество. Всеобщее одобрение – похвала, конфетка… Перестаньте хвалить своих отпрысков только за достижения и начните отмечать их умение хорошо работать. Это на заметку родителям.
Джулиан Роттер (1916 – 2014) – американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию локуса контроля. Локус контроля – понятие, харак - теризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам. Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то, обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы (например, «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней – на внутренние (например, «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен» и т.п.).
Есть и другая крайность. «Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, – предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. - Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой. Чем больше ошибок – тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. … Мы фокусируемся на промахах, а не на успехах… Ошибся – значит, ты плохой. Опять ошибся – опять плохой, именно этому учит нас общество. А дальше уже очень легко и совсем махнуть на себя рукой: раз я такой плохой, то какая вообще разница, что и как делать».
Не всегда на жизненном пути подрастающего поколения будут стоять бесчисленные грабли, которые надо обходить, и горячее молоко, на которое надо дуть. Но хорошо бы обсудить с ребенком, что комом бывают не только первые блины. А если даже ты отмерял семь раз и ошибся – это не фиаско. Одно неверное действие, если оно не привело к фатальным последствиям, не должно стать клеймом на всю жизнь.
Состоявшиеся люди, рассуждая о своем пути к успеху, говорят, что чем раньше совершаются ошибки, тем больше пользы. Есть иное мнение: учиться на ошибках сложно и даже деструктивно.
Ученые из Школы бизнеса Бута Чикагского университета провели исследование. Суть экспериментов была проста: добровольцам задавали вопросы, а затем оценивали правильность их ответов: сообщали об успехе одним и об ошибке – другим. Тесты показали: респонденты, которые правильно ответили на заданные вопросы, легче потом запоминали информацию, в отличие от тех, кому указали на ошибочность ответов. Американские психологи выяснили, что, пережив промах, люди чувствуют свою уязвимость, замыкаются в себе, плохо воспринимают информацию и не обучаются – кроме случаев с особо сильной мотивацией.
Можно ли научиться не делать «ошибок трудных», опираясь на чужой опыт? Единого мнения здесь нет. Есть поговорка: «Умные люди учатся на чужих ошибках». Проанализируешь, сделаешь выводы, добавишь новое в свою копилку опыта, позже используешь и добьешься успеха. Но, согласитесь, абсолютно идентичных ситуаций не бывает, и на сто вариантов выплывет сто первый. У каждого человека свои «грабли» и свой шанс научиться превращать свои просчеты в полезный опыт. Исследование американских ученых показывает: как только человек оказывается в ситуации успеха, он способен воспринимать и оценивать ошибки других – и, делая для себя полезные выводы, учиться на их неудачах.
Билл Бонд. Кинцуги, бронза. 2019
К Мастеру пришел посетитель. Он назвал себя искателем Истины. Мастер сказал ему:
– Если ты действительно ищешь Истину, то в тебе обязательно должна присутствовать…
– Знаю! — перебил его искатель. – Непреодолимая страсть к Истине.
– Нет, – ответил мастер. – Готовность признать, что ты можешь ошибаться.
В жизни бывают фатальные ошибки, которые нельзя исправить, и кажется, что рухнул мир. И мы время от времени вспоминаем их – и обвиняем себя за совершенные поступки, сказанные или не сказанные слова… А еще мы жалеем о том, что не развивали свой талант и забыли о детских мечтах и увлечениях, сомневались и недооценивали себя, не решались на многое…
Застревать в прошлом, конечно, вредно для психики, но сожаления – не пустая трата времени. Они нужны нам – в «гомеопатических дозах». Осознать свои поступки и ошибки в прошлом, чтобы жить лучше в настоящем. Что-то поменять в себе, в своих приоритетах и … простить себя. Близким и друзьям мы же многое прощаем…
Замечали за собой? «Работу над ошибками» мы делаем, если ошибка оказалась так велика, что последствия скрыть не удастся. Если это ничем не грозит, можно «косяк» и проигнорировать: «Я всегда так делаю. Я редко ошибаюсь. Мне просто не повезло…» Мы не думаем при этом о нашем промахе как о способе приобрести новый опыт. Нам не хочется прокачивать интеллект, придумывая варианты запасного плана. А может быть, это защитные функции психики берегут наше уязвимое эго? И совершенная ошибка не стоит волнений…
Конечно, никто не радуется проблемам и ошибкам: «Ура! Теперь я приобрету новые навыки, у меня появилась возможность посмотреть на мир по-новому». Просто оставаться уверенным в том, что вы избежите провала, можно, только если вы не делаете ровным счетом ничего. В жизни никому не избежать горького опыта, но лучше жалеть о сделанном, чем об упущенных возможностях.
«Представь самые худшие последствия, которые может повлечь твой поступок, заранее смирись с ними и действуй!»
«Через двадцать лет то, что вы не сделали, будет тяготить вас гораздо сильнее чем то, что вы сделали. Так что отправляйтесь в плавание. Покиньте свою тихую гавань. Поймайте ветер в паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте новое».
Дейл Карнеги
Марк Твен
ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
(притча)
У одного Мастера был нерадивый ученик. Все, кто учился в группе у мастера, вовремя сдавали задания, постигали мудрость и искусство единоборств. Но он один-единственный постоянно отставал. Все делал неправильно, с ошибками. Сам на это злился и ссорился с товарищами. Мастер решил ему помочь.
– Собирайся, завтра мы идем с тобой в поход в горы.
– Учитель, а что мне с собой взять, к чему быть готовым?
– Ничего, мы просто поднимемся вверх.
Настало утро. Учитель повел ученика какими-то заросшими тропами, под ногами попадалась то мелкая галька, то крупные булыжники. Ученик постоянно спотыкался, разбивал колени и локти, падал. Из-за этого еще больше злился, ругался на камень, кочку, погоду, тропинку, проклинал все вокруг... Учитель же шел рядом, аккуратно обходил булыжники и наблюдал за учеником.
Вот тот снова сильно споткнулся и поцарапал лицо кустарником.
– Ну, как, тебе еще не надоело падать? – спросил мастер.
– Надоело. Я больше не могу, у меня все колени разбиты в кровь. Когда уже мы придем в нужное место?
– Не знаю. Зависит от тебя.
– Учитель, как от меня? Это ты меня ведешь в горы.
– Я позвал тебя на эту прогулку не для того, чтоб вместе дойти до какой-то точки. А для того, чтобы ты увидел – как ты преодолеваешь жизненный путь. Наконец посмотрел на себя со стороны. И в этой тишине осознал – как ты преодолеваешь свой путь.
– Учитель, я же иду, стараюсь.
– А тебе нравится твой путь?
– Нет, ты сам видишь, я постоянно падаю. Здесь такое ужасное место. Од - ни острые камни и колючие кустарники.
– Что ты делаешь, для того, чтобы не падать или для того, чтобы так больно не царапаться кустарником?
Ученик остановился и задумался… Мастер продолжал.
– Сегодня это и есть наша с тобой конечная остановка. Ты наконец-то задумался. Посмотри внимательно, как много ты делаешь ошибок. Не только в горах, но в учебе. А как ты реагируешь на это? Просто злишься и проклинаешь все вокруг. Вместо того, чтобы разобраться – что именно заставило тебя упасть, и как ты можешь избежать этой ситуации в следующий раз. Причина не в камнях, а в тебе.
Они стали возвращаться обратно. Ученик аккуратно обходил булыжники, издалека приглядывался к кустарникам, чтобы вовремя от них отстраниться. А, если случалось что он падал, то просто внимательно рассматривал – что же его заставило упасть.