Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности и агрессивности. Роттер предполагает, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспитатели обращаются с ребенком.
Как известно из педагогической литературы, все у нас – из детства. Дети, которым родители постоянно твердят, что они самые-самые, привыкают к этому. А повзрослев, они боятся принимать решения, последствия которых могут привести к неудаче, ведь это плохо скажется на их публичной репутации. Выстраивают свою жизнь в соответствии с ожиданиями других людей – родителей, учителей, знакомых. В любых сферах они предпочитают то, что одобряют их партнеры или общество. Всеобщее одобрение – похвала, конфетка… Перестаньте хвалить своих отпрысков только за достижения и начните отмечать их умение хорошо работать. Это на заметку родителям.
Джулиан Роттер (1916 – 2014) – американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию локуса контроля. Локус контроля – понятие, харак - теризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам. Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то, обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы (например, «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней – на внутренние (например, «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен» и т.п.).
Есть и другая крайность. «Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, – предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. - Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой. Чем больше ошибок – тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. … Мы фокусируемся на промахах, а не на успехах… Ошибся – значит, ты плохой. Опять ошибся – опять плохой, именно этому учит нас общество. А дальше уже очень легко и совсем махнуть на себя рукой: раз я такой плохой, то какая вообще разница, что и как делать».
Не всегда на жизненном пути подрастающего поколения будут стоять бесчисленные грабли, которые надо обходить, и горячее молоко, на которое надо дуть. Но хорошо бы обсудить с ребенком, что комом бывают не только первые блины. А если даже ты отмерял семь раз и ошибся – это не фиаско. Одно неверное действие, если оно не привело к фатальным последствиям, не должно стать клеймом на всю жизнь.
Состоявшиеся люди, рассуждая о своем пути к успеху, говорят, что чем раньше совершаются ошибки, тем больше пользы. Есть иное мнение: учиться на ошибках сложно и даже деструктивно.
Ученые из Школы бизнеса Бута Чикагского университета провели исследование. Суть экспериментов была проста: добровольцам задавали вопросы, а затем оценивали правильность их ответов: сообщали об успехе одним и об ошибке – другим. Тесты показали: респонденты, которые правильно ответили на заданные вопросы, легче потом запоминали информацию, в отличие от тех, кому указали на ошибочность ответов. Американские психологи выяснили, что, пережив промах, люди чувствуют свою уязвимость, замыкаются в себе, плохо воспринимают информацию и не обучаются – кроме случаев с особо сильной мотивацией.
Можно ли научиться не делать «ошибок трудных», опираясь на чужой опыт? Единого мнения здесь нет. Есть поговорка: «Умные люди учатся на чужих ошибках». Проанализируешь, сделаешь выводы, добавишь новое в свою копилку опыта, позже используешь и добьешься успеха. Но, согласитесь, абсолютно идентичных ситуаций не бывает, и на сто вариантов выплывет сто первый. У каждого человека свои «грабли» и свой шанс научиться превращать свои просчеты в полезный опыт. Исследование американских ученых показывает: как только человек оказывается в ситуации успеха, он способен воспринимать и оценивать ошибки других – и, делая для себя полезные выводы, учиться на их неудачах.
Билл Бонд. Кинцуги, бронза. 2019