В 1918 году Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев. История типична для тех героических времен – в день первой годовщины революции собрались члены партийных организаций и стали решать, какое бы новое имя подарить городу в честь праздника. Рассматривались варианты: Ленинск, Разин, Володарск, Коммунар-Спартак и Тутаевск-Луначарск. Выбрали последнее, но год спустя «ради удобства телеграфных сношений» сократили до Тутаева (по фамилии революционного героя Ильи Тутаева). В марте 1941 года исполнительным комитетом Ярославского областного совета было решено переименовать Тутаев в город имени Менделеева. Однако начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществить задуманное.
Город расположен на семи холмах, каждый из которых украшают старинные храмы. Венчает все это великолепие на левом берегу Крестовоздвиженский собор (1658). На Борисоглебской стороне, на главной площади города Тутаева, возвышается Воскресенский собор (1652). Величественный и нарядный пятиглавый храм Воскресения Христова включен в список достопримечательностей Золотого кольца России. Собор построен на месте разрушившейся деревянной церкви Бориса и Глеба. Имена зодчих история не сохранила, известно только, что они были родом из Ярославля. Возведенный в стиле русского узорочья (русского барокко) с поливными изразцами и богатой резьбой, милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Подлинное украшение храма – самобытные фрески, сверху донизу покрывающие все потолки и стены. Сюжетами росписи послужили эпизоды Ветхого и Нового заветов.
Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров, резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского), а также древнее резное Распятие Иисуса Христа, которое, по легенде, приплыло по Волге и остановилось напротив церкви.

Главное сокровище Воскресенского собора – редкая трехметровая икона Спаса Всемилостивого. Чудотворный образ, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально располагался в куполе деревянного храма Бориса и Глеба. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий: святитель увидел большую икону Спасителя во сне и решил забрать ее в свой архиерейский дом. Только в 1793 году вернули святыню борисоглебцам. С великой радостью несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней.
По древней традиции, под образом Спаса принято с любовью и молитвой проползать на коленях через специально устроенный лаз: снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль. Любопытно, что вес огромной иконы Спаса никогда не пытались измерить – просто знали, что для того, чтобы ее поднять, требуется 30 мужчин.

«Старец был одним из тех немногих уходящих подвижников и исповедником веры, которых Господь хранил для Русской Церкви конца XX века. Он был живым источником благодати и милости Божией. Вся его жизнь – подвиг и во многом вдохновляющий пример для подражания».
Павел Александрович Груздев (впоследствии архимандрит Павел) родился в 1910 году в Мологском уезде Ярославской губернии. С пяти лет воспитывался при Афанасьевском Мологском женском монастыре родными тетками – монахинями. В 1929 году после закрытия монастыря переехал в Варлаамо-Хутынский монастырь г.Новгорода, работал на судостроительной верфи. В 1938 году семья Груздевых переехала в Тутаев. Павел, мечтавший стать священником, служил пономарем в местном храме, но в мае 1941 года был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева) за «антисоветские сборища» и участие в создании церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь» в Ярославле.
Шесть лет Павел Груздев прожил без имени под номером 513 в лагере «Волосница», в Вятлаге Кировской области. Отец Павел сам не очень-то любил разговоры на эту тему, но старые его лагерные знакомые или из родных кто-то рассказывал, что в зоне уголовники отобрали у него валенки. Привязали его босого к дереву и оставили так стоять – думали, может, волки разорвут, а может, сам умрет. Конец декабря, стужа лютая. А он протаял пятками до самой земли – а снег глубокий – и на земле стоял. И говорят, что с тех пор отец Павел перестал бояться холода, босиком ходил по снегу в 30-градусный мороз.
После освобождения в 1947 году отец Павел вернулся в Тутаев, а в 1949 году осужден повторно по тому же делу и выслан в город Петропавловск (Казахстан) на вольное поселение без указания конкретного срока пребывания. В 1954 году дело отправили на пересмотр, и Павел Груздев вернулся в Тутаев, где работал чернорабочим, служил чтецом, пономарем, пел на клиросе в Воскресенском соборе. Дважды подавал прошения о рукоположении, получал отказ в связи с судимостью. В январе 1958 года судимость была снята, и в марте был рукоположен в священники, а в 1960 году стал настоятелем в Свято-Троицком храме (село Верхне-Никульское Некоузского района Ярославской области), где прослужил более 30 лет. В 1983 получил звание архимандрита.
Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Якорь – надежда кораблю, а вера – якорь человеку на земле и на море.
Кто без крестов, тот не Христов!
Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять – самое страшное.
Лучше простить, чем мстить. Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником.
Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся.
Праздники и песни – душа народа.
Добрый смех – не грех.
Не береги на черный день, так его и не будет.
Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы.
Добро делай – верующему ли, неверующему. Не нам судить!
Старец нередко помогал семейным людям в разрешении конфликтов и проблем, утешал: «И горшки в печи лбами стукаются».
Когда отца Павла спрашивали, как надо молиться, он отвечал: «Как умеешь, так и молись».
На вопрос «Как жить?» Батюшка отвечал: «Так и живи. Мыслям плохим в сердце дверь закрой. Говори поменьше да молись побольше. Всем добро делай и верующим, и неверующим. И богатым, и бедным»
Отец Павел отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал все, что привозили. Христова простота. Он выходил на клирос и говорил – поскольку прихожане-то были в основном старухи: «Дорогие мои старухи!» И тут же обращался к своей келейнице: «Верно, Марья?» Та из угла кивает: «Верно, батюшка, верно». И вот эта простота обращения делала людей сразу открытыми и доверчивыми.

В июне 1992 года старец окончательно потерял зрение, в связи с чем вернулся в Тутаев, где жил в сторожке при Воскресенском соборе. Народ не переставал идти к нему за советом, исцелением от болезней, утешением, благословением. Он всех принимал и всем помогал, продолжая служить и проповедовать. 13 января 1996 года наступила тихая христианская кончина отца Павла. На его могиле написано: «Где родился, там и пригодился, а умру, от вас не уйду». И людей туда едет за утешением великое множество.

Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений. Батюшка был замечательным рассказчиком, его духовные уроки были просты – беседы, притчи, истории, поговорки – по-житейски, обыденно. И посильнее иной проповеди отзываются иные из его сказок и присказок в умах и сердцах.
Как Христос в гости ходил...
В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придет в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина – церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому – Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишка-сосед и говорит:
– Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
– Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела – нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:
– Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.
– Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:
– Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете – «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мнето старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья! – Уходи, провалился бы ты. Выгнала:
– Я Гостя жду.
Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар – все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
– Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.\
Он говорит:
– Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
– Господи. Нет, этого не было.
– Евангелие читаешь?
– Господи, ежедневно.
– Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
– Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?
– А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. «В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.
– Господи, не знала!
А третий раз когда, Господи?
– А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
– Не знала, Господи!.. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.
Протоиерей Сергий Цветков
С городом Тутаевым связано имя архимандрита Павла Груздева: свои последние земные годы великий старец прожил в сторожке при Воскресенском соборе.