Русские заселили и освоили север раньше, чем юг. Чтобы двинуться на юг, нужны были ресурсы – и деньги, и люди, и вооружение. Все-таки, с юга угроз молодому русскому государству было больше, и сопротивляться продвижению русских там было кому. И тогда на помощь пришел север, который к тому времени был уже спокойно, мирно освоен и заселен. Север стал «кошельком» для освоения юга. И, кстати, на восток, за Урал тоже первыми двинулись именно северяне! Активное заселение Русского Севера началось именно с появлением на севере европейской части России мощных монастырей. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения – монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Расскажем о некоторых, важных, моментах в истории монастыря. До первой четверти XV столетия Соловецкий остров был необитаем. К диким берегам изредка причаливали промысловики и укрывались от штормов проходящие корабли. Первыми поселенцами стали соловецкие чудотворцы Герман и Савватий. Герман был отшельником на Корельском берегу (это восточная часть Карельского перешейка), Савватий – пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Для иноческих подвигов они в 1429 году переправились через Белое море, поставили крест в 12 верстах от нынешнего местонахождения монастыря и поселились в хижине. Молились, трудились, с трудом находя себе пропитание. На шестой год жизни на Большом Соловецком Герман отлучился на материк. Савватий, понимая, что приближается час его смерти, также переправился на берег, причастился и скончался близ деревни Сороки. Преподобный Герман встретил новгородского отшельника Зосиму и вернулся на остров уже вместе с ним. В 1436 году иноки соорудили себе келию, и у Зосимы было видение – в каком месте основать монастырь. Скоро к отшельникам начали стекаться из разных мест иноки и миряне, которые просили принять их. Началось строительство келий. На том месте, где Зосиме было видение небесной обители, поставили небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая. Новгородский архиепископ Иона дал благословение новосоздавшейся обители.
Первое время новгородцы относились к инокам враждебно – им не нравилось, что на землях, которые они считали своими, где привыкли промышлять зверя, появились новые хозяева. Были попытки и монахов выжить, и монастырь уничтожить. Но Зосима вместе с братьями терпели, смирялись и всеми силами старались обитель свою развивать. Им удалось с помощью состоятельных новгородцев приобрести большие участки земли с различными промыслами и угодьями. Одной из щедрых благотворительниц монастыря была известная новгородская посадница Марфа Борецкая. Зосима выхлопотал от Великого Новгорода грамоту монастырю на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами. С этого времени Соловецкая обитель начала быстро возвышаться. Когда игуменом был назначен сам преподобный Зосима, он смог и определить устав, и дать окончательное устройство иноческой жизни, и перевезти в монастырь мощи преподобного Савватия. Нетленные мощи были погребены за алтарем Успенской церкви в 1465 году.
Главным в жизни монахов была молитва – для того ведь они и уходили от мира. Но, кроме молитвы, им приходилось много трудиться в суровых северных условиях, чтобы добыть средства к существованию, а также заниматься делами милосердия. Надо было и пахать землю (именно с монастырских земель и шел основной доход), и обустраивать разные промыслы, и торговать. Продавали соль, хлеб, рыбу, мед, воск, ремесленные изделия, иконы, книги… Соловецкий монастырь славился своей солью. Соль, полученная из морской воды, имела сероватый цвет и горьковатый вкус. На рынках России она получила название «поморка». Соловецкую «поморку» потребляло население всей Европейской части России. Соловецкий монастырь за летний сезон на продаже соли должен был зарабатывать не менее 100 тысяч рублей. При этом средний заработок ремесленника в городе составлял 1 рубль в месяц, а дом в городе можно было снять за 3 рубля в год. Соловецкий монастырь, главный поставщик соли на внутренний российский рынок, имел около 50 соляных варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников.
Кроме духовных подвигов и трагедий Соловецкого монастыря, северная обитель связана и с локальным экономическим чудом. На 65-й широте монастырская братия выращивала арбузы, лимоны, дыни, огурцы. Конечно же, эти плоды были лишь символом тяжелейшей технической работы: каналов, труб свечных заводов, согревавших почву, и множества других ухищрений. Соловки нуждались только в зерновых и растительном масле.
В 1571 году в открытом море вблизи Соловков появились шведские корабли, которые <…> много раз пытались атаковать Соловецкую обитель. Чтобы укрепить монастырь, сюда прислали воеводу Михаила Озерова со стрельцами. Вокруг монастыря встала деревянная крепость с земляными валами и девятью пушками. Гарнизон острова составляли 150 стрельцов и казаков. В конце XVI – начале XVII веков стрельцам не раз приходилось отбивать нападения и финнов, и шведов, и датчан. В 1584 году вокруг монастыря начали строить каменную стену. Таким образом, Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных рубежей России. <…> В начале XVII века соловецкие монахи стали единственными защитниками Крайнего Севера. Иностранные соседи воспринимали настоятелей монастыря как государственную власть на севере России и заключали с ними перемирия. <…>
Будущий Патриарх Никон, из-за которого Соловки стали «мятежными», сам был выходцем из Соловецкого монастыря. В 30 лет он принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту. Но в 1639 году из-за конфликта с начальством бежал с Соловков. Став Патриархом, Никон при поддержке царя Алексея Михайловича инициировал в 1653 году церковные реформы, в результате которых богослужебные книги московской печати были приведены в соответствие с современными на тот момент греческими книгами. Ряд изменений затронул и обрядовую сторону церковной жизни (например, крестное знамение теперь требовалось совершать не двумя, как раньше, а тремя пальцами). Противники реформ были объявлены властями государственными преступниками, и их стали преследовать, угрожая пытками и смертной казнью. Соловецкий монастырь осудил реформы Никона как ересь. Из Москвы в 1657 году прислали новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Правительство восприняло это как бунт и приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки под командованием воеводы Мещеринова. Противостояние вылилось в долгую осаду. Так называемое «соловецкое сидение» продолжалось почти восемь лет – с 1668 по 1676 годы. По свидетельствам, монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов. Но хозяйство соловецкое было крепким и самодостаточным – у монахов было 300 орудий и припасов на 30 лет, и, если бы не предательство одного из монахов, «сидение» продолжалось бы и дальше. Но в 1676 году крепость взяли царские войска. Почти все мятежники или погибли в схватке, или были позже жестоко казнены. В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. А Соловецкий монастырь после «никонианского» разгрома смог оправиться только к началу XVIII века.
В 1694 году на Соловки впервые приехал Петр I. Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: «Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694». Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году в составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Именно в те дни, возводя храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, царь Петр, по преданию, придумал и утвердил Андреевский стяг – боевой флаг Военно-морского флота России. Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. <…> Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных – приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу.
Соловки и прилегающие к ним районы Белого моря изучали на протяжении столетий. Научная работа велась и на самих островах. В 1880 на Соловках открывается первая биостанция на Белом море. Настоятель монастыря, архимандрит Мелетий (Шергин), увлекался естественными науками, и открытие биостанции было его инициативой. Биостанция исследовала флору и фауну Белого моря, здесь трудились виднейшие ученые. В 1885 году на Соловках открыли и метеостанцию. Также у Соловецкого монастыря была и собственная гидроэлектростанция. Ее установили на канале между Святым озером и Сухим доком в 1911 году, и долгое время она обеспечивала остров электричеством, пока не была разрушена уже в советское время.
Если в старину часть тесных монастырских келий и подвалов часто служили казематами для ссыльных, то в ХХ веке советская власть пошла дальше. Выгнав монахов и разорив обители, часть монастырей большевики превратили в места заключения, окутав стены колючей проволокой. Немало их было и на Русском Севере. В мае 1920 года Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь был закрыт, и крупнейшим в СССР исправительнотрудовым учреждением в 1923 году стал «Соловецкий лагерь особого назначения» (СЛОН). За 16 лет существования на островах лагеря и тюрьмы через застенки Соловков прошли десятки тысяч заключенных самых разных возрастов, профессий и социального статуса. Однажды надзиратели застали священника за литургией и отправили его за это в штрафной изолятор на Секирную гору. Так как спальных мест в изоляторе для всех не хватало, узники ложились штабелями, в два «слоя». Была Пасха. Отец Никодим, отслужив ночью в уголке Светлую заутреню, лег в нижний ряд. Там во время сна его придавили, и он задохнулся. Отец Никодим, о котором писал в своих воспоминаниях бывший заключенный Соловков Борис Ширяев, был одним из десятков тысяч узников, кто нашел здесь свою смерть.
В первую февральскую ночь 1676 года Большой Соловецкий остров окутала густая метель. Монах Феоктист в сопровождении 50 государевых воинов осторожно пробирался сквозь непроглядную снежную мглу к тайному месту на монастырской стене возле Белой башни Спасо-Преображенского монастыря. Здесь находилось окно сушильной палаты, заложенное в один слой кирпичами. Монах Феоктист знал, что это самое уязвимое место в стенах обители, где легко прорубить проход внутрь. Под завывание вьюги стрельцы незаметно для охраны выбили кирпичи из проема и проникли в сушильную палату. Оттуда они без труда пробрались к воротам, сломали замки и впустили в монастырь многочисленное войско воеводы Мещеринова. Так закончилась многолетняя осада Соловецкой обители, известная в истории как «Соловецкое сидение»
Заключенный священник отец Никадим, отбывавший наказание в «Сололовецком лагере особого назначения», исполнял свое пастырское служение в лагерных условиях под угрозой жестоких наказаний, за что потом и поплатился. <…> Отец Никодим никогда не отказывал заключенным верующим в просьбах совершить молебен, панихиду или таинства Исповеди и Причастия. Молился он шепотом, а Евхаристию совершал над водой с клюквенным соком. По свидетельству очевидцев, для каждого, кто к нему обращался, отец Никодим находил слова утешения и всем дарил радость, которая в нем не иссякала даже в нечеловеческих тюремных условиях. К заключенным и сотрудникам лагеря он относился одинаково ласково, все время рассказывал занимательные истории и притчи и по-стариковски широко улыбался. За это его так и прозвали – «утешительный поп».
В 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940–1957 годах хозяином Соловков стал Учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов. В мае 1942 года приказом народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана школа юнг Северного флота, сформированная из 14-16-летних мальчишек-комсомольцев. Юнги были самыми юными профессионально подготовленными участниками войны, которые в грозные годы вместе со взрослыми с оружием в руках встали на защиту родной страны. <…>
С середины 1960-х годов на Соловках начались ремонтно-консервационные, а затем и реставрационные работы. <…> В конце 1974 года был образован историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
(По материалам православного журнала «Фома»: Проект о Русском Севере).
В 1991 включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 25 октября 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено: «Возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа (Чеботаря)». Эта дата и считается днем возобновления Соловецкой обители. В память о всех соловецких узниках в разных городах России и на самих островах установлены мемориальные камни. В начале XXI века 70 арестантов Соловков были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. А в наши дни Соловки стали называть Русской Голгофой…