Удивительный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Здесь о чудесах рассказывают как о чем-то обыденном, закономерном. Это и понятно: Дивеевская обитель – особая, созданная с чудесным участием Матери Божией. Однажды монахине КиевоФроловского Вознесенского женского монастыря Александре (в миру Агафии Семеновне Мельгуновой) было видение Божией Матери, которая повелела: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою!»
Александра безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. Известно лишь, что по дороге в Саровскую пустынь она остановилась на отдых в селе Дивееве. И снова ей было видение Божией Матери:
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве. И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе. Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Четыре земных Удела Пресвятая Богородица взяла под особое свое покровительство: Иверия (Грузия) – в том числе Новоафонский монастырь (Абхазия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь – единственное место в России.

Исполнению завета Пресвятой Богородицы Александра посвятила всю оставшуюся жизнь. В 1773 году она приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство Казанской церкви было закончено в 1779 году. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, пожертвовала часть своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Вначале Казанская община была достаточно скромной – помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах, старцы обители были также духовными наставниками сестер. Предвидя свою кончину, в июне 1789 года, матушка Александра просила позаботиться о своей общине молодого иеродиакона Саровской пустыни Серафима, будущего преподобного Серафима Саровского. «Она святая была! Я и сам доныне ее стопы лобызаю!» – говорил о матушке Александре преподобный Серафим.
Незадолго до своей кончины батюшка Серафим говорил сестрам: «Вручаю вас Самой Матушке Царице Небесной! Она одна вас не оставит!»
Всегда ли мы способны на жертвенность? И всякая ли жертва посильна для нас? Примером истинной христианской добродетели являются Елена Васильевна и Михаил Васильевич Мантуровы, чья жизнь неразрывно связана с Дивеевской обителью.
Брат и сестра Мантуровы происходили из старинного дворянского рода, жили недалеко от Сарова – в Нижегородской губернии. Как говорится в жизнеописании М. В. Мантурова, он служил в Лифляндии, но из-за тяжелой болезни ног, такой, что даже кусочки костей выпадали, был вынужден оставить службу. Врачи считали, что это неизлечимо. И тогда Мантуров решился ехать в Саров к отцу Серафиму. Со словами: «Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему все возможно от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь», – старец помазал елеем больному ноги, и Мантуров почувствовал себя совершенно здоровым, встал и пошел. За свое исцеление и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины. Михаил Васильевич так и сделал. Неудивительно, что он стал доверенным человеком о. Серафима и вел все дела Дивеева. Кротко, молча, смиренно переносил Мантуров насмешки и осуждения за свой поступок, наветы, все тяготы жизни. Он умер шестидесяти лет, 7 июля 1858 года, накануне праздника иконы Казанской Божией Матери. За несколько дней до смерти он видел во сне Серафима Саровского.
ЖЕРТВЕННОСТЬ
Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. В 17 лет барышня мечтала только о светской жизни и скорейшем замужестве. Однажды ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. В испуге девушка взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдет в монастырь. Змей тут же исчез. Случай этот в корне изменил судьбу девушки: мирская жизнь стала ей невыносима. Она стала читать духовные книги, много молиться, поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Не сразу и не вдруг благословил преподобный Серафим Саровский Елену Мантурову на монашеский постриг. Три года готовил он ее к предстоящей перемене в жизни и к поступлению в Дивеевскую общину. Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители, но она по смирению отказалась. Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда «Госпожа ваша! Начальница!» Непостижима смерть Елены. Однажды ее брат Михаил тяжело заболел, и преподобный Серафим дал ей необычное благословение: умереть вместо брата, потому что тот ему был еще нужен для обустройства обители. «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена. Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и скоро закончила земную жизнь. Ей было всего 27 лет. Михаил Васильевич выздоровел и еще четверть века трудился на благо Дивеева.
Последняя воля Царицы Небесной, которую воплотил преподобный Серафим – Канавка – одна из главных святынь монастыря. Это огороженная тропа, по которой по легенде ходила сама Божия Матерь.
Весной 1830 года отец Серафим распорядился приступить к окапыванию Мельничной обители заповеданной Пресвятой Богородицей Канавкой. Этот труд должны были исполнять только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта «до небес высока» и всегда будет стеной и защитой от антихриста:

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…»

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
Известно, что преподобный Серафим не посещал обитель лично и за всю жизнь был там один раз – на похоронах матушки Александры. Да и то, после погребения не остался на поминальную трапезу в женской общине и, несмотря на проливной дождь, ушел пешком в Саров. И в Дивеево больше не бывал по целомудрию своему. Со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами.
Но однажды сестры Мельничной обители увидели батюшку Серафима. Старец придавал канавке особое значение, а сестры все откладывали рытье. И вот как-то раз ночью вышла одна сестра из кельи и видит: Серафим копает канавку. Узнав это, все сестры кинулись к нему и пали в ноги, а когда поднялись, уже не увидели никого, лишь лопата и мотыга лежали перед ними. Потом стало известно, что это было видение: старец в это время был у себя в келье. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли несколько лет и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 14 января 1833 года преподобный Серафим скончался.
После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Восстанавливать ее начали в 1997 году, благоустроили к празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима. Существует традиция монастыря – пройтись по Канавке Божьей Матери, там, где «стопочки Богородицы прошли». Это не просто прогулка. Сестры и паломники идут в тишине, и каждый несет в себе молитву – 150 раз повторяет про себя «Богородице Дево, радуйся…» Молясь на Канавке, получаешь благословение от этих святых мест.
ДИВЕЕВО – УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ
КАЗАНСКАЯ ОБЩИНА
В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской, а в 1861 году, произошло значимое событие – объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.
К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель, но продолжал действовать. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.
21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь, тайно собирались на молитву. В 1937 году была закрыта Казанская церковь, но и после этого на праздник Казанской иконы в Дивеево съезжались с окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери. Так монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Но все прошения об открытии монастыря оставались без рассмотрения. Монашеская жизнь в обители возобновилась только летом 1991 года, когда в храм были перенесены мощи преподобного Серафима. После многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы.
Достопримечательность Дивеевской обители – святые источники. Никто не знает их точное количество, потому что они то исчезают в одном месте, то внезапно появляются в другом. Считается, что родники начинают журчать там, где ступала нога Серафима Саровского. По всей России живет добрая слава о дивеевских источниках, много преданий, легенд об их чудодейственной силе.

Источник Матушки Александры. Это ближайший к монастырю родник. На праздники сюда совершаются крестные ходы, освящается вода.
Казанский источник. Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивеево и относится к временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии. Рядом расположен источник святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Иверский источник. По преданию, его вырыла сама матушка Александра, чтобы утолять жажду рабочих, добывавших известковый камень для созидаемой ею Казанской церкви. В XIX веке там по - строили часовенку. По находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил свое название.
Источник преподобного Серафима Саровского. Самый известный и большой. А история его такова. В 60-е годы XX века на берегу реки Сатис солдату, несшему службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: «Старичок, что ты здесь дела - ешь?» – тот ударил в землю жезлом, и на этом месте забил прохладный ключ. Позже было принято решение засыпать этот родник. Подогнали трактор, но мотор заглох. Пока ездили за сломавшейся деталью, трактористу явился старичок и сказал: «Василий, не засыпай мой источник». И как ни ругались, как ни уговаривали Василия, он наотрез отказался это сделать.

«…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется», – сказал как-то преподобный дивеевским сестрам.
В июне 1920 года на заседании Совнаркома под председательством В. И. Лени - на было принято решение о «ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Так новая власть пыталась показать людям, что мощи – всего лишь «поповская вы - думка» для привлечения людей в храмы. В 1927 году мощи Серафима Саровского были изъяты из монастыря и вывезены в неизвестном направлении.
Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии Ленинграда, который тогда находился в здании Казанского собора, были найдены неизвестные останки, которые при поступлении не проходили музейной описи. По многим признакам комиссия установила, что это – пропавшие мощи Серафима Саровского. Пророчеству преподобного Серафима, поначалу непонятному, суждено было сбыться 1 августа 1991 года, когда мощи саровского подвижника бы - ли обретены второй раз и перенесены в Дивеевский монастырь.
После этого события монастырь стали восстанавливать, и сегодня его чудесные соборы – это уникальные памятники архитектуры. Сюда приезжают и глубоко верующие люди, и туристы, но главное – сюда отправляются за тишиной. Сей - час это одно из благодатных мест в Рос - сии, четвертый Удел Святой Богородицы. Единственное место, куда Богородица является ежедневно.

В июле 2017 года на Соборной площади Дивеевского монастыря был торжественно открыт па - мятник семье царя-страстотерпца Николая II, созданный на на - родные пожертвования. Это символично, ведь Романовы были глубоко верующими людьми и имели прямое отношение к канонизации Серафима Саровского.
ПРОРОЧЕСТВО
И в наши дни происходят чудеса. В 2004 году ко дню рождения Преподобного Серафима Саровского восстанавливали Казанскую церковь. Едва строители приступили к очистке стен от плесени, как вдруг увидели, что на левой стене сами собой проявляются фрески! Это были фрагменты росписи с изображением апостолов Петра и Иоанна.
МОНАСТЫРЬ
ИСТОЧНИКИ