Время появления этого древнейшего монастыря неизвестно. Есть предположение, что он был основан князем Владимиром Храбрым. По другой версии его основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему Оптину пустынь называли и Макарьевской. Предполагается также, что основателями стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Пустынями в старину называли места уединенных монашеских поселений.
Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629-1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче «на свечи и ладан». До конца XVIII века Оптина была монастырем бедным и малоизвестным. В конце XVIII – начале XIX века она начала активно строиться. Стали возводиться каменные храмы, колокольня, жилые корпуса и административные постройки.
Декретом от 23 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта. Постройки монастыря были разграблены и разорены, монахи изгнаны. Многие из них были арестованы и сосланы в лагеря, где и погибли. Часть братии, избежавшая печальной участи, организовала сельхозартель на территории монастыря, которая просуществовала до 1923г. Затем артель ликвидировали, последний храм официально закрыли, уцелевшие монахи разбрелись кто куда, по сельским храмам. В монастыре устроили лесопилку, а в скиту открыли санаторий имени Горького, просуществовавший до осени 1939, после чего здесь был создан лагерь НКВД.
Перед октябрьским переворотом 1917г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов.
Тут содержали польских военнопленных до расстрела в Катыни. Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944–1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть, затем детский дом, затем СПТУ по подготовке механизаторов… И только в 1988 году монастырь вернули Русской православной церкви. В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.
В новейшей истории Оптиной пустыни есть еще одна страница, о которой нельзя не сказать. В 1993 году на Пасху какой-то безумец убил иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта. Монастырь потерял трех братьев, но обрел трех молитвенников на небесах.
Многочисленные паломники Оптиной прибывают, чтоб поклониться могилам мучеников и попросить их помощи в духовных и житейских нуждах.
Оптина пустынь – это ее старцы. Особая ветвь духовного подвижничества. В 1821 году в монастыре был построен ИоанноПредтеченский скит. Здесь поселились пустынники – преподобные Лев, Антоний и Моисей – первые старцы, которые многие годы провели в совершенном уединении. Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни, у старцев появились ученики: преподобные старцы Макарий, Амвросий и другие. Постепенно Оптина пустынь стала центром не только религиозной жизни; наряду с простыми паломниками к старцам на беседы стали приезжать известные писатели, художники, философы и даже члены императорской семьи. Старцы были духовными наставниками для всех, кто шел к ним за помощью и советом. Они учили всех желающих очищению сердца, борьбе со страстями, молитве. Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым. Великие оптинские старцы не изобрели нового духовного пути, но стали выразителями учения Церкви о человеке, о смысле жизни. Благодаря им Оптина пустынь стала духовной цитаделью России XIX – начала XX века. Память о старцах чтится ныне всем православным миром, их молитвенный покров ощущает каждый приезжающий в Оптину.
СТАРЦЫ
Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».
ИСТОРИЯ
Духовным отцом нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла также является признанный обладатель провидческого дара, его однокашник по Духовной академии оптинский старец схиархимандрит Илий (Ноздрин). О нем монахиня Филарета говорит так: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за 400 км от Москвы — в Оптиной пустыни»
Оптина превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников. И не перечислить всех, кто приезжал в это место силы. Великий Князь Константин Константинович Романов, Великая Княгиня Елисавета, граф Л. Н. Толстой, маршал Г. К. Жуков, духовный писатель С. А. Нилус, Ф. М. Достоевский, П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, С. А. Есенин, К. Э. Циолковский. В Оптиной пустыни принял монашеский постриг известный консервативный философ Константин Леонтьев.
Нашли ли паломники ответы на свои вопросы?
В 1877 году в Оптину приезжал Ф. М. Достоевский. Беседы со старцами, духовная жизнь монастыря, атмосфера любви и гостеприимства были впоследствии использованы писателем в романе «Братья Карамазовы», а прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Достоевский писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!»
Особое место занимала Оптина пустынь в жизни графа Л. Н. Толстого. Здесь похоронены родная тетка писателя, А. И. Остен-Сакен и ее двоюродная сестра, гр. Е. А. Толстая. Его сестра, Мария Николаевна, с 1889 стала духовной дочерью старца Амвросия, по его благословению оставила мир и поселилась в Шамординском монастыре.
Великий русский писатель посетил Оптину несколько раз. Можно сказать, что диалога со старцами у него не получилось. Известно, что Лев Толстой считался отступником и по-разному относился к Церкви на протяжении своей жизни. Посетив монастырь в 1877 и 1881 годах, Толстой вновь приехал туда к старцу Амвросию в 1890 году. К этому моменту Толстой уже публично отрекся от официальной православной Церкви, ниспровергал ее догматы, даже пытался переписать Евангелие. Мало того, старчество Толстой не принимал и считал его вредным явлением. Встреча, по словам очевидцев, была напряженной и проходила тяжело. О самом писателе старец Амвросий сказал, что он «горд очень»… Почему Л.Н.Толстой продолжал ездить в Оптину? Следует ли рассматривать это, как готовность пересмотреть свои взгляды? Но – не случилось. В 5 часов утра 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении личного врача тайно сбежал из Ясной Поляны. Повздорил с близкими, хлопнул дверью и ушел в Оптину пустынь. Известно, что Лев Николаевич дважды подходил к дверям скита, но так и не переступил порога. Видимо, посчитал, что после отлучения его от Церкви старцы не станут с ним общаться…
Как описать Оптину пустынь? Церковь такая-то, век такой-то… А как передать то неуловимое, неясное состояние души, когда понимаешь, что приехал не зря – тебя пригласили свыше. Войти через Святые врата в древнюю обитель, послушать перезвон оптинских колоколов… Пусть душа отдохнет. Ничего лишнего, суетного. Вся жизнь – пред Богом.
Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил С. А. Нилуса:
– А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!
– Какие?
– Первое – в раю, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье... Он приостановился...
– А третье – в Оптиной, при наших великих старцах.
– А Ноев ковчег-то? – возразил Нилус.
– Ну, – засмеялся старец, – какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»
ПАЛОМНИКИ
«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда, но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться. Такова Оптина Пустынь».
Н.В. Гоголь