Оптина превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников. И не перечислить всех, кто приезжал в это место силы. Великий Князь Константин Константинович Романов, Великая Княгиня Елисавета, граф Л. Н. Толстой, маршал Г. К. Жуков, духовный писатель С. А. Нилус, Ф. М. Достоевский, П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, С. А. Есенин, К. Э. Циолковский. В Оптиной пустыни принял монашеский постриг известный консервативный философ Константин Леонтьев.
Нашли ли паломники ответы на свои вопросы?
В 1877 году в Оптину приезжал Ф. М. Достоевский. Беседы со старцами, духовная жизнь монастыря, атмосфера любви и гостеприимства были впоследствии использованы писателем в романе «Братья Карамазовы», а прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Достоевский писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!»
Особое место занимала Оптина пустынь в жизни графа Л. Н. Толстого. Здесь похоронены родная тетка писателя, А. И. Остен-Сакен и ее двоюродная сестра, гр. Е. А. Толстая. Его сестра, Мария Николаевна, с 1889 стала духовной дочерью старца Амвросия, по его благословению оставила мир и поселилась в Шамординском монастыре.
Великий русский писатель посетил Оптину несколько раз. Можно сказать, что диалога со старцами у него не получилось. Известно, что Лев Толстой считался отступником и по-разному относился к Церкви на протяжении своей жизни. Посетив монастырь в 1877 и 1881 годах, Толстой вновь приехал туда к старцу Амвросию в 1890 году. К этому моменту Толстой уже публично отрекся от официальной православной Церкви, ниспровергал ее догматы, даже пытался переписать Евангелие. Мало того, старчество Толстой не принимал и считал его вредным явлением. Встреча, по словам очевидцев, была напряженной и проходила тяжело. О самом писателе старец Амвросий сказал, что он «горд очень»… Почему Л.Н.Толстой продолжал ездить в Оптину? Следует ли рассматривать это, как готовность пересмотреть свои взгляды? Но – не случилось. В 5 часов утра 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении личного врача тайно сбежал из Ясной Поляны. Повздорил с близкими, хлопнул дверью и ушел в Оптину пустынь. Известно, что Лев Николаевич дважды подходил к дверям скита, но так и не переступил порога. Видимо, посчитал, что после отлучения его от Церкви старцы не станут с ним общаться…
Как описать Оптину пустынь? Церковь такая-то, век такой-то… А как передать то неуловимое, неясное состояние души, когда понимаешь, что приехал не зря – тебя пригласили свыше. Войти через Святые врата в древнюю обитель, послушать перезвон оптинских колоколов… Пусть душа отдохнет. Ничего лишнего, суетного. Вся жизнь – пред Богом.
Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил С. А. Нилуса:
– А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!
– Какие?
– Первое – в раю, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье... Он приостановился...
– А третье – в Оптиной, при наших великих старцах.
– А Ноев ковчег-то? – возразил Нилус.
– Ну, – засмеялся старец, – какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»
«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда, но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться. Такова Оптина Пустынь».