«Валаам видать!..» – слышу я. Слава Создателю… показался!
Перед нами высокий темно-зеленый остров. Пеной кипит округ него озеро-море. На гранитную стену бежит «Александр», вот ударит! Ближе – остров дробится на острова. Видно проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных лесов и камней. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив, великолепный. Слева, совсем на отлёте, каменный островок, на нем белая церковка, крест гранитный, позади – тёмный бор. Это маяк и скит, страж Валаама и ограда – Никольский скит. Чтимый Святитель бодрствует на водах, благословляет входящих в тихие воды монастырские, указывает путь «и сущим в мори далече».
Входим в пролив, двигаемся в отвесных скалах. На них, высоко, леса. Воздух смолистый, вязкий. И – тишина. Чувствуются лесные недра. Покой. Богомольцы как бы передают охватывающие их чувства. Поют – «Свете тихий, святы-ые – славы… Бессме-э-ртного Отца-а Небесного…» Сердце дрожит во мне. «В раю вот так-то… – слышится чей-то возглас. – Лучше и быть нельзя». Острый гудок катится по проливу. Отвечают ему леса и скалы. Влево, на отвесной скале, высоко, – собор. На голубых куполах, без солнца, кре-сты сверкают – червонным золотом. По высоченной скале лепятся клёны, висят над фруктовым садом. – «Сады у них… нигде таких нет садов!» На скале чёрная ниточка – решётка. Точками смотрят на пароход монахи. На соборе благовестят к вечерне. Спускается по горе повозка. На деревянной пристани встречают богомольцы. Монахи-певчие выступили вперёд и ждут.

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иису- усу…» – поют на пароходе и крестятся на кресты Собора.
«Единому безгре-ешному…» – вливаются с пристани монахи и огромная масса богомольцев.
Я вижу слезы, блистающие глаза, новые лица, просветленные. Стискивает в груди восторгом. Какая сила, какой разливающийся восторг! И – чувствуется – какая связанность. Всех связала и всех ведёт, и поднимает, и уносит это единое – эта общая песнь – признанье – «Единому безгрешному». Все грешные, все одинаки, все притекаем, все приклоняемся. Такого не испытывалось ни от Штирнеров, ни от Спенсеров, ни от Штраусов, ни от Шекспира даже. Я чувствую – мой народ. И какой же светлый народ, какой же добрый и благостный. Не предчувствую ничего.
– Потрепало маленько, – говорит встречающий знакомец, питерский извозчик, – а мы на «Петре» чисто как по стеклу доехали. Намаялись, теперь будет утешение душе.
На пристани гранитная часовня. Перед иконой Богоматери служат благодарственный молебен. Небо дождливое. На всем – серая пелена ненастья. Но – благодатное на душе. Крепкая низкорослая лошадка быстро несёт нас в гору, к величественному зданию гостиницы. На этих скалах, в лесах – такое! Не ждал, не думал. И я вспоминаю – дорогой говорили: «такие чудеса увидите!.. И все – они… все, своими трудами, и все сами, до последнего гвоздика!..»

И. С. Шмелев. Старый Валаам
ИСТОРИЯ

Дивный остров Валаам – один из древнейших столпов православия на Руси. Доподлинно не известно, когда был основан Валаамский монастырь, да и само назва-ние острова до сих пор является предметом исследований и споров. По основной версии считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы язычники, жившие как на самом Валааме, так и на берегах Ладоги. Этимологический разбор финского названия Valamo подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса.
Сохранилась финская легенда, как новоприбывшие христиане сначала обосновались на острове Святой. Затем они обратились к хозяевам с просьбой выделить под свои нужды землю размером с коровью шкуру на основном острове. Посмеялись над ними местные язычники, но согласились. Монахи нарезали шкуру на полосы и связали из них верёвку, с помощью которой огородили по периметру самые лучшие угодья. Язычникам не осталось ничего, кроме как покинуть остров...
После того, как «мирным путём» изгнали язычников, монахи начали строительство: иноки возвели церковь в честь Рождества Христова, с трапезной, и Спасо-Преображенский храм с приделами во имя святого Иоанна Богослова и святителя Николая. Тогда же вокруг обители построили ограду.
Точной даты появления на острове христиан нет. На протяжении долгого времени сохранялось предание о возникновении Валаамского монастыря чуть ли ещё не до Крещения Руси. Святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем – Валаама, где благословил горы на островах крестом. Языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками и установили каменный крест.
Следующим этапом освоения Валаама считается прибытие греческих иноков во времена крещения Руси – преподобных Сергия и Германа, которые основали на острове монашеское братство. В письменных памятниках говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие».
Валаамский монастырь стал духовным центром приладожских земель, оплотом православия на Севере Руси. Братия обители проводили богоугодное житие и были добрым примером для других.
К началу XX века Валаамский монастырь стал одной из самых значительных обителей России: скиты, отдалённые кельи, огромное хозяйство, иконописные мастерские и книгоиздательство, благотворительные общества и паломнические службы. Своего рода Афон Северной Руси, во многом близкий – и внутренним ритмом монашеской жизни, и особенностями строгого устава – своему далёкому греческому собрату.
После Октябрьской революции Валаамский архипелаг, и вместе с ним монастырь, оказались на территории Финляндии. Монастырь перешёл в ведение Финляндской православной церкви. Во время Зимней войны 1939-1940 годов монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, забрав все самое ценное, включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери, перебрались в Финляндию, основав там Новый Валаам.
В 1940 году монастырь вновь перешёл к СССР согласно мирному договору с Финляндией. Здесь была организована школа боцманов и юнг, а по окончании Великой Отечественной войны на островах архипелага разместилось подсобное хозяйство целлюлозного завода и дом-интернат для инвалидов войны. Храмы и часовни за ненадобностью разоряли, взрывали и сжигали. Эпоха атеизма…
В людском сознании верующих архипелаг Валаам был и остаётся – духовным материком. Дата нового возрождения Валаамского монастыря – 14 декабря 1989 года, когда четыре иеромонаха и два послушника первыми из нынешней братии ступили на заснеженный берег Никоновской бухты спустя почти 50 лет после исхода монахов с острова. Постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать. С 1990 года монастырь имеет статус ставропигиального, его священноигуменом является непосредственно Патриарх Московский и всея Руси. Нынешняя жизнь монастыря – ещё одно свидетельство того, что вера неизменно поднимает и восстанавливает обитель из руин.
Места силы. Попав туда, человек начинает чувствовать себя как-то по-особенному. Верующие называют такие места намоленными, а скептики полагают, что виной всему магнитные поля. У современных людей с природными местами силы отношения неоднозначные, ибо человечество утратило древние знания об энергетической структуре планеты. Тем интереснее побывать в особой зоне, где есть тайна, где сакральная связь соединяет время и пространство. Где хочется переосмыслить свою жизнь и духовно очиститься. У нашей страны есть территории, которым приписывают повышенный энергетический потенциал. Валаам — чудный остров, чей неповторимый дивный свет влечёт к себе паломников со всего мира.
ЧУДЕСА

Людям с буйной фантазией легко представить себе архипелаг Валаам как сосредоточие православной мистики. Однако остров открывает красоту своих чудес не сразу и не всем. Расскажем о нескольких, произошедших уже в наше время.
Чудо в Валаамской обители произошло в 1999 году, когда начала мироточить икона святых Германа и Сергия Валаамских в день почитания их памяти. Сначала миро – прозрачная густая маслянистая жидкость с едва заметным благоуханием – в виде капель проявилось на мантиях преподобных Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стекало вниз иконы. В 2004 году святое миро проступило на стекле иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», написанной для монастыря афонскими монахами. Интересно то, что комиссия из экспертов и учёных, которая исследовала миро, пришла к выводу, что химический состав мира не имеет аналогов на планете.
В мае 2016 года в исторической Зимней гостинице в центральной усадьбе посёлка Валаам вблизи Спасо-преображенского монастыря случился пожар. Выгорели два этажа из трёх, уничтожена мансардная часть, частично обрушилась кровля. Но! В руинах здания была найдена невредимая бумажная копия Валаамской иконы Божией Матери.
Проявляется ли Божий промысел в так называемых аномальных явлениях? Ещё одна загадка Валаама. Например, зимой 1984 года группа очевидцев в северо-западной части острова неожиданно увидела яркий светящийся шар размером полной Луны. Неповторимое зрелище продолжалось минут 15, после чего шар как бы погас, превратившись в небольшую «звёздочку», постепенно растворившуюся в ночном небе.
На юге архипелага бывают слышны странные громкие звуки, впечатляющие своей внезапностью. Загадочные «бронтиды» – громоподобный голос озёрных глубин – это явление характерно для районов сейсмической активности. Казалось бы, какая может быть сейсмическая активность на нашем тихом озёрном северо-западе?
А ещё миражи. Загадочные. Путешественники прошлого века видели, как в тихую погоду возникают в тумане контуры гор, окутанных сиянием, сказочных замков и шпилей.
Много можно говорить о чудесах Валаама. Два урожая пшеницы на практически скалистой почве – не чудо ли? Табличка у озера: «Вода питьевая». Многообразие растений со всего мира – как в ботаническом саду.
ЗАЧЕМ?

В наши дни уединенным остров назвать сложно, по крайней мере, в летний сезон. Волонтёры, паломники, трутники (они приезжают потрудиться во славу Божию на острове). На Валаам сегодня приезжают не только православные, но и люди разных вероисповеданий из многих стран планеты. Все чаще говорят о том, чтобы как минимум ограничить непрекращающийся поток гостей на Валаам, а то и вовсе запретить въезд.
Зачем люди приезжают на Валаам? Ради интересных мест, прогулок по причудливым ландшафтам, выездов на природу и созерцания приятных глазу пейзажей? Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и на глубину, – островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».
Неповторимый облик острова наводит на мысль о том, земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты духовной.
Как говорят, это святая земля, намоленная, Господь здесь рядом. И едут сюда люди, чтобы найти ответы на самые важные и сокровенные вопросы своей жизни. Каждая человеческая судьба неповторима и трогательна, ведь на Валаам просто так люди не попадают. Значит, есть потребность души.
На острове можно пробыть несколько дней, но, удивительно, желающих проводить на таинственном острове более чем одну ночь, практически не находится. Все признают, что Валаам сильно влияет на энергетику человека. Для одних людей – это идеальное место для духовного развития: суета и мысленная шелуха отсеиваются, а внимание акцептируется на действительно важном. Чувствуется прилив сил и поднятие духа. Но есть паломники, которые не получают ожидаемой благодати, наоборот, чувствуют упадок сил. Прежде, чем посетить Валаам, надо подумать, стоит ли ехать туда без особого благословения или приглашения. Места силы могут по-разному влиять на людей. Поэтому нужно всегда внимательно следить за своим состоянием: как за физическим, так и за эмоциональным. Место Силы…
По данным игумена Мефодия, Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь. По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один.
По материалам: официальный сайт Валаамского монастыря, журнал «Вокруг света», газета «Вечерний Санкт Петербург», pravoslavie.ru