Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872
В 1872 году в Петербурге открылась Вторая передвижная выставка. Иван Николаевич Крамской представил здесь своего «Христа в пустыне». У картины на выставке развернулись горячие дебаты – кого же изобразил художник: Гамлета, Дон-Кихота, самого Христа и какой момент запечатлен – поста или дьявольского искушения... Крамской по этому поводу написал целую статью о своих сомнениях и страхах, мучительном поиске образа и о том, кто для него самого Христос: «...Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?»
19 января христиане всего мира вспоминают великое, удивительное, содержащее множество смыслов евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Встреча человека с Богом… Богоявление… После крещения Иисус удалился в пустыню, где провел сорок дней, чтобы подготовиться к миссии, с которой он пришел на землю. Уединение, пост, молитва и размышление… Разве ему, Богочеловеку нужно было готовиться? Евангелист Матфей повествует, что Господь не своею волею решил испытать искушение, но как Человек, – повинуясь Духу Божию, на него сошедшему на Иордане: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола…» Вот! Иисус должен был еще пройти искушения, как обычный человек – ведь он крестился как обычный человек… Отказаться от божественности, познать то, что чувствует человек, когда его искушает сатана.
Почему этот праздник называется Крещением? Ведь креста как символа христианства в тот момент еще не было, и в обряде, когда Иоанн Креститель погружал в воду Христа, распятие не использовалось. Иоанн Креститель по-английски звучит как John the Baptist, и на латыни имя Предтечи звучит как Ioannes Baptista. Баптист – от греческого слова, в переводе означающего «погружаю в воду», то есть «крещу». Мы, славяне, отличились и назвали Евангельское событие Богоявления Крещением Господним, а Иоанна мы назвали Крестителем. И с тех пор и таинство своего духовного рождения тоже называем Крещением.
По поводу искушений Христа сатаной написано множество толкований. Особую известность сюжет получил благодаря роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», где словами инквизитора разъясняется суть дьявольских искушений: «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия – эти силы: чудо, тайна и авторитет… Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле».
Столкновение Христа и Антихриста в пустыне зафиксировано в трех Евангелиях. Написано немного – только главные моменты: так как свидетелей не было, вполне возможно, что в Евангелиях записано только то, о чем Христос, рассказал своим ученикам. Как крещение, так и искушение были, очевидно, одинаково необходимым «исполнением всякой правды» (Mф.3: 15), и если в Иордане Господь крестился Духом Святым, то в пустыне он крестился «огнем» (Мф.3:11) искушения.
В священном писании дьяволом в собственном смысле называется падший ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное в частности спасению человека. В каком виде приступил он к Спасителю – евангелисты не говорят. Это был явившийся Спасителю дух злобы.
Эта евангельская история интересна и тем, что дьявол почему-то надеялся, что Христос ему подчинится. Рассчитывал, что сможет уговорить согрешить Иисуса-человека? Или он пытался убедиться, вправду ли Иисус есть Сын Божий? Искушение хлебом, искушение чудом и искушение властью….
Через сорок дней молящийся в пустыне Иисус Христос почувствовал голод и упадок сил. И тогда сатана указывает ему на камни и предлагает превратить их в хлеб. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Иисус Христос отвечал дьяволу: «Написано: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Что за грех было превратить камни в хлеб? Но никогда Спаситель не совершал чуда для самого себя и физические потребности он ставил на последнее место. Кроме того, послушаться дьявола в чем бы то ни было – грех. Иисус не использовал хлеб как чудесное средство для получения контроля над человеческим сообществом. Интересно, что впоследствии, когда Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек, результатом этого было то, что люди немедленно провозгласили его Мессией и попытались «нечаянно взять его и сделать царем» (Ин. 6:14-15).
Второе искушение – это искушение чудом. «Тогда берет Его сатана и ставит на крыло храма» (Мф.4). Крыло – это скорее крыша храма. И мы помним, что дьявол предлагает Иисусу броситься оттуда, чтобы проверить, будут ли действовать слова 90-го псалма: «Когда ангелам своим заповедует о тебе – сохранить тебя во всех путях твоих», ибо сказано, «на руках поднимут тебя, да не когда преткнешь о камень ногу свою» (Мф. 4:6). Итак, сатана снова потребовал от Христа подтверждения того, что он действительно Сын Божий, и для этого он должен был сотворить чудо на глазах у людей, пришедших в храм. И этим привлечь к себе внимание: «Если ты сделаешь чудо, бросишься вниз, все они поверят, что ты Сын Божий». Иисус без колебания ответил: «Сказано также: «Не искушай Господа Бога своего». Христос вышел победителем и во втором искушении – он не только отверг этот соблазн, но и показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога.
Наши искушения входят в промысел Божий для нашего же добра. Если устоим – станем сильнее; если поддадимся – научимся лучше понимать, что нам нужно для дальнейшего освящения и благословения (от Матфея).
Василий Суриков. Искушение Христа. 1872
Искушение – испытание, проверка… «Если ты Сын Божий…» Трижды Вельзевул расставлял ловушки Иисусу, пытаясь выяснить, кто перед ним – обычный человек или Мессия. Быть может, сатана предполагал, что если Христос поддастся его искушениям, то для человечества не будет искупления, и власть сатаны над людьми станет абсолютной… Третье испытание Христа – последняя попытка сатаны – искушение властью. Власть – это сильнейший из соблазнов. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: «Тебе дам власть над всеми сими царства[1]ми и славу их… итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:5-7). И тогда Иисус резко ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Если предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневался, что Иисус – это Спаситель, то вот тут-то дьявол осознал, что попался в ловушку, которую сам замышлял. Требовал от Христа свидетельства того, что тот действительно Сын Божий, – и вот убедился, когда был вынужден подчиниться божественному повелению Христа. «И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк.4:13). А Иисус в окружении ангелов Божиих, воодушевленный этой победой, пошел из пустыни к людям, которым надлежало услышать Евангельскую весть о спасении от грехов. Помните знаменитую фразу Достоевского в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»?
Главная христианская молитва – «Отче наш». Еще ее называют Господней молитвой, потому что ее в Евангелии продиктовал и заповедал ею молиться сам Христос. Заканчивается она мольбой к Богу «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Как объясняют святые отцы, в христианстве искушение Христа понимается как одно из доказательств двух природ в Иисусе. Христос не только прошел испытания, но и показал, как нам должно относиться к искушениям. Человеку это по силам.