А в 1769 г., во время войны России с Турцией и Польшей (1768-1774), указом Екатерины II было установлено совершать поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября по церковному календарю, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество».
В этот день в храмах служат особые поминальные молебны об упокоении всех солдат, павших в боях за свою страну. А православные верующие поминают в молитвах покойных родственников, которые воевали или просто служили в армии. Молятся Иоанну Крестителю, последнему ветхозаветному пророку.
Почему же именно этот день русский православный народ выбрал днем поминовения своих убиенных воинов?
Этот праздник в православной традиции не относится к числу главных, но почитается и проводится торжественно и чинно. Нет, пророк Иоанн не был ни революционером, ни воином, и крещением Иисуса в реке Иордан он, по сути, завершил главное предназначение своей жизни. Но Иоанн Предтеча продолжал учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию, бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий.
Христос называл Иоанна Крестителя самым великим пророком из пророков Ветхого Завета. Он возвестил пришествие Избавителя, Мессии, Сына Божия, фактически возвестил новую эру на земле…
И вот этот человек, пользовавшийся громадным уважением народа, был заключен в темницу Иродом Антипой – правителем Галилеи. Пророк открыто обвинял Ирода в том, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он незаконно сожительствовал с Иродиадой – женой своего брата Филиппа. Он оскорбил царское величество правдой! Иродиада, люто ненавидевшая Крестителя, потребовала, чтобы того посадили в темницу, а затем добилась и его казни. Она подговорила свою дочь Саломею потребовать голову Иоанна Предтечи в на - граду за знаменитый танец семи покрывал, который та исполняла перед правителем и его гостями. По преданию, Ирод был ошеломлен кровожадной просьбой юной Саломеи, но отступать от своего слова не стал. Ведь он уже прилюдно пообещал ей в награду все, что она по - желает. Так во время пьяного пира был обезглавлен праведник, никогда не призывавший к насилию, только к покаянию…
Почему же Иоанн Креститель стал образом воина?
Как объяснил корреспонденту «МИР 24» магистр богословия, профессор Александр Михайлович Копировский, в христианстве воин – это не тот, кто убивает врага, а тот, кто отдает свою жизнь, защищая истину. Причем, не свою относительную правду, и даже не правду своего народа или своей страны, а абсолютную, Божественную истину. Иоанн Креститель смело, как настоящий воин, выступил против сильнейшего.
Однако, по словам профессора, поводом к тому, чтобы прославить Предтечу как небесного покровителя право - славного воинства, послужило событие, в общем-то, не очень значительное и в не - котором смысле даже случайное. В 1769 году, во время очередной войны России и Турции, кому-то из церковных иерархов пришло в голову, что нужно попросить помощи у Иоанна Предтечи. И царица Екатерина II, достаточно прохлад - но и спокойно относившаяся к вопросам веры, решила поддержать это начинание и подписала царский указ, по которому русские воины призывались к молитвам святому Иоанну Предтече в день усекновения его главы.
Вот эта парадоксальность решения, что молиться надо не воину-победите - лю (в Ветхом Завете есть такие святые, которые все время побеждали). Но обратились к образу Иоанна Крестителя, и увидели его как воина. И быть может, через эту историческую случайность от - крылась какая-то очень глубокая правда об образе Иоанна Предтечи – что настоящий христианин воинствует, восставая за правду даже против сильнейшего, да - же ценой своей жизни.
Царица Екатерина II очень неудач - но связала поминовение воинов с праздником усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом критически вы - сказался крупнейший литургист XX столетия епископ Афанасий (Сахаров): «Все святые мученики страдали за истину, и если уже искать подобия для воинов, то скорее у святых воинов же, в особенности на брани убиенных. Предтеча Господень никакого отношения к воинскому званию не имел. Сам он не брал меча в руки. Пострадал он за веру, конечно, не в том смысле, как это разумеется, когда говорят о воинах, за веру жизнь свою положивших»