Земля родная.
Земля родная.
«Земля, на которой мы родились, сладчайшая сердцам нашим родина, – и мы, на земле нашей рожденные, – между нами связь неистребимая. Родину даже изгнанник не забудет и в самой благополучной чужбине. Родная земля, какая она ни есть, она – моя. Она мила мне не потому, что хороша, а потому, что она – моя, родная, особенная, единственная. И если она убога, темна, если жить в ней трудно, – что ж! это – наше горе, наша тоска, но и тоска эта нам милее чужой радости, потому что в этой тоске – зов к подвигу, к живому деланию, к преображению жизни».
Федор Сологуб
«Человек не может не любить свою родину; если он не любит ее, то это означает, что он ее не нашел и не имеет. Ибо родина обретается именно духом, духовным гладом, волею к божественному на земле».
Иван Ильин
Впервые родная земля воспевается в одном раннем тексте, который, предположительно, был написан неизвестным автором во Владимире между 1238 и 1246 гг. Так впервые в «Слове о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» прозвучала скорбь о судьбе России:

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озера многими, удивлена еси реками и кладезьми местночестными, горами крутыми, холмы высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьями грозными, бояры честными, вельможи многими – всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская».
ристианская». Михаил Кром, советский и российский историк, доктор исторических наук, пишет, что понятия «патриотизм» в Древней Руси не было. «И не только этого слова, которое нам теперь известно и которое мы используем (а используем мы его, начиная лишь с XVIII века). Но не было и каких-то эквивалентов, каких-то русских соответствий. Они появятся, но они появятся позже. Так вот в самый ранний период нет и какого-то обобщающего понятия. А это означает, что нет рефлексии, нет каких-то размышлений. Это значит, что невозможно было быть, грубо говоря, патриотичнее одному человеку, чем другому. И никого нельзя было осудить за то, что он плохой патриот и как-то не так или неправильно относится к своей родине». А учитывая то, что в середине XIII века русская земля представляла собой не государство, а разрозненные удельные княжества, объединенные православием, – преданность родной земле никак не была связана с государством.
Илья Глазунов. Разгром Храма в Пасхальную ночь. 1999
В словарях слово «патриотизм» (греч. patris – родина, отечество) определяется так: особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему народу, Родине; желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству. Спросите любого прохожего, патриот ли он, и человек скорее удивится этому вопросу. А как же иначе?!
Но обратимся к статистике.
«Безусловных» патриотов в России стало меньше.

По результатам исследования, проведенного в 2020 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на вопрос: «Патриот вы или нет?» – ответ «безусловно, да» выбрали 46% опрошенных россиян. Для сравнения: в 2000 году патриотами себя считали 84% респондентов. В то же время 43% опрошенных сейчас ответили на этот вопрос «скорее да».
Доля тех, кто не считает себя патриотом, за 20 лет сократилась с 16 до 6%.

За указанный период россияне изменили отношение и к тому, что значит быть патриотом. Вариант «любить свою страну» в 2000-м выбрали 56% респондентов против 47% сейчас. В то же время с 35 до 44% выросло число тех, кто называет патриотизмом работу и действия ради процветания страны. Доля тех, кто считает, что Россия «лучше, чем другие страны», за 20 лет снизилась с 17 до 8%...
Родина. Есть два слова. Одно пишется с прописной буквы и означает родную страну, отечество, а второе – со строчной и обозначает место рождения человека. Так нас учили в школе. Вы заметили, что в последнее время термин пишут со строчной буквы в обоих случаях?

Президент Владимир Путин назвал патриотизм «стержнем генетической памяти» русского народа, и именно в нем заключается российская национальная идея.
Мы живем, иногда забывая о том, насколько богата душа нашей страны, теряем привычку держаться друг за друга... Патриотическое чувство упало в цене?
Эмигранты первой волны вынужденно покидали Россию перед лицом прямой угрозы жизни и там, на чужбине, оберегали свое пространство русской культуры, десятилетиями держались вместе. Они всячески культивировали свою русскость, традиции – микромир, который они вывезли с собой из России. Некоторые беженцы принципиально отказывались от гражданства приютивших их стран… Знаменитая «русская хандра», болезнь тоски по родине… Говорят, что именно ностальгия сделала из эмигрантов великих мастеров, творцов, гениев…
А современные русские граждане, собираясь на отдых за границу, выбирают отель, где мало русских. Так-то.

Дмитрий Белюкин. Белая Россия. Исход. 1992
Удивительно, но граф Л.Н. Толстой в свое время считал патриотизм чувством безнравственным, поскольку «для христианина любовь к отечеству стоит преградой для любви к ближнему». И устаревшим, поскольку «любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей». Кто знает, какие слова написал бы классик, если бы пережил Вторую мировую войну, сплотившую наш народ в борьбе во имя Родины?
Много видевший, много испытавший, дважды раненный на войне, русский писатель Виктор Петрович Астафьев глубоко переживал за судьбу своей страны, за соотечественников. Он был убежден, что «Русь, сколь бы ее не превращали в империю зла, стояла и держалась добрыми людьми».
Из письма писателя Виктора Астафьева своему коллеге: «[…] Одного хочу – не дожить до следующей войны. Мне не перенести ее будет, ибо я знаю, что ждет наших детей, внуков и русский народ, точнее, остатки его, уже раздробленные, полуассимилированные, деморализованные. Кто-то дышит нашему народу в затылок, подгоняет его, подталкивает к скорейшему концу. И кто это, я понять до конца не могу, ибо он занимается самопожиранием, как будто изжил сам себя, но для великого народа слишком малый срок, чтобы заболеть белокровием. Может быть, мы и не были великими? Может, так в детстве и застряли? Стадное чувство, рабство, душевная незрелость, робость перед сильной личностью вроде бы к этому склоняют, но великая культура, небывало самобытное и величайшее искусство, созданное за короткий срок, – живое свидетельство зрелости нации».
Научить патриотизму можно? Скорее, воспитать. Воспитать в духе патриотизма. Можно. И нужно.
На нашу молодежь оказывается достаточно серьезное давление: используется антироссийская пропаганда, искажаются исторические факты. Возникает вопрос: а мы с вами куда смотрим, на кого надеемся? Родители полагают, что воспитывать в подрастающем поколении чувство долга перед отчизной и любовь к Родине должна школа. А в современной школе воспитание школьника перестало быть важным. От советской идеологической догматики в школах отказались, кроме того, рыночная экономика внесла перемены в культурную среду. В 1992 году чиновники-реформаторы на законодательном уровне провозгласили образование услугой. Учитель должен лишь «давать материал». Правда, наметились некоторые положительные сдвиги: весной 2021 года Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года. Их суть: введение в учебных заведениях страны всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся СПО и студентов вузов. Как будет возрождаться патриотическое просвещение – покажет время.
Но нам думается, что в любом случае, не школой единой. Воспитание патриотизма, тонкого и трепетного отношения к стране, в которой ты родился, это «идет из семьи». Ведь какими бы независимыми и самостоятельными не хотели казаться (и быть) наши дети, они неизменно приходят к тем традициям и устоям, которые закладывает в них семья. Пусть со временем.
Илья Глазунов. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. 1980
«Родина не там, где лучше, а там, где больнее. Отечество – тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
А мы, потомки героев, победивших фашизм? Считаем ли мы с вами свою страну великой? Гордость за Родину испытываем во время Парада Победы. И когда звучит гимн России на очередной Олимпиаде. И когда слышим оценки международных экспертов о высоком, лидирующем качестве российской вакцины… Отбрасывая тысячи предрассудков и кривотолков, мы приходим к тому, что Россия играет особую роль в современном мире, мы – государство, имеющее свою позицию по ключевым международным вопросам.

Свою страну россияне хотят видеть богатой, влиятельной, сильной, успешной. У каждого гражданина – «особое расположение к своей Родине», а вот «желание поддержать своим участием процветание своей страны» – с этим как? Патриотическое чувство не может быть пассивным – мы нужны здесь, у себя дома, на своей родной земле… И строить на века, и передавать своим детям опыт своей семьи и своего рода, и беречь природу должны мы сами. Потому что это наша земля, которую мы оставляем своим потомкам. Другой Родины у нас не будет.
Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Анна Ахматова
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ