Удивительно, но граф Л.Н. Толстой в свое время считал патриотизм чувством безнравственным, поскольку «для христианина любовь к отечеству стоит преградой для любви к ближнему». И устаревшим, поскольку «любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей». Кто знает, какие слова написал бы классик, если бы пережил Вторую мировую войну, сплотившую наш народ в борьбе во имя Родины?
Много видевший, много испытавший, дважды раненный на войне, русский писатель Виктор Петрович Астафьев глубоко переживал за судьбу своей страны, за соотечественников. Он был убежден, что «Русь, сколь бы ее не превращали в империю зла, стояла и держалась добрыми людьми».
Из письма писателя Виктора Астафьева своему коллеге: «[…] Одного хочу – не дожить до следующей войны. Мне не перенести ее будет, ибо я знаю, что ждет наших детей, внуков и русский народ, точнее, остатки его, уже раздробленные, полуассимилированные, деморализованные. Кто-то дышит нашему народу в затылок, подгоняет его, подталкивает к скорейшему концу. И кто это, я понять до конца не могу, ибо он занимается самопожиранием, как будто изжил сам себя, но для великого народа слишком малый срок, чтобы заболеть белокровием. Может быть, мы и не были великими? Может, так в детстве и застряли? Стадное чувство, рабство, душевная незрелость, робость перед сильной личностью вроде бы к этому склоняют, но великая культура, небывало самобытное и величайшее искусство, созданное за короткий срок, – живое свидетельство зрелости нации».
Научить патриотизму можно? Скорее, воспитать. Воспитать в духе патриотизма. Можно. И нужно.
На нашу молодежь оказывается достаточно серьезное давление: используется антироссийская пропаганда, искажаются исторические факты. Возникает вопрос: а мы с вами куда смотрим, на кого надеемся? Родители полагают, что воспитывать в подрастающем поколении чувство долга перед отчизной и любовь к Родине должна школа. А в современной школе воспитание школьника перестало быть важным. От советской идеологической догматики в школах отказались, кроме того, рыночная экономика внесла перемены в культурную среду. В 1992 году чиновники-реформаторы на законодательном уровне провозгласили образование услугой. Учитель должен лишь «давать материал». Правда, наметились некоторые положительные сдвиги: весной 2021 года Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года. Их суть: введение в учебных заведениях страны всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся СПО и студентов вузов. Как будет возрождаться патриотическое просвещение – покажет время.
Но нам думается, что в любом случае, не школой единой. Воспитание патриотизма, тонкого и трепетного отношения к стране, в которой ты родился, это «идет из семьи». Ведь какими бы независимыми и самостоятельными не хотели казаться (и быть) наши дети, они неизменно приходят к тем традициям и устоям, которые закладывает в них семья. Пусть со временем.