«Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом».
Первая волна эмиграции оставила наиболее яркий след в истории нашей страны. Среди сотен тысяч беженцев из России, осевших на чужих берегах после революции 1917 года, оказалась большая часть интеллектуальной элиты. Потеря родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад… Люди с мировым именем, которые могли бы составить славу Отечества и принести огромную пользу здесь, на родине, стали не нужны стране. Пример тому – биография Игоря Ивановича Сикорского – одного из крупнейших авиаконструкторов XX века.
Родился 6 июня 1889 г. в Киеве (Российская империя). Его отец, Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919), был профессором кафедры психиатрии Киевского университета, а также общественно-политическим деятелем, членом Киевского клуба русских националистов. Ребенком, Игорь Сикорский любил слушать рассказы матери о Леонардо да Винчи, и его впечатлила идея о «железной птице», способной поднять человека в небо. Однажды ему приснился полет на воздушном корабле… Мечта всей жизни определилась.
В 1903-1906 гг. Игорь Сикорский учился в Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе, затем – в технической школе Дювиньо де Ланно во Франции. В 1908 г. завершил образование на механическом факультете Киевского политехнического института, где существовала воздухоплавательная секция. Родители, стремясь оградить сына от революционных настроений, отправили его в 1909 г. обучаться летному мастерству у известного французского авиатора Фердинанда Фербера. В дальнейшем, в отличие от многих проектировщиков, Сикорский самостоятельно пилотировал большинство своих изобретений.
Сборка первого вертолета началась в мае 1909 года, когда Игорь готовился к своему двадцатилетию. У молодого энтузиаста были идеи, но отсутствовал опыт, и его первый вертолет не смог подняться в воздух… Дело было даже не в ошибках, а в отсутствии двигателя необходимой мощности.
«От шага к прыжку, от прыжка к полету», – мудрая заповедь Фербера, оставленная им в наследство тем, кто начинает путь авиатора. Потерпев неудачу, Игорь Сикорский переключился на создание аэропланов, и уже 3 июня 1910 года он поднял в воздух первый самолет собственной конструкции С-2. Установил ряд рекордов как авиатор на малых самолетах и получил почетную медаль Императорского русского технического общества.
«Илья Муромец»
Игорь Сикорский придумал практически все, что входит в понятие гражданской авиации сегодня, и его достижения конструкторской мысли опровергают утверждение, что предреволюционная Россия была отсталой крестьянской страной.
С лета 1912 г. Игорь Сикорский (в 23 года!) стал главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. Там, в числе многих военных машин, им был создан первый в мире четырехмоторный воздушный гигант «Русский витязь», который с пассажирами на борту установил мировой рекорд, пролетев 1 час 54 минуты. Это была сенсация в воздухоплавании! С новым самолетом пожелал ознакомиться император Николай II. Сикорский был приятно удивлен технически точными вопросами царя об устройстве машины. На память об этой встрече Николай II подарил авиаконструктору золотые часы с бриллиантовым изображением государственного герба.
На основе «Русского витязя» Игорь Сикорский построил «Илью Муромца» – гордость российского самолетостроения. Четырехмоторный самолет стал первой в мире летающей крепостью, с закрытой кабиной пилота, удобным салоном на 16 пассажиров (электричество, плетеные кресла, туалет). Побивая все рекорды длительности и высоты, Игорь Сикорский с экипажем совершил перелет по маршруту «Москва–Киев–Москва».
В 1914-м Россию втянули в мировую войну. «Илью Муромца» переделали в бомбардировщик: на аэродром привозили части самолетов, сделанных на заводе, собирали под открытым небом и отправляли на фронт. Была сформирована воздушная бомбардировочная эскадра – первая в мире. Игорь Сикорский, бывало, жил на аэродроме по несколько дней, готовил экипажи. За всю войну был сбит только один «Муромец», который атаковали сразу аж 20 немецких истребителей!
Первое время самолеты могли обстрелять свои: русские солдаты не представляли, что такая чудо-машина принадлежит российской армии. Поэтому летчики для узнаваемости прикрепляли к днищу самолета российский флаг.
Помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914–1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, т.е. практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в Первой мировой войне. В конце войны Игорь Сикорский мечтал об оснащении своих машин новым оборудованием… Планам не суждено было сбыться.
В условиях наступившей после революции 1917 года разрухи и анархии рассчитывать на сохранение авиационной промышленности не приходилось. Завод встал. Все митинговали. Погибли многие сподвижники и друзья Сикорского. К тому же конструктор не скрывал своей преданности царскому престолу. В начале 1918 года один из рабочих завода предупредил Игоря Ивановича, что его фамилия включена большевиками в черный список «классово-чуждых элементов». Ему не могли простить ни отца, имевшего славу реакционера, ни старшего брата, который был царским офицером и служил в военно-морском судебном ведомстве, ни того, что сам царь Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский летчик. Могли расстрелять в любой момент, без суда…
Игорь Сикорский, который не хотел расставаться с Россией, навсегда покинул ее.
Оказавшись в Америке, в Нью-Йорке, русский конструктор первое время бедствовал, питался на 80 центов в день, зарабатывал на жизнь уроками математики в вечерней школе для русских эмигрантов, читал лекции по авиации и астрономии в различных обществах…
В его паспорте было указано, что он приехал в Америку, чтобы «построить самолет». Никто не хотел давать ему деньги на производство машин. Лишь в марте 1923 года Игорь Сикорский смог зарегистрировать свою компанию, пайщиками и работниками которой стали главным образом русские инженеры.
Sikorsky Aero Engineering Corporation
Всего 800 долларов – таков был начальный капитал компании, а разместилась она … в пустой птицеферме, принадлежавшей одному соотечественнику. Курятник с гордой вывеской Sikorsky Aero Engineering Corporation – здесь Игорь.
Иванович с единомышленниками и построил первый самолет к апрелю 1924 года. Средств на сооружение самолета постоянно не хватало, русские эмигранты собирали на него деньги – кто по 5 долларов, кто по 100. Улыбнулась удача: знаменитый композитор Сергей Васильевич Рахманинов вложил в компанию пять тысяч долларов, что было весьма существенной по тем временам суммой.
Машина (она называлась S-29А) получилась очень удачной, стала образцом для всех подобных машин на нашей планете. Корпорация Сикорского стала быстро набирать силу, приобрела для строительства завода участок земли в городке Стратфорд, штат Коннектикут, в 1929 году переехала туда и реорганизовалась в Sikorsky Aircraft Corporation. Как и раньше, весь творческий костяк составляли русские эмигранты, ставшие американскими гражданами (Сикорский получил гражданство США в 1928 г.).
В мировую авиацию пришла мода на летающие лодки – амфибии. В 1939 г. Сикорский сконструировал пассажирский трансатлантический гидроплан с отменными эксплуатационными и летными характеристиками. Гидросамолет немедленно начал с легкостью побивать мировые рекорды и принес компании Сикорского большой коммерческий успех: несколько десятков таких машин сразу закупила компания Pan American. Когда спрос на гидропланы упал, Сикорский переключился на производство вертолетов – вернулся к тому, с чего начинал свою карьеру конструктора…
Когда в мае 1957 г. И.И. Сикорский ушел с поста главного конструктора Sikorsky Aircraft, в фирме работало уже около 11 тыс. человек, и она была обеспечена заказами на много лет вперед.
Созданная И.И. Сикорским в 1923 г. компания существует до сих пор.
Интересно. В Америке русских инженеров в 1920-30 годы принимали на работу без конкурса.
В 1914 году в России было 244 военных самолета, а у американцев – всего 30. Все, что авиаконструктор мечтал сделать в России, было сделано в США.
14 сентября 1939 года, в воздух поднялся первый в мире экспериментальный геликоптер Vought-Sikorsky 300. За штурвалом необычной машины в тот день сидел ее создатель, бывший подданный Российской империи Игорь Сикорский. Он разработал прототип этой модели еще в июле 1909 года!
Правду сказать, приютившая русского изгнанника Америка не сразу оценила его великое изобретение. Многие утверждали, что построить такую машину с нормальными летными характеристиками вообще невозможно. А пессимисты говорили, что, даже если машину сделают, это будет абсолютно бесполезная вещь. Но великий авиаконструктор был уверен, что «геликоптер сможет выполнять такие задачи, какие ни одному самолету и не снились». Воплощение этой мечты стало делом всей жизни И.И. Сикорского. Его упорная решимость и вера в свою способность построить то, что многие считали невозможным, легли в основу сегодняшней вертолетной индустрии.
Первыми, кто по достоинству оценил винтокрылые машины, были военные. За мощь и вместительность американские пилоты прозвали вертолет Сикорского «Кадиллаком». К концу 1942 Сикорский получил заказ на серийное производство 22 вертолетов для американской армии и береговой обороны.
Во время Второй мировой войны, в начале 1944 года, была проведена первая в мире спасательная операция. Недалеко от Нью-Йорка взорвался эсминец американского флота. Пожар удалось потушить, но на борту оказалось много раненых и обожженных. Необходимо было срочно доставить кровяную плазму. Слепящий снежный шторм парализовал движение нью-йоркской гавани. Поднятый по тревоге вертолет за 14 минут доставил из госпиталя плазму для раненых. В ноябре 1945 года вертолет Сикорского снял людей с потерпевшего крушение танкера, открыв тем самым эру гражданских спасательных операций. К 1969 году машины русского конструктора спасли более 50 тысяч человеческих жизней. После войны Sikorsky Aircraft Corporation перешла на вертолеты гражданского или двойного назначения.
Можно сказать, что вся мировая вертолетная индустрия была создана на плечах Сикорского. Вертолеты Сикорского строились по лицензии одновременно в Англии, во Франции, Германии, Италии, Японии. Такого в истории мировой авиации еще не было. Гениальный русский конструктор стал основателем самой мощной на сегодня американской вертолетной индустрии, его талант, оказавшийся не нужным в советской России, сыграл исключительную роль в становлении экономического и военного могущества США.
Помимо выполнения заказов армии и гражданских компаний, фирма Сикорского с 1957 г. поставляла вертолеты для Белого дома. «Президентский» S-58 понравился Первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву во время его пребывания в США в 1959 г., и два таких вертолета были приобретены им для поездок. Информация о том, кто построил эти вертолеты, в СССР не раскрывалась.
На вертолетах Сикорского в конце 1960-х – начале 1970-х годов были совершены первые перелеты через Атлантический и Тихий океаны.
В 1993 г. была отреставрирована статуя Свободы на здании Капитолия в Вашингтоне. Снять и после ремонта поставить обратно статую, весом семь тонн, смог только вертолет-кран Сикорского.
«Величие и чудесная точность функционирования Вселенной есть результат действия естественных законов, которыми Бог пользуется как инструментом».
На чужбине, в Америке, Игорь Сикорский оставался русским и глубоко верующим человеком. Он давал деньги на строительство церкви, регулярно совершал паломничество на Св. гору Афон, написал несколько книг о христианской вере, о смысле жизни человека, его месте во Вселенной. В них Игорь Иванович, показав себя религиозным провидцем и философом, пишет о беспрецедентной глубины кризисе человечества и особо отмечает, что духовная помощь, а не материальная, нужнее в наши дни людям:
«Мы живем в одну из наиболее мрачных эпох человеческой истории… Достижения научно-технического прогресса за последние века высоко подняли материальные стандарты жизни и снабдили человечество удивительными игрушками электричества, летательных аппаратов, радио и т. д., но в конечном счете ничего не дали для повышения духовного уровня людей… В просвещенном и цивилизованном двадцатом веке современные Ироды, с той же целью удержания своей власти, что и древний Ирод, готовы тысячами уничтожать невинных детей бомбами и голодной блокадой».
Сикорский считал, что между религией и наукой нет противоречий: интерес к устройству мира является для людей абсолютно естественным – как естественным является интерес детей к делам отца. Более того, технические изобретения и социальные проекты бесполезны, если они оторваны от Евангельской истины. Если, писал Сикорский, миром будут управлять духовно мертвые люди, то его можно сравнить с самолетом, которым управляет несознательный и неопытный экипаж. Впрочем, он никогда не пытался заставить кого-либо принять свои убеждения.
Игорь Сикорский любил говорить, что «работа человека по-прежнему остается той искрой, которая двигает человечество вперед». Свой последний день жизни он провел за рабочим столом, продиктовал и подписал письмо, которое касалось применения вертолетов, как аварийного средства спасения. Создание винтокрылого «ангела-спасителя»…
Скончался великий русский человек Игорь Иванович Сикорский 26 октября 1972 года. Отпевали в церкви Святителя Николая, построенной, в том числе, и на его пожертвования, и прихожанином которой он был до конца жизни.
За свою жизнь он был удостоен множества почетных званий и наград. Его имя включено в США в Национальный зал славы изобретателей. Почетная медаль Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук» в сфере авиации была присуждена только двум людям – Орвиллу Райту и Игорю Сикорскому.
иллу Райту и Игорю Сикорскому. В СССР Сикорский не приезжал. На родине успехи великого авиаконструктора долгое время замалчивались – монархист и белоэмигрант был стерт из учебников машиностроения. Авторство самолета «Илья Муромец» было приписано безликой «группе молодых конструкторов РБВК». Только в 1990-е годы о Сикорском стали появляться фильмы, книги и статьи о его изобретениях.
Первые вертолеты (геликоптеры) Сикорского у нас не сберегли. В конце 1970- х части тех геликоптеров выбросили на свалку…