Этот праздник отмечается с IV века, всегда приходится на сороковой день после Пасхи и считается одним из самых великих в христианском календаре. Название праздника отражает суть библейского события – Вознесение Иисуса Христа на небо, и завершение его земного служения. Этот день именуется также «отданием Пасхи». Верующие перестают обмениваться при встрече пасхальными приветствиями «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»
Как Иисус провел сорок дней в подготовке к своей миссии, столько же времени он готовил апостолов к их служению. После своего Воскресения Христос являлся ученикам, говорил с ними о тех вещах, которые они раньше либо не готовы были слышать вовсе, либо понимали не совсем верно. Укреплял веру своих учеников в предстоящее Вознесение – беспримерное событие, превышающее человеческий опыт: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам». Иисус говорил, что через несколько дней придет Дух Святой, который и совершит окончательный благодатный переворот в их сознании.
На сороковой день после Пасхи Христос собрал апостолов, привел их на гору Елеон, благословил – и устремился вверх в лучезарное облако. От увиденного апостолы пришли в восторг и трепет. Тогда же явились им ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). И люди поняли, что смерть – это не печаль, а переход души в другой мир. Человек на земле – всего лишь гость, странник, который совершает свой «крестный ход» в вечность. А Господь своим Вознесением указывает ему путь восхождения к ней, и дает верующим надежду на обретение в конце пути дома в Царствие Божием.
Конечно, Небеса – условное, символическое, указание места пребывания Господа. Поэтому в молитве «Отче наш, сущий на небесах...» подразумевается скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к нашему космосу.
Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Разлуки нет, ибо Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века».
Праздник Вознесения – это праздник Неба как нового и вечного дома.
Святитель Василий Великий (ок. 330 – 379) писал, что «сущность Божия для природы человеческой непостижима и совершенно неизреченна. Все Три Ипостаси суть Един Бог».
Один из двенадцати главных православных праздников. Символизирует святую Троицу, три ипостаси Всевышнего – в виде Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Троица единосущная и нераздельная – этот догмат о Пресвятой Троице для человеческого рассудка сложен, непостижим, противоречив. Потому что эту тайну невозможно выразить рационально. Потому что трудно найти аналогии, чтобы объяснить… Не случайно религиозный философ Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять. Просто принять. На веру.
Считается, что праздник в честь Святой Троицы установили апостолы – они хотели закрепить в памяти людей событие, которое предвещал Иисус Христос. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа (пятидесятый день после Пасхи, поэтому – Пятидесятница), в день иудейского праздника первой жатвы, ученики и Богородица находились в Сионской горнице. В третьем часу дня в воздухе послышался сильный шум, и появились яркие трепещущие языки огня. Огонь был не вещественный – он светил, не обжигая. Языки пламени опустились на головы апостолов и угасли, а Богоматерь и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Господь исполнил свое обещание.
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и на каждом из них по одному осел. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал» (Деян 2:3).
Вот так – от языков пламени Святого Духа – апостолы получили дар говорить на самых разных языках, чтобы нести Слово Божие по миру, прославлять царство небесное и земное. После этого ученики Христа отправились в разные части света, чтобы поведать всем обитателям планеты о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества. И так началась история создания святой Церкви.
Древняя Церковь не отмечала Вознесение на сороковой день после Пасхи, и до конца IV века Вознесение праздновалось вместе с Днем Святой Троицы. Но потом свидетельство евангелиста Луки о сорока днях, отделяющих Воскресение от Вознесения, оказалось определяющим для даты нового праздника.
Сорокадневный период является значимым в христианской истории и многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после своего Крещения. Таким образом, не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней.
День Святой Троицы Пятидесятница
Официальное установление такого праздника, как Троица, произошло в 381 году, когда в Константинополе был созван II Вселенский собор, на котором было сформулировано учение о Троице. Именно тогда утвердили догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц. А вот наши предки славяне стали отмечать Троицу намного позже – только спустя 300 лет после крещения Руси, то есть в конце XIII – начале XIV веков.
Храмы на Троицу принято украшать зеленью: на пол кладут свежескошенную траву, иконы украшают весенними цветами и молодыми ветвями березы. Сватовство в Троицын сулило счастливую совместную жизнь.