Николай Cербский
Милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Святитель Николай Сербский (мирское имя Никола Велимирович) – епископ Охридский и Жичский Сербской Православной Церкви – великий пастырь и проповедник, тонкий и глубокий богослов, философ и поэт, ставший изгнанником и умерший на чужбине.
Искренний апостол славянства, величайший православный подвижник, выдающийся духовный писатель и богослов, он чувствовал глубинные течения истории и еще в 20-е годы XX в. предсказал мировую войну, в деталях описав ее оружие и методы. Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога.
Николай Велимирович родился 5 января 1881 года в небольшом сербском селе Лелич, в многодетной крестьянской семье. Его мать впоследствии приняла монашеский постриг. После окончания шестого класса гимназии Никола пытался поступить в Военную академию, но медицинская комиссия его забраковала изза недостаточного объема груди. Сразу после этого юноша подал документы в Белградскую духовную семинарию, где он был принят, хотя опять не без труда: экзаменатору показалось, что у Николы нет музыкального слуха, и он объявил: «Зачем нам такой слабенький? Еще помрет, пожалуй!» Однако потом смилостивился. Обучение в семинарии было успешным, и как одного из лучших учеников его отправили в Берн для обучения на Старокатолическом факультете, где Никола Велимирович получил степень доктора богословия. Затем он оканчивает философский факультет в Оксфорде, а докторскую диссертацию на тему «Философия Беркли» защищает уже в Женеве на французском языке.
Вернувшись в Сербию, молодой ученый и богослов начинает преподавать в своей альма-матер в Белграде. Неожиданно тяжело заболевает. В больнице дает себе слово в случае исцеления посвятить себя Богу. Выздоравливает достаточно быстро и, верный данному обету, принимает монашеский постриг в монастыре Раковиц, близ Белграда, с наречением имени Николай.

Когда в 1910 году Николай Велимирович поступит учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, он скромно умолчит о том, что уже имеет два высших образования и, соответственно, две докторских степени по философии и богословию. Он оставался незаметным для товарищей, но однажды на духовно-литературном вечере так поразил преподавателей своими знаниями и проповедническим даром, что Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) выхлопотал для него бесплатное путешествие по всей России. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией.
С началом Первой мировой войны иеро-монах Николай – на боевых позициях, он полковой священник. Участвовал в дерзкой операции по форсированию Савы и первым – с благословляющим крестом в руках – ступил на другой берег, сербскую землю, которая веками находилась под властью захватчиков.
В 1915 г. премьер-министр Никола Пашич направляет Николая Велимировича с особой дипломатической миссией в Англию и Америку. Что была Сербия для Запада? Про нее ничего не знали. Нужно было воздействовать на общественное мнение для того, чтобы собрать гуманитарную помощь, привлечь внимание Красного Креста. В Лондоне отец Николай начал миссию с того, что выходил в парк и играл на фруле – сербской народной флейте. Мигом собирался народ, а он заводил разговоры: «Вот это фрула, а я серб». И рассказывал, что такое Сербия, объяснял ее роль в войне, что она страдает, что потенциально Сербия всегда была союзником Франции и Англии. В Америке иеромонах Николай развенчивает лживые тезисы антисербской пропаганды, выступая также перед представителями многочисленной диаспоры с призывом помочь истекающей кровью родине.
В 1919 г. Николай Велимирович, избранный епископом Охридским и Жичским, развил во всей полноте свою деятельность по всем направлениям церковной жизни, не оставляя при этом и богословско-литературных трудов. В 1927 году на свои деньги построил в родном Леличе «задушбину» – храм, который строят на помин души. Дома для сирот и детей бедняков епископ Николай основал во многих сербских городах. При этом, он всегда был прост в общении и доступен для своей паствы – не гнушался дежурить у постели больного, мог спорить с чиновниками, когда они были неправы, распевать с детьми песенки, в том числе и собственного сочинения… Простые сербы любили его и называли Дедушка-Владыка.
Вторая мировая война. Сербия пережила немецкую оккупацию и массовый геноцид.
В 1944 году епископ был арестован по личному приказу Гитлера «уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причем в первом ряду – патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…». Патриарха и владыку поместили отдельно от других заключенных, неподалеку от крематория. Каждое утро они должны были выносить бадью из уборной к сточной яме. В редкие минуты покоя отец Николай вел дневник, который позднее был опубликован под названием «Сквозь тюремную решетку».
8 мая 1945 года святитель Николай Сербский был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками. Но на родину владыка больше не вернулся, впрочем, об этом даже не просил власти: в Югославии установился атеистический режим Иосипа Броз Тито, епископ Николай Сербский был объявлен коммунистами врагом.
Последние годы изгнанник жил при русском монастыре Святого Тихона в Пенсильвании. В эмиграции Николай Сербский преподавал в духовных семинариях, написал большое количество проповедей, книг, духовных гимнов. Умер он в 1956 году и был похоронен в сербском монастыре святого Саввы в Либертвилле. В 1991 г. его мощи перевезли из США в родную землю Сербии, в 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых единодушным и единогласным решением.
О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

Только сильный решается делать добро.

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро – тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло – быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

Добрая воля в человеке – это сила созидающая, стихословящая и поющая.

День и ночь. Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.

Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.

Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Научившийся быть благодарным, научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, наоборот, расширяем ее границы.

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса – милосердным, ни судейская тога – справедливым, ни министерское кресло – сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Не мсти, не отвечай злом на зло. Достаточно зла у соседа твоего; если ты ему вернешь зло за зло, то удвоишь зло в мире…

Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь одиночества без веры.

Свт. Николай Сербский.
Духовное наследие святителя Николая Сербского – его проникновенные беседы, толкование заповедей, стихи о святых и молитвы. Чистые и искренние…