Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь ветку,
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами.
Новый год, Сочельник, Рождество Христово, Крещение – волшебные, красивые и торжественные праздники. Украшенные елки, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву... Христианские праздники – это не просто дань древней традиции, не просто воспоминание совершившихся некогда событий. Любой человек, даже невоцерковленный, присутствующий на праздничном богослужении в храме, чувствует сердцем непреходящее значение этих событий и праздников. Ведь в каждом из нас есть то самое «сакральное чувство», которое христианское богословие называет жаждой Бога. А в чудесные зимние праздники – Новый год и Рождество – мы, взрослые люди, принимаем в свое сердце сказку, чудо…
Чудотворец. Эпитет святых, совершающих чудеса. Собственно, засвидетельствованные чудеса – и есть основной критерий для причисления человека к лику святых. Самый известный в Православии чудотворец – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Появился на свет примерно в 270 году в византийском городе Патара (провинция Ликия), на территории нынешней Турции. Родители будущего архиепископа были состоятельными христианами, они дали сыну хорошее образование. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и помогал любому, кто по - пал в трудное положение, много времени проводил в храме. Его дядя, епископ Патарский, заметив религиозность племянника, поставил его чтецом на общественном богослужении, а затем возвел Николая в сан священника. Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Он рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Семья переехала в портовый город Миры (Сейчас этот городок называется Демре, который расположен в провинции Анталия, в Турции), и здесь св.Николай провел всю свою жизнь. После смерти родителей он раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение.
По кончине архиепископа Иоанна Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий: кто первый придет в храм на утреннее богослужение, тот и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом. Первым в храм пришел Николай. Люди очень полюбили нового архиепископа: он был добрым, кротким, справедливым, чуждым всякой надменности, утешителем и заступником.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались, епископы и священники заключались в темницы. Святитель Николай, арестованный вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Убедившись довольно скоро, что насилие и жестокость по отношению к верующим в Христа не приводят к желаемым результатам, власти вынуждены были ослабить гонение. Св.Николай по выходе из темницы вернулся к своей пастве. Архиепископ Мир Ликийских прославился особенной ревностью по утверждению православия, обращая к истинной вере язычников и еретиков. На этом поприще он был тверд. Когда к власти в империи пришел Константин Великий, он признал языческие капища нечестивыми, позволив тем самым приступить к их разрушению. У себя в Мирах святитель Николай разрушил все капища, в том числе и храм Афродиты, жрицы которого открыто предавались бесстыдным оргиям, соблазняя приходивших на поклонение богине язычников.
По древнему преданию, архиепископ Николай имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Уже в наше время, в 1953 году, при вскрытии гробницы святителя антропологические исследования показали, что иконографический облик святого по своим чертам полностью соответствует его портретному изображению.
Великий угодник Божий дожил до глубокой старости. Точная дата кончины св.Николая неизвестна, примерно в 342-351 гг. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в Демре воздвигли церковь, и до 1087 года останки святителя покоились там. Через девять лет венецианские торговцы украли мощи и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.
Часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма.
Почитание св.Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Св.Николай считается покровителем мореплавателей, купцов и детей. Но к нему обращаются за помощью абсолютно все: считается, что Николай Угодник является самым скорым помощником, заступником и спасителем от несправедливости и напрасной смерти. В житии святителя Николая нет ничего сказочного. А чудеса есть.
Ильи Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888
Наибольшую славу доставило св. Николаю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Освобожденные от уз три мужа, которые уже видели себя во вратах смерти, плакали слезами радости, и народ громко славил Угодника Божия за его заступничество. Градоначальник Евстафий припал к ногам святителя, умоляя его о прощении, но он не хотел признать себя виновным в преступлении и свою вину в нем сваливал на двух городских старейшин, Симонида и Евдоксия. Такая ложь не укрылась от святого Угодника. Наконец Евстафий чистосердечно сознался, что осуждение на смерть трех невиновных граждан было делом его рук, со слезами раскаяния просил святителя Николая о прощении. Искреннее раскаяние Евстафия было принято Угодником Божиим, и он простил его.
Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной, и один моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего. В пути корабль часто останавливался у берегов. Святитель физически и духовно врачевал местных жителей: одних исцелял от болезней, из других изгонял злых духов, третьим дарил утешение в скорбях и печалях.
Есть предание, что в Ликийской стране оскудели съестные припасы, и население испытывало сильный голод. Бедствие принимало угрожающие масштабы. Но святой Николай не допустил страшной беды. Один торговец, нагрузив хлебом свой корабль в Италии, перед отплытием увидел во сне Чудотворца Николая, который приказал ему отвезти хлеб для продажи в Ликию и дал задаток – три золотые монеты. Проснувшись, купец действительно обнаружил у себя в руке деньги. Он счел своим долгом исполнить волю святого, и отправился в Ликию, где распродал свой хлеб и рассказал о вещем сне. Граждане Мир, узнав в явившемся купцу муже своего архипастыря святителя Николая, вознесли самую горячую благодарность Господу и Его святому Угоднику.
Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями.
Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.