Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь ветку,
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами.
Александр Блок. 1906 год
Новый год, Сочельник, Рождество Христово, Крещение – волшебные, красивые и торжественные праздники. Украшенные елки, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву... Христианские праздники – это не просто дань древней традиции, не просто воспоминание совершившихся некогда событий. Любой человек, даже невоцерковленный, присутствующий на праздничном богослужении в храме, чувствует сердцем непреходящее значение этих событий и праздников. Ведь в каждом из нас есть то самое «сакральное чувство», которое христианское богословие называет жаждой Бога. А в чудесные зимние праздники – Новый год и Рождество – мы, взрослые люди, принимаем в свое сердце сказку, чудо…
Чудотворец. Эпитет святых, совершающих чудеса. Собственно, засвидетельствованные чудеса – и есть основной критерий для причисления человека к лику святых. Самый известный в Православии чудотворец – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Появился на свет примерно в 270 году в византийском городе Патара (провинция Ликия), на территории нынешней Турции. Родители будущего архиепископа были состоятельными христианами, они дали сыну хорошее образование. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и помогал любому, кто по - пал в трудное положение, много времени проводил в храме. Его дядя, епископ Патарский, заметив религиозность племянника, поставил его чтецом на общественном богослужении, а затем возвел Николая в сан священника. Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Он рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Семья переехала в портовый город Миры (Сейчас этот городок называется Демре, который расположен в провинции Анталия, в Турции), и здесь св.Николай провел всю свою жизнь. После смерти родителей он раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение.
По кончине архиепископа Иоанна Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий: кто первый придет в храм на утреннее богослужение, тот и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом. Первым в храм пришел Николай. Люди очень полюбили нового архиепископа: он был добрым, кротким, справедливым, чуждым всякой надменности, утешителем и заступником.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались, епископы и священники заключались в темницы. Святитель Николай, арестованный вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Убедившись довольно скоро, что насилие и жестокость по отношению к верующим в Христа не приводят к желаемым результатам, власти вынуждены были ослабить гонение. Св.Николай по выходе из темницы вернулся к своей пастве. Архиепископ Мир Ликийских прославился особенной ревностью по утверждению православия, обращая к истинной вере язычников и еретиков. На этом поприще он был тверд. Когда к власти в империи пришел Константин Великий, он признал языческие капища нечестивыми, позволив тем самым приступить к их разрушению. У себя в Мирах святитель Николай разрушил все капища, в том числе и храм Афродиты, жрицы которого открыто предавались бесстыдным оргиям, соблазняя приходивших на поклонение богине язычников.
По древнему преданию, архиепископ Николай имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Уже в наше время, в 1953 году, при вскрытии гробницы святителя антропологические исследования показали, что иконографический облик святого по своим чертам полностью соответствует его портретному изображению.
Великий угодник Божий дожил до глубокой старости. Точная дата кончины св.Николая неизвестна, примерно в 342-351 гг. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в Демре воздвигли церковь, и до 1087 года останки святителя покоились там. Через девять лет венецианские торговцы украли мощи и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.
Часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма.
Почитание св.Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Св.Николай считается покровителем мореплавателей, купцов и детей. Но к нему обращаются за помощью абсолютно все: считается, что Николай Угодник является самым скорым помощником, заступником и спасителем от несправедливости и напрасной смерти. В житии святителя Николая нет ничего сказочного. А чудеса есть.
Чудеса
Ильи Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888
Наибольшую славу доставило св. Николаю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Освобожденные от уз три мужа, которые уже видели себя во вратах смерти, плакали слезами радости, и народ громко славил Угодника Божия за его заступничество. Градоначальник Евстафий припал к ногам святителя, умоляя его о прощении, но он не хотел признать себя виновным в преступлении и свою вину в нем сваливал на двух городских старейшин, Симонида и Евдоксия. Такая ложь не укрылась от святого Угодника. Наконец Евстафий чистосердечно сознался, что осуждение на смерть трех невиновных граждан было делом его рук, со слезами раскаяния просил святителя Николая о прощении. Искреннее раскаяние Евстафия было принято Угодником Божиим, и он простил его.
Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной, и один моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего. В пути корабль часто останавливался у берегов. Святитель физически и духовно врачевал местных жителей: одних исцелял от болезней, из других изгонял злых духов, третьим дарил утешение в скорбях и печалях.
Есть предание, что в Ликийской стране оскудели съестные припасы, и население испытывало сильный голод. Бедствие принимало угрожающие масштабы. Но святой Николай не допустил страшной беды. Один торговец, нагрузив хлебом свой корабль в Италии, перед отплытием увидел во сне Чудотворца Николая, который приказал ему отвезти хлеб для продажи в Ликию и дал задаток – три золотые монеты. Проснувшись, купец действительно обнаружил у себя в руке деньги. Он счел своим долгом исполнить волю святого, и отправился в Ликию, где распродал свой хлеб и рассказал о вещем сне. Граждане Мир, узнав в явившемся купцу муже своего архипастыря святителя Николая, вознесли самую горячую благодарность Господу и Его святому Угоднику.
Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями.
Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.
А вы знаете, что традицией дарить на Рождество подарки мы обязаны св.Николаю?
Все началось с истории, рассказанной жителями города Патары. Один обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в дом терпимости. Но девушки хотели иной жизни и молились о чуде. И чудо произошло! Св. Николай оставил в чулке на пороге дома золотые монеты и тем самым спас семью от разорения и позора. Так зародился обычай оставлять в Рождество подарки у дверей или вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки, а благодаря тому, что он подбрасывал в дымоход деньги нуждающимся людям, сложилось представление, что рождественский дед проникает в дом через печную трубу.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая. Спустя десятилетия в Европе «детский» праздник святого Николая слился с Рождеством – на Рождество тоже было принято дарить подарки от имени младенца Христа. В XV–XVI веках св. Николай был главным рождественским персонажем. В домах на ночь стали вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николай туда положил подарки. Дети стали стараться не проказничать перед праздником, а родители старательно при каждом удобном случае напоминали о розгах, которые вполне можно получить в подарок.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, св.Николай попал из Голландии. В начале XVII века переселенцы из Голландии основали в Америке колонию Новый Амстердам – современный Нью-Йорк. Сюда пришло и празднование Дня святого Николая. В их произношении Синтерклаас стал называться Санта-Клаусом. Постепенно он сменил епископскую митру на шапку и превратился в белобородого Санту. А в Голландии гостинцы детям до сих пор продолжает приносить Синтерклаас, то есть буквально «святой Николай», которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении.
Волшебник многоликий
Йоулупукки, финский аналог Деда Мороза, изображается в привычном красном кафтане и с белой бородой – образ, позаимствованный у Санта-Клауса. На самом деле еще пару веков назад его изображали в козлиной шкуре и с маленькими рожками, потому что Йоулупукки в дословном переводе означает «рождественский козел». Он родом из древнего эпоса, и имя его происходит от двух слов: «Йоль» – языческий праздник середины зимы и «пукки» – козел. Подарков он не дарил, а его главной задачей было пробраться в дом и напиться. Если там он находил детей, которые плохо вели себя в течение года, он живьем варил их в котле. Послушных – просто пугал.

В Италии два главных рождественских персонажа – дед Баббо Натале и фея Бефана. Баббо похож на Санту и кладет подарки в праздничные носочки. А про Бефану – старуху, летающую на метле, – одна легенда гласит, что фея – злой дух, приходящий на землю в канун смены лет, и встреча с ней не сулит ничего хорошего. По другой легенде, фея Бефана встретила волхвов, шедших с дарами к младенцу Иисусу, и захотела пойти с ними. Те ответили ей, что в мире много детей, которым также нужны подарки, и с тех пор ходила Бефана по миру и клала подарки в носочки послушным детям, непослушным – потухший уголек и золу. Однажды она пришла в Италию и так полюбила эту страну, что осталась в ней навсегда. • В Австрии Нахтсман не всегда был добрым старцем. «Ночной человек» летал над Веной, заглядывал в окна домов и похищал детей, которые не спали. Однажды он наткнулся на трубочиста, тот догадался о злодействах Нахтсмана, избил злого духа, после чего тот раскаялся. С тех пор каждый год он дарит детям пряники и фигурку трубочиста.
«По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Так по указу Петра Великого с 1 января 1700 года на Руси стали отмечать Новый год. Указ указом, но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. А главный сказочный персонаж на празднике Нового года – Дед Мороз – появился у нас только с 1840 года. В сборнике сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза.
Долгое время Мороз Иванович и елка с Новым годом существовали по раздельности. И только во второй половине XIX века в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», как св. Николай в Европе. Ни «дедушка Николай», ни «старый Рупрехт» не годились на роль добряка, раздающего подарки русским детям. На создание образа Деда Мороза повлияли народные представления о св. Николае. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ волшебного седого старца.
Мороз Иванович и елка
Прежде Деда Мороза представляли в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода: низенький седобородый старичок, дыхание которого – это лютая стужа, слезы – сосульки, слова – иней, а волосы – снежные облака. Он, бегая по лесам, полям и улицам городов, стучит посохом и сковывает реки, озера, ручьи и лужи льдом.
На Западе реальное историческое лицо – архиепископ Мир Ликийских – превратился в Санта-Клауса, символ Рождества, раздающий праздничные подарки. В России эта традиция не прижилась. У нас есть Дед Мороз, в которого верят де - ти, а есть Николай Чудотворец – святой заступник Руси.
На Руси святитель Николай, или, как его еще называют, Николай Угодник, – один из самых любимых и самых почитаемых святых. Несмотря на иностранное происхождение, его даже считают самым что ни на есть русским святым, простым и доступным – своим. Даже погоду по нему раньше проверяли: «Хвали зиму после Николина дня». Нет ни одного православного храма, где бы не было иконы Чудотворца Николая, его поминают песнопениями каждый четверг. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской, множество сельских храмов на Руси посвящено Николаю Угоднику. И, конечно, наш народ внес свою лепту в жизнеописание святителя. Вот одна из бесчисленных русских легенд.
После своей земной кончины ходили по земле Николай и Касьян (святой Кассиан Римский) и увидели крестьянина, у которого завязла в грязи лошадь с телегой. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Николай без рассуждений смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году, а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).
Но не всех Николай милует и защищает. Хорошо известен случай со «стоянием Зои». Зоя вместе со знакомыми ей подругами и молодыми людьми собралась встретить Новый год, но жених ее задержался. Скучно было ей сидеть, когда другие танцевали, и тогда она вдруг решила, что станцует со св.Николаем. Взяла икону и пошла с ней по кругу. Но недолго она так кружилась по комнате. Молнией сверкнул ослепительный свет, и Зоя застыла с прижатой к груди иконой – живая, но окаменевшая и холодная, как мрамор. Стоит неделю, другую, третью, и никто поделать с ней ничего не может. В Благовещение слышали, как какой-то никому неведомый старичок спросил у нее: «Ну что, устала стоять?» Только в ночь на Христово Воскресение она стала оживать…
День Николая Чудотворца православная церковь отмечает дважды в год. День поминовения Николая Чудотворца – 19 декабря, именно в этот день святой дарил всем своим соседям и жителям своего города подарки. 22 мая – праздник перенесения мощей архиепископа Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году.
Николай Чудотворец, покровитель путешественников, мореплавателей, несправедливо осужденных и сирот, а также всех людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Народ воспринимает его одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым. Особо он почитается как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах, как духовных, так и житейских. Ему молятся о благополучном замужестве дочерей, вспоминая историю, как он дал приданое трем бедным девицам. И молятся святителю об избавлении от голода.
Санта-Клаус уходит, уходит и Дед Мороз. Но Святитель Николай остается!
Николай Чудотворец – святой заступник Руси