XVI век. Основание монастыря

История Ниловой пустыни начинается с истории Нила Столобенского.
Родился преподобный в небольшом селении Новгородской епархии в конце XV века. Кто были его родители, и какое имя носил он в миру, неизвестно. В раннем возрасте мальчик осиротел и пришел в Крыпецкий монастырь, где принял монашеский постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника. В 1515 году Нил покинул монастырь и в лесу на берегу реки Серемухи (Черемухи) построил себе келью, в которой стал жить отшельником. Слухи о праведнике разнеслись быстро, народ из окрестных мест потянулся к Нилу за наставлениями. Мирской славы скромный инок не искал, потому стал этим паломничеством тяготиться и молил Бога указать ему место для уединения. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!»

Придя на Селигер в 1528 году, Нил был поражен его красотой. В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем у подножия горы преподобный и выкопал пещеру. Потом он построил здесь хижину. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Говорят, что он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобный Нил в последний раз совершил молитву и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. В скульптурных изображениях Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли – в таком необычном положении старец скончался во время молитвы. Мощи преподобного Нила, обретенные нетленными через сто лет после смерти, хранятся в Богоявленском соборе монастыря.

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. В 1590 году поселился на острове инок Герман, он и заложил первую деревянную церковь обители – Богоявленскую (через два с половиной века она превратилась в великолепный каменный Богоявленский собор). Вокруг храма стали собираться иноки, были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Датой основания монастыря считается 1594 год. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.
Монастырь в XVII веке

Начало XVII века для обители оказалось неблагоприятным. Смутное время, неурожаи и голод… В 1609-1610 годах немалый урон был нанесен литовским нашествием. В феврале 1614 года умер иеромонах Герман, его преемником стал инок Нектарий (Теляшин). Он родился в 1586 году в Осташковской слободе и еще в детстве поступил в обитель преподобного Нила, где в первых годах XVII столетия принял пострижение, а впоследствии и рукоположение в священный сан иеромонаха. Отец Нектарий снискал себе всеобщий почет и уважение, и важные люди оказывали монастырю разного рода благотворения. Например, боярин Лыков, в вотчине которого находился монастырь, даровал обители соседний остров Городомля и полуостров Святица (ныне Светлица), рыбную ловлю на Селигере и до конца своей жизни всячески покровительствовал монастырю. Царь Михаил Федорович благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь деньги и съестные припасы.
При таких благоприятных условиях святитель постепенно построил новые и обновил старые здания монастыря, завел яблоневые сады, мукомольные мельницы. Но более всего настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Труды преподобного Нектария по созиданию монастырской жизни оказались весьма благотворны как для самой обители, так и для всей Русской Церкви.
Монастырь в XVIII веке

Тяжелые испытания для Нило-Столобенской пустыни, как и всем монастырям России, принес XVIII век, начинавшийся преобразованиями Петра I. Управление Церковью было реорганизовано, патриаршество заменили бюрократически-чиновничьим Синодом.

Петр I называл монастыри «гангреной государства», а монахов считал тунеядцами и плутами. В Ниловой пустыни был введен полицейский надзор, сюда стали ссылать неугодных власти политических и церковных деятелей. Например, среди них оказался митрополит Крутицкий Игнатий, в 1712-1719 годах являвшийся епископом Суздальским и Владимирским. Он поддерживал первую жену Петра I царицу Евдокию Федоровну Лопухину, насильно постриженную в Покровский монастырь в Суздале, отдавал ей почести как царице. За что и был наказан. Но даже в ссылке оставил по себе добрую память митрополит Крутицкий Игнатий. Он укрепил берег острова дубовыми сваями, которые сохранились до сего времени. Владыка привел в порядок рощу на острове; работал сам, а также на собственные деньги нанимал работников. После окончания ссылки он присылал в Нилову пустынь деньги на строительство храмов и для приема богомольцев.
1756 год ознаменовался радостным для монастыря событием. По благословению Святейшего Синода совершилось общецерковное прославление преподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с прочими святыми. Службу преподобному Нилу с этого времени стали печатать в богослужебных книгах.

XIX век

Несмотря на трудности, монастырь развивался, став настоящим духовным центром. Подвиг схимников, старцев, трудолюбие иноков украшали монастырь на Столобном острове. Прекрасный обычай безвозмездного приема богомольцев исполнялся строго.
В 1820 году в Нилову пустынь приезжал император Александр I, и его визит повлиял на благоустройство монастыря. Столичный архитектор Иосиф Шарлемань построил в камне новый Богоявленский собор – именно этот ампирный храм вместе с перестроенными пышными Архиерейскими палатами определяет образ Ниловой пустыни. В 1826-1828 годах на средства вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной на Светлице возвели каменную церковь во имя Архангела Михаила, близ храма построили деревянный дом, где находилась монастырская больница. К северу от больницы находился яблоневый сад, возле которого в 1904-1906 годах монастырь построил двухэтажное каменное здание школы для крестьянских детей окрестных селений.
В 1851 году берега острова оделись в гранит, и у начала дамбы, соединяющей остров Столобный с мысом Светлица, появилась Светличная башня с аркой. В непогоду башня с фонарем служила маяком. Надо сказать, что монастырь имел собственное огромное хозяйство, в том числе водное: монастырские пароходы возили паломников по Селигеру. Но как и раньше, в XVIII веке, по указу Святейшего Синода в пустыни содержалось 30 иноков и 30 послушников.
XX век. От колонии до турбазы

После революции 1917 года многие храмы и монастыри в России были разграблены или вовсе разрушены. В 1918 году уже начались первые реквизиции из Нило-Столобенского монастыря. В 1919 году были изъяты мощи преподобного Нила. К счастью, их отправили в краеведческий музей в городе Осташкове. Благодаря этому они, наверное, и сохранились. Последнее богослужение в обители было совершено в день памяти преподобного Нила – 10 июня (по новому стилю) 1928 года. После этого все монахи были отсюда выдворены. Кто-то доживал свой век в окрестностях, по берегам Селигера, кто-то жил на островах, о судьбе некоторых могут поведать лишь архивы НКВД.

За время советской власти на территории монастыря размещалась и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников. С сентября 1939 по май 1940 года здесь содержались в заключении польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, потом, до начала 60-х годов, – колония для несовершеннолетних преступников, позднее, – дом престарелых. В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открылась турбаза «Рассвет». К концу 80-х годов монастырь стоял уже брошенный. В этом плачевном состоянии в 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни был передан Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.


XXI век. Духовная миссия и туристический статус

Благолепна и благодатна нынешняя Нилова пустынь… Монастырь очаровывает: величественный Богоявленский собор, высокая набережная из дикого гранита, настоящая брусчатка под ногами, архиерейская пристань, просторные братские корпуса, комфортабельные гостиницы – сюда приезжают как паломники, так и обычные туристы. Сотни обогретых обездоленных людей, нашедших здесь приют и, возможно, путь к новой жизни. Принимают здесь всех, но не все остаются. Многие попросту не выдерживают порядка, монотонности, рвутся обратно в мир, к пьянству, гулянкам, забвению. Бывает, что приходят люди с «зоновскими» замашками, сразу пытаются устроить жизнь «по понятиям». Таких здесь не держат, просят уйти.
С 2010 года в монастыре открыт лазарет. В основном здесь лежачие больные, о них в меру своих сил заботятся трудники, монахи готовят смертельно больных людей к переходу в вечность…
Нило-Столобенская пустынь – это не просто красивейшее место, это – один из главных духовных центров России.

Нилова-пустынь. Общий вид с Восточной стороны.

Чудеса

Был в монастыре и настоящий вор в законе, известный карточный игрок. В советские времена его по Союзу с охраной возили. В начале 90-х плавал он с возлюбленной на лодке по Селигеру и услышал голос, который поведал ему год и день смерти. – Пришел к нам с чемоданами, сказал, что пришел потрудиться, искупить грехи и жить здесь до самой смерти, – рассказывает отец Иаков. – Привез Иверскую икону Божией матери, подарил монастырю. Эта икона до сих пор у нас висит в трапезной. Нес послушание у ворот дежурным, сказал, что недостоин жить среди братии. Потом у него возникла проблема с ногой, требовалась простейшая операция. Он со всеми попрощался, все раздарил, сказал, знает, что не вернется. Поехал в Москву и во время операции умер в 2008 году. Ровно в тот день, который обозначил ему голос.
Святыни

Однажды Нил Столобенский находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него отдать им свои сокровища. Преподобный же в ответ на все их вымогательства спокойно сказал им:
– Сокровище мое находится в углу кельи. Войдите туда и возьмите его.
В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. Лишь только разбойники вошли в келью, как были поражены слепотой. Со слезами они стали умолять Нила о прощении их поступка. Преподобный помолился Господу о заблудших преступниках, и все они прозрели. Разбойники раскаялись и дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию.
Чудотворный Владимирский образ Богородицы позже был перенесен в обитель и находился при мощах святого. Во время свирепствовавшей в Осташкове и уезде холеры икону Нила Столобенского обносили вокруг острова, брали для службы в город. В монастыре не умер от эпидемии ни один из иноков.
Какие бы испытания ни претерпела Нилова пустынь, в ней постоянным и неизменным оставались Святыни: мощи преподобного Нила Столобенского, рядом с которыми свершались чудеса исцеления; чудотворная келейная икона Святого – Владимирский-Селигерский образ Богоматери, а также чудотворный надгробный образ Преподобного.
Настоятель Нило-Столобенской пустыни с 1839 по 1849 годы, отец Агапит оставил память о себе высокой подвижнической жизнью, милосердием к бедным и страждущим, кротким обращением с братией монастыря и большой любовью ко всем, кого знал. До наших дней дошло его духовное наследие в виде наставлений. Вот некоторые из них:
С кем мы живем, теми Господь Бог и наказывает, и спасает нас. Поэтому не гневайтесь ни на кого, кто оскорбляет вас, но при каждом оскорблении, миновав оскорбителя, обратитесь прямо к близ пребывающему Господу Богу и скажите: «Знаю, Господи, что грехов имею множество, и что Ты за грехи мои достойно наказываешь меня. Итак, накажи меня, Господи, накажи в этой жизни, но помилуй в будущей.
Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота всех добродетелей; что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение.
Не тяготитесь жизнью; она несносна только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа, уповает на Него и любит Его, для того она всегда сносна.
В минуту же отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа.
Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя минута вашей жизни, а за ней смерть и суд.
Если взбредет к вам в голову вопрос, какова будет ваша будущность; то отвечайте, что она будет такой, какой будете достойны.
Наставления архимандрита Агапита Нило-Столобенского