«Народное искусство не государственно, но национально, так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный, и Пушкин. Национализм есть мощь народа, но только если понимать его так, что он основан
на инстинктивной и бессознательной любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности к ее случайной внешней политической оболочке».
Мечтаю вернуться
на родину…
Иван Яковлевич Билибин – русский художник, один из главных книжных иллюстраторов и театральных художников первой половины XX века, составная часть отечественного художественнокультурного менталитета. Его непревзойденными иллюстрациями к русским народным сказкам и былинам раскрашено наше детство.
Билибин многогранен и малоизучен. Он иллюстрировал книжки, делал театральные эскизы и афиши, оформлял меню в ресторанах, придумывал почтовые открытки и марки, рисовал игральные карты. Статьи Ивана Яковлевича о народном творчестве Русского Севера, об архитектуре, о русской одежде уникальны в своем роде. Его графические серии скупали Русский музей и Третьяковская галерея, а эскизы декораций заказывали театры от Буэнос-Айреса до Парижа.
Сначала Иван Билибин набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, как резцом, проводил по карандашному рисунку плотный черный контур тушью. И обязательно рисунок обрамлял щедрый орнамент. На обложках были три богатыря, птица Сирин, Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, а по краям – цветочки, елочки, березки, грибы мухоморы... Стиль этот получил название «билибинский», вошел в моду и породил немало подражаний. Впрочем, так, как он, персонажей русских сказок не рисовал никто. За четкость линий друзья называли его «Иван – железная рука».
Революцию 1905 года художник поддержал и даже рисовал карикатуры для сатирического журнала «Жупел». Известно, что за антимонархическую карикатуру, на которой он изобразил осла в окружении императорских регалий, редакцию разгромили жандармы, а Билибина арестовали. Через несколько дней его просто отпустили. Скажем больше, эта история не помешала Билибину в 1909- 1912 годах работать над серией почтовых марок, посвященной 300-летию дома Романовых.
В 1907 году художника позвали в антрепризу к Сергею Дягилеву. Билибин разработал эскизы костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов». Постановка с Федором Шаляпиным в главной роли на сцене парижской Гранд Опера принесла славу не только певцу, но и Ивану Билибину: теперь его знали еще и как театрального художника.
В 1908 году художник нарисовал эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Затем были заказы на постановки «Садко», «Руслан и Людмила», а в 1910 году Билибин нарисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».
В 1910 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила самое известное издание художника – «Сказка о золотом петушке». Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея.
Немногие знают, что Билибин работал в сфере рекламы, брался за мелкую работу: рисовал открытки и афиши, рекламные плакаты для акционерных обществ, ресторанные меню, разрабатывал новые шрифты.
Сказки, декорации и двуглавый орел
А вы знаете, что двуглавый орел – тот самый – принадлежит кисти Билибина? После Февральской революции 1917 года И.Я. Билибин вошел в состав Особого совещания по делам искусств. Им был разработан и создан эскиз нового герба для Временного правительства. Хотя официально символ не утвердили, он был на Государственной печати и имел хождение до принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, которой вводился герб нового государства. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак». В 1992 году исходный рисунок был положен в основу официальной эмблемы Центрального банка Российской Федерации и воспроизводился на денежных знаках.
Октябрьский переворот Иван Билибин не принял и осенью 1917 года спешно уехал из Петрограда на свою дачу в Крым. Участвовал в организации выставки «Искусство в Крыму», которая прошла в октябре 1918 года, работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, а в феврале 1920 года вместе с волной русских беженцев отбыл на пароходе «Саратов» из России на Кипр. Из-за эпидемии тифа корабль не приняли и отправили на карантин в Египет. Зиму 1920 года Иван Билибин провел в палаточном лагере для русских беженцев под Каиром. Беллетрист Александр Яблоновский в «Письмах эмигранта» описывал быт: «Я повторяю: это зрелище общей бедности уже никого из нас не удивляет, потому что такова жизнь в нашем лагере. Черной работой занимаются все [...] А вот известный художник И.Я. Билибин, засучивши рукава, в паре с полковником генерального штаба тащит на носилках дрова на кухню»…Весной этого же года Билибин переехал в Каир, открыл свою мастерскую и продолжил заниматься профессиональной деятельностью. Его первая персональная выставка прошла именно в Египте, в Александрии.
И.Я. Билибин был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Первые два брака не выдержали испытания той жизнью, от которой не собирался отказываться Иван Яковлевич, – с друзьями, шумными домашними застольями и частыми запоями. Рассказывают, что однажды вторая жена, Рене Рудольфовна О`Коннель, заключила с ним пари: Билибин год не прикасается к спиртному, в случае проигрыша дает согласие на развод. Билибин проиграл. Третьей женой художника, с которой он прожил до конца своих дней, стала Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (1892-1967). Очень талантливая художница, ее называли «легендой искусства росписи русского фарфора». Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, была другом дома Билибиных в Петербурге; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом… В 1922 году Иван Билибин, проживавший в то время в Египте, неожиданно получает трогательное письмо из Петрограда от своей бывшей ученицы Шурочки Щекатихиной. Иван Яковлевич счел его знаком судьбы и на следующий день отправил Шурочке в Петроград телеграмму: «Будьте моей женой». В феврале 1923 года Александра Васильевна приехала с сыном в Каир и вышла замуж за Ивана Яковлевича. Третий и последний, скоропалительный, безрассудный брак оказался счастливым – с Шурочкой они вместе прожили почти 20 лет.
Умели радоваться жизни. Семья путешествовала по Египту, Сирии и Палестине. Билибин собрал там материал для будущих иллюстраций восточных сказок. Из Парижа Билибин выписал Шурочке печь для обжига фарфора. Александра Васильевна не прерывала связи с Петроградским фарфоровым заводом, отправляя в Россию эскизы росписей с восточной тематикой. Кстати, некоторые знакомые прекратили с Шурочкой общение по этой причине: ее сочли сочувствующей большевикам. В Каире и Александрии супруги устраивали выставки, их работы охотно покупали европейские и американские путешественники. Особенным спросом пользовались расписанные Шурочкой Щекатихиной фарфоровые тарелки с революционной экзотикой – серпами и молотами.
В 1925 году пара переехала в Париж. Поначалу Билибины зажили на широкую ногу. Они сняли квартиру с просторной мастерской, шестиметровыми потолками и огромными окнами. В среду у них был приемный день. «Билибинские среды» посещал весь цвет русской эмиграции: Бунин, Куприн, Коровин, Саша Черный, Мозжухин – всех и не перечислить. В первых год своей парижской жизни Билибин мог себе позволить вовсе не думать о заработке.
Творчество Билибина и ЩекатихинойПотоцкой было популярно во Франции. Иван Яковлевич оформлял обложки эмигрантских изданий, рисовал афиши. В 1929 году певица Мария Кузнецова-Бенуа основала «Частную парижскую оперу» и заказала у Билибина эскизы декораций для опер: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже». После премьер Иван Билибин начал получать заказы от разных театров мира. В 1931 году он разработал декорации для балета Стравинского «Жар-птица», который ставили в Буэнос-Айресе, а чуть позже сотрудничал с чешскими театрами в Брно и Праге. В 1933 году Иван Билибин выпустил иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке и рыбке». Александр Бенуа писал: «[Издание] является желанным подарком для наших детей, особенно для тех (число их растет), которые уже совершенно офранцузились так, что и с русской поэзией их приходится знакомить в французском переводе».
Александра Васильевна успешно сотрудничала с Лиможской фарфоровой мануфактурой. На вознаграждение, которое она получила от барона Ротшильда за роспись сервиза, супруги приобрели домик на юге Франции, в местечке Лафавьер, где обосновалась целая «колония» русских эмигрантов. Неподалеку была дача Куприна и Саши Черного, в разное время здесь жили Цветаева, Гончарова, Ларионов… Это тихое уединенное место очень напоминало Крым…
Иван Яковлевич занимался и церковной живописью. В Каире он активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. В Париже художник стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. В Праге он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище. Одна из его работ – «Борис и Глеб» 1924 года – выбивается из общей канвы не только иконным сюжетом, но и смысловым содержанием. Святые Борис и Глеб стоят возле избы, Борис стучится в окно посохом. В семье Билибина говорили, что они стучат в окно избы Ильи Муромца, чтобы пробудить его на борьбу с большевиками… В 1924 году позиция Билибина была откровенно антисоветской.
Борис Кустодиев.
Портрет Ивана Билибина. 1901 г.
Родился в 1876 году, в поселке Тарховка близ Петербурга, в семье военно-морского врача. Собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Параллельно с этим Иван Билибин учился живописи в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников, а потом и у самого И.Е. Репина, так что к моменту окончания университета уже был членом нового объединения художников «Мир искусства».
Картина Виктора Васнецова «Богатыри», увиденная в 1898 году на выставке молодых художников, несказанно поразила Билибина и, можно сказать, определила его творческий путь. «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и тянулась моя душа», – вспоминал Иван Яковлевич. Он уезжает в поездку по Русскому Северу. Изучает русскую старину, лубок, старинные костюмы разных народов, интересуется вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавало национальный колорит народа, – и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество. Его первая книга – «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». А потом – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Маревна», «Белая уточка», «Княгиня на теремной башне»... Народные сказки, сказки Пушкина, прекрасно иллюстрированные, прекрасно изданные и при этом недорогие обрели всенародную известность.
Жизнь в эмиграции становилась все сложнее. Иван Билибин за рубежом был востребован, узнаваем. Но не был своим. Отсюда непростые отношения с заказчиками – его иностранное имя раздражало французов. Издатели стали просить Билибина поменять фамилию на французский лад. Он не стал этого делать. Деньги таяли… В это время и русская эмиграция раскололась… Париж стал в тягость. Иван Яковлевич подумывает о возвращении из эмиграции. Его приглашали в Америку, но Билибин считал, что русский художник может жить или в России, или в Париже. «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны», – вспоминал потом художник.
В апреле 1935 года Билибин пишет Исааку Израилевичу Бродскому, стоявшему во главе Академии художеств: «Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности. [...] Жить здесь, в погрязшей в кризис культурной Европе, трудно, главным образом, морально. Ассимилироваться с другим народом я не могу».
Билибин провел за границей 15 лет, но гражданство не сменил. В 1935 году, выполнив панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, он получил гражданство СССР. В 1936 году Билибин вместе с женой и сыном вернулся в Ленинград. Сказочно повезло: его не репрессировали, приняли хорошо. Александра Васильевна стала работать на бывшем Императорском фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий. Там она проработала всю жизнь.
Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской академии художеств. В 1937 году он оформил спектакль «Сказка о царе Салтане», в 1939 – «Полководец Суворов». Он проиллюстрировал роман А.Н. Толстого «Петр I», «Песнь про купца Калашникова». В 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук.
В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война. Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают»…
Иван Яковлевич Билибин в возрасте 66 лет умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище. Одной из последних работ мастера стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей».