Особенности национальных воззрений определяют семейную культуру разных народов. Это позволяет молодым людям, избравшим друг друга супругами, строить свою семейную жизнь по сходным представлениям, имея единый ментальный образ, вкладывать в семейные понятия схожие (одинаковые) смыслы…
Идеал здоровья означает серьезное отношение народа к физическому состоянию нации.
Понимание здоровья в семейной культуре синкретично и характеризуется многозначностью, сложностью и неоднородностью. Несмотря на мнимую простоту его обыденного восприятия, в нем отражаются фундаментальные аспекты духовного, психологического, социального и биологического бытия человека. Тело создано совершенным и прекрасным, способным быть идеальным инструментом в творческой и созидательной деятельности человека. Православие утверждает всецельность естества человека, где духовная жизни не отделяет душу от тела, а направлена на просветление, преображение, одухотворение всего психофизического состава человека. Наше «тело, которое Творец дал душе колесницею в жизни», прославлено Рождеством, Воскресением и Вознесением Христовым! Его искупительный подвиг и Второе Славное Пришествие знаменуют собой полное восстановление первозданной природы людей, что сформулировано в теозисе: «Сын Божий становится сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим».
Национальные образы здоровья в русской культуре заключены в языковых формах. Так, например, при встрече люди говорят друг другу либо «здравствуй», либо «привет». Первое обращение имеет древнеславянские корни и означает пожелание быть твердым и крепким, как дерево. Метафора символизирует то, что дает человеку жизненные силы и цель: 1) культурологическую укорененность в традициях; 2) психологическую устойчивость; 3) возвышенную устремленность к свету и духовности. Второе обращение – привет, – отражает православную традицию и означает пожелание приблизиться к познанию Истины, которая заключается в добре, просветленности и любви.
Здоровье всегда воспринималось как дар Божий, его сохраняли и укрепляли из рода в род. С ним бережно обращались, зная, что здоровье, как физическое наследство, будет передаваться всем последующим поколениям. Поэтому традиционно употребление спиртного (хмельного) было строго регламентировано, а до рождения первого ребенка (в подростковом и юношеском возрасте) не разрешалось вовсе. Курение не поощрялось никогда, а женщинам запрещалось совсем (как и тяжелые работы). Суровый климат приучил с особенной тщательностью защищать организм (особенно женский) от переохлаждений. Детей сызмальства приучали к культуре самосохранения здоровья. Интересен тот факт, что супружеская верность в семейной культуре несет еще и профилактическую функцию, так как изменам всегда сопутствуют венерические заболевания, серьезно нарушающие работу жизненно важных органов. Поэтому и последствия их бывают очень опасны для здоровья.
Вместе с тем, здоровье само по себе в семейной культуре никогда не было культом. Здоровый образ жизни имеет нравственные основы и никак не является нарциссической самоцелью. В материнском подвиге и в исполнении воинского долга здоровье выполняет подчиненную роль. Оно обеспечивает физическую выносливость при выполнении жизненно важных задач. В самосознании народа трусость и телесная изнеженность презирались, потому что правда жизни заключается в том, что только тот этнос, в котором духовное имеет иерархическое превосходство над телесным, побеждает и выживает.
Искаженное отношение к здоровью заключается в том, что при отсутствии воспитания физической выносливости и, как следствия, телесной изнеженности, в современной субкультуре насаждаются две крайности: с одной стороны, культ тела и культ наслаждений, а с другой стороны, – пренебрежительное отношение к здоровью и экстремальные виды развлечений. Обе крайности дезориентируют молодых людей в смысложизненных ценностях и противоречат религиозному осмыслению здоровья человека.