Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок – когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах – о счастье, о смерти – мы говорим о куличах и пасхах...

Игумен Петр (Мещеринов)
Церковные праздники, которые отмечают православные христиане летом, так или иначе связаны с Иисусом Христом. День Святой Троицы. Праздник Рождества святого Иоанна Предтечи как воспоминание о святом пророке, предвозвещавшем явление Сына Божия во плоти и крестившим его в Иордане. В день святых апостолов Петра и Павла вспоминаются ученики Спасителя, претерпевшие мученическую смерть за распространение учения Христа. Светлый праздник Успения Божьей Матери…
Как мы относимся к церковным праздникам и традициям? Согласитесь, современный православный праздник зачастую не воспринимается в исторической плоскости – за последние 20 лет значительно обогатилась «игровая» составляющая праздников. В одной брошюре, содержащей рекомендации и сценарии проведения детских православных праздников, написано: «Вот и Пасха к нам пришла и веселье принесла». Так и получается, что с детства ребенок воспринимает церковный календарь как череду развлекательных мероприятий. При этом все считают, что праздник «отмечаем, как наши предки отмечали». Увы, современное светское общество растратило и исказило так много исторических традиций и вековых обычаев…
К слову, о нашем восприятии церковных празднований. Есть три летних праздника, посвященных Христу – три Спаса, о которых знают все, но далеко не все помнят, что праздники эти связаны не только с новым урожаем любимого лакомства – меда, яблок, орехов. У каждого из них есть своя история и свои традиции…
Почему Спас?

Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечают в августе. Спас – сокращенная форма от слова Спаситель, ибо праздники эти связаны с Иисусом Христом и его деяниями. Все три Спаса как бы связывают между собою дни успенского поста, длящегося с 14 по 28 августа. В народе есть свое объяснение названию праздника: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму.
«Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают».
14 августа
Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня Медовый Спас

В этот день отмечается сразу несколько праздников: Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и память целого ряда ветхозаветных и христианских святых.

Главный праздник этого дня возник в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В августовскую жару люди гибли от инфекционных заболеваний. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей – засухи и пожаров. Дабы исцелить народ, из царской сокровищницы выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу, совершали молебны, освящали им воду и улицы, после чего эпидемии отступали. Отсюда и пошло название праздника: слово «происхождение» означает крестный ход. В современной Церкви в праздник принято выносить Святой Крест на середину храма, чтобы каждый желающий мог ему поклониться.
На Руси в этот день чествуют Спасителя и Пресвятую Богородицу: верующие вспоминают славную победу князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году.
Волжская Булгария – мусульманское государство, занимавшее территории на Средней Волге и Каме. Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру Святославичу прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
В дальнейшем конфликты с восточным соседом не носили религиозного характера, а происходили на экономической почве. Пограничное Ростово-Суздальское княжество боролось с булгарами за контроль торгового пути по Волге, и в отдельные периоды соседям удавалось договариваться и создавать свободные для торговли зоны. Многие товары с Востока попадали в русские города как раз через Булгарию. Но сохранить мирные партнерские отношения удавалось не всегда, из русских летописей известно о захватах булгарами русских городов. Арабский историк Абу Хамид ал-Гарнати, побывавший в Волжской Булгарии в середине XII века, писал, что булгарский правитель «выходит в походы против неверных и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей, и лошадей». Ответными действиями были военные экспедиции русских дружин в булгарские земли – это поход князя Юрия Долгорукого в 1120 году и поход его сына Андрея Боголюбского в 1164 году.
В поход благоверный князь отправился с чудотворными иконами Владимирской Богоматери и Святым Крестом, перед сражением усердно молился о даровании победы. Во время битвы, русские увидели, что от иконы Богоматери исходят огненные лучи. Дивное зрелище воодушевило великого князя Андрея и его дружину, и с Божьей помощью победа над врагами была одержана. Князь Андрей Боголюбский увидел в этих событиях знак Божьей милости и установил особое празднование Великого Спаса и Богородицы 1(14) августа.
Первый Спас называют Медовым. Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. В старину воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости, поэтому разрешалось есть освященный церковью мед именно с этого дня. А еще пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным. «На первый Спас и нищий медку попробует!»
Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день. \
Почему Медовый Спас называют еще Спасом на воде? В первый день Успенского поста было принято чистить старые и освящать новые колодцы и водоемы. После крестного хода купались люди, чтобы смыть грехи, купали свой домашний скот, чтобы здоровым был. Даже роса на Медовый Спас считалась целебной. После Мокрого Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы…
Некоторые светские СМИ называют Яблочный Спас идеальным днем для гаданий… А в Омске в 2018 году проявили особую изобретательность – решили отметить сразу три Спаса в один день, чтоб три раза, видимо, не вставать.
19 августа
Преображение Господне Яблочный Спас

Согласно Священному Писанию, в этот день Иисус Христос вместе со своими учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор и принялся молиться. В тот же миг его облик преобразился: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Тогда же явились пророки Моисей и Илия, которые говорили с Христом. О чем они беседовали? О грядущих страданиях Христа, его Крестной смерти, об искупительной жертве, избавляющей человечество от рабства греха и смерти... И это было символично. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

По - явилось облако и накрыло всех своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, по - ка не совершатся события, о которых он беседовал с пророками. Преображение, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы.


Почему Спас яблочный?

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является, кстати сказать, одним из образов Христа: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви». Часть плодов было принято освящать, ибо Церковь учила, что все – от человека до растения – собственность Божия, и на употребление пищи должно быть его благословение.
У нас в России виноград почти не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас.
29 августа Спас Нерукотворный Ореховый Спас Хлебный Спас

Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Хол - щовый, – это православный праздник в память перенесения в 944 году из горо - да Едессы в Константинополь Нерукот - ворного Образа Господа Иисуса Христа. Предание повествует, что в Осроене (не - большое эллинистическое государство в Месопотамии со столицей в Эдессе) пра - вил Авгарь V бар Ману Уккама, который много лет страдал неисцелимой болез - нью – проказой. Царь Авгарь, узнав о великих чудесах Иисуса, написал тому письмо, в котором просил спасти его от ужасного недуга и, зная о неприязнен - ном отношении к Иисусу Христу иудеев, приглашал его поселиться в своем «ма - леньком, но очень почтенном» городе.
Гонцом в Иерусалим Авгарь отправил художника Анания. Увидев Иисуса Христа в окружении людей, слушавших его проповедь, Анания захотел нарисовать Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего по - просил чашу, наполненную водой и убрус (плащаницу, холст). Иисус умылся, вы - терся, и на убрусе запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображенным ли - ком Спасителя принес художник царю Авгарю – и тот исцелился.
После вознесения Господня в Эдессу при - шел с проповедью о Христе святой апостол Фаддей и крестил Авгаря, который вышел из святой купели совершенно чистый и здоровый душой и телом. Нерукотворный Образ – первую христианскую икону – он установил в нише над городскими воротами, написав на нем: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не по - стыдится». Впоследствии, с 170 по 214 год, Эдесса стала важным центром ран - него христианства.
В 944 г. византийский император Константин Багрянородный выменял эдесский Нерукотворный Образ на 200 пленных мусульман, и реликвия была торжествен - но доставлена в Константинополь. В честь этого события установили особый церковный праздник – Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя.
Третий Спас – третья встреча осени. Спас Ореховый и Хлебный. В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. В лесу как раз поспевали орехи, их собирали, освящали в церкви. Пекли хлеб из муки нового урожая, заготавливали на зиму целебную ореховую настойку. И благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день.