«Чудо – это некоторое событие, которое происходит в нарушение естественных законов жизни. Чудо происходит по воле Божией, и оно происходит на грани рационального и иррационального, поэтому формального определения понятию «чудо» дать невозможно. Одно и то же событие может восприниматься разными людьми по-разному. Верующие люди, внимательно следящие за происходящими вокруг них событиями и понимающие, что в этой жизни случайного быть не может, во многом видят чудесное проявление воли Божией».
Коронавирус. Ситуация меняется с устрашающей скоростью. Статистика выявленных зараженных коронавирусом и погибших от него напоминает боевые сводки… Перевернут привычный жизненный уклад. Соцсети наполнены пророчествами о закрытых на Пасху храмах как знамении конца времен. Паникерские настроения одних не нивелируются банальным легкомыслием других – мы почти поняли, что такое «страх смертный»… Вспыхнувшая эпидемия привела нас к осознанию, что в наш век развитой медицины, индустрии и достаточно высокого уровня жизни человечество не подготовлено к таким бедствиям. Власти, медицина, службы, отвечающие за жизнеобеспечение населения… Мы беззащитны перед стихией? Почти беззащитны… Ведь там, где безнадежность, там есть место чуду – тому самому, когда уже отчаялся…
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых Новомучеников
и Исповедников Российских в Бутове.
«История человечества неотделима от истории эпидемий», – пишет профессор Нью-Йоркского университета Филипп Алькабес в своей книге «2000 лет вместе», вышедшей в 2009 году. – Вирусы, эти до смешного маленькие существа, веками терроризируют наш мир, заставляя перепуганных людей совершать самые странные, глупые или ужасные поступки – от запрещения женщинам ходить в церковь, как это было несколько десятилетий назад в Ирландии, до убийств или изгнания евреев, как это произошло в средневековой Испании».
Вчитываясь в страницы нашей истории, можно найти немало примеров, подтверждающих, что Русская Церковь всегда разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания. Во время эпидемий призывала молиться и не отчаиваться. И меры предосторожности принимала. Например, в Ветхом Завете рассказывается, как человек, заразившийся опасной болезнью – проказой – подлежал изоляции. Священник должен был убедиться, что тот исцелился, и только после этого допускал до общения с другими прихожанами. В чумной Москве 1771 года в целом ряде монастырей (Николо-Угрешском, Симоновом и Даниловом) были устроены чумные больницы. Московский архиепископ Амвросий предпринял целый ряд мер против распространения заразы: «… приказал священникам, при исповеди и причащении, совершать эти таинства через двери или окна, не прикасаясь к больным; при крещении детей, не брать их в руки; умерших от чумы не отпевать, а прямо отправлять на кладбище». Можно привести много примеров, свидетельствующих, что меры предосторожности при болезнях – это обычная практика для Церкви, а не нечто беспрецедентное.
И все-таки до изобретения вакцин и массовых прививок на Руси подавляющее большинство людей принимали участие в крестных ходах, молебнах и строительствах храмов. Это связано не только с традиционным укладом жизни, но и с духовным восприятием болезни – если Бог посылает испытания и скорби, нужно углубить духовную жизнь и усугубить пост.
Шествие к Богу… Церковь Христова в период моровых поветрий и прочих напастей проводила молитвенные крестные ходы с чудотворными иконами – и болезни отступали. Согласитесь, серьезные испытания, включая эпидемии, пробуждают в современном человеке религиозность, порой позабытую. Мы выполняем все требования Роспотребнадзора, но при этом каждый из нас в глубине души допускает возможность чуда - надеется на него. Потому что помимо санитарно-эпидемиологических средств борьбы с распространением коронавируса, очень важна и духовная поддержка. Хватит ли силы веры?

В ОКОПАХ НЕТ АТЕИСТОВ
ИКОНЫ ЧУДОТВОРНЫЕ
Чудо совершает не икона. Заступничество через святую икону – таинственная связь образа и человеческой веры. «Бог не спасает нас без нас», – говорил святитель Афанасий Великий. И образ, и Крест помогают лишь тем, кто проявляет веру и волю к спасению.
Широко известны своей целительной силой такие чудотворные образы Пресвятой Богородицы, как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская и Иверская иконы. Мы расскажем о нескольких менее известных святынях, не раз спасавших людей от моровых поветрий. В основном это иконы Богородицы.

Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893
Боголюбская икона
Одна из немногих сохранившихся до наших дней домонгольских икон Божией Матери. По легенде, в 1157 году благоверный князь Андрей Боголюбский переселялся из киевских пределов в землю Суздальскую. С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря икону Божией Матери (впоследствии эту икону назовут Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не трогались с места. Тогда князь приказал отслужить молебен, тут ему явилась Пресвятая Богородица и дала наказ поставить икону во Владимире. Князь повеление исполнил, а на месте чудесного явления выстроил церковь в честь Рождества Богородицы. Там князь поместил новую икону – образ Божьей Матери, такой, как видел ее: во весь рост со свитком в правой руке.
и ликом, обращенным к Спасителю. Новописанная икона была названа Боголюбивою, или Боголюбской. Самая известная история, связанная с ней – это избавление от эпидемии чумы города Владимира в 1771 году, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда из Боголюбского монастыря.
Шуйская икона
Шуйско-Смоленская икона была написана в 1654-1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи, где в ту пору свирепствовала моровая язва. На собранные прихожанами деньги иконописец сделал список (копию) иконы Смоленской Божией Матери – покровительницы Воскресенского храма. Местное предание гласит, что на написанном Смоленском образе младенец Христос чудесным образом поменял позу. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Богоматери Смоленской, но через день вновь обнаружил то же изменение. Сочли это чудесным проявлением Промысла Божия. В течение недели, пока писалась икона, верующие усиленно молились и постились. Когда же образ был написан, его торжественно перенесли в церковь, и с этого момента моровая язва пошла на убыль – сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления, в том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года.


Седмиозерная (Седмиезерная) икона
Главной святыней Седмиозерной Богородицкой пустыни (1615 г.) была Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. По преданию, ее пожертвовал монастырю основатель монастыря схимонах Евфимий. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным хо - дом. Все это было исполнено, и чума в городе прекратилась.
Вот как это описывается в истории Седмиозерной иконы, на которой Пресвятая Богородица, по преданию, уже после на - писания этого образа сама сложила руку в благословляющем двуперстии: «Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города... Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась... В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала еще больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спаса - ло город от язвы».

ПОКА ЕСТЬ ВРЕМЯ

В Средние века считалось, что единственный способ победить чуму – это покаяние. Не карантин и не вакцина. Потому что чума есть наказание за грехи. У всего на свете - своя цена.

В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами: «Подобает, братия возлюбленные, что - бы наказания Божия, пришествия которого мы должны были бояться, мы убоялись теперь, когда несем это наказание. Да от - кроет нам страдание двери обращения к Богу, и сама мука, которую терпим, да со - крушит жесткость нашего сердца… Итак, пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать»… Человечество прошло немало эпидемий. Использовали ли мы свой шанс объединиться перед лицом катастрофы? Убедились ли в ничтожности причин наших ежечасных конфликтов? Смогли ли по велению сердца, но не разума, расставить свои приоритеты? Насколько мы далеки от того, чтобы теперь поверить в чудо? Да, они случаются далеко не все время – иначе они не были бы чудесами. Но в фина - ле мы, возможно, все поймем.