«История человечества неотделима от истории эпидемий», – пишет профессор Нью-Йоркского университета Филипп Алькабес в своей книге «2000 лет вместе», вышедшей в 2009 году. – Вирусы, эти до смешного маленькие существа, веками терроризируют наш мир, заставляя перепуганных людей совершать самые странные, глупые или ужасные поступки – от запрещения женщинам ходить в церковь, как это было несколько десятилетий назад в Ирландии, до убийств или изгнания евреев, как это произошло в средневековой Испании».
Вчитываясь в страницы нашей истории, можно найти немало примеров, подтверждающих, что Русская Церковь всегда разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания. Во время эпидемий призывала молиться и не отчаиваться. И меры предосторожности принимала. Например, в Ветхом Завете рассказывается, как человек, заразившийся опасной болезнью – проказой – подлежал изоляции. Священник должен был убедиться, что тот исцелился, и только после этого допускал до общения с другими прихожанами. В чумной Москве 1771 года в целом ряде монастырей (Николо-Угрешском, Симоновом и Даниловом) были устроены чумные больницы. Московский архиепископ Амвросий предпринял целый ряд мер против распространения заразы: «… приказал священникам, при исповеди и причащении, совершать эти таинства через двери или окна, не прикасаясь к больным; при крещении детей, не брать их в руки; умерших от чумы не отпевать, а прямо отправлять на кладбище». Можно привести много примеров, свидетельствующих, что меры предосторожности при болезнях – это обычная практика для Церкви, а не нечто беспрецедентное.
И все-таки до изобретения вакцин и массовых прививок на Руси подавляющее большинство людей принимали участие в крестных ходах, молебнах и строительствах храмов. Это связано не только с традиционным укладом жизни, но и с духовным восприятием болезни – если Бог посылает испытания и скорби, нужно углубить духовную жизнь и усугубить пост.
Шествие к Богу… Церковь Христова в период моровых поветрий и прочих напастей проводила молитвенные крестные ходы с чудотворными иконами – и болезни отступали. Согласитесь, серьезные испытания, включая эпидемии, пробуждают в современном человеке религиозность, порой позабытую. Мы выполняем все требования Роспотребнадзора, но при этом каждый из нас в глубине души допускает возможность чуда - надеется на него. Потому что помимо санитарно-эпидемиологических средств борьбы с распространением коронавируса, очень важна и духовная поддержка. Хватит ли силы веры?
Чудо совершает не икона. Заступничество через святую икону – таинственная связь образа и человеческой веры. «Бог не спасает нас без нас», – говорил святитель Афанасий Великий. И образ, и Крест помогают лишь тем, кто проявляет веру и волю к спасению.
Широко известны своей целительной силой такие чудотворные образы Пресвятой Богородицы, как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская и Иверская иконы. Мы расскажем о нескольких менее известных святынях, не раз спасавших людей от моровых поветрий. В основном это иконы Богородицы.
Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893