Уходят в прошлое эпохи и поколения, но не стирается из сознания народа светлая память о павших в боях за честь и свободу нашего Отечества доблестных русских воинах, положивших, по слову Иисуса Христа, души свои за друзей своих.
В августе 1812 года в сражении при Бородино на Семеновских флешах геройски погиб шеф Ревельского пехотного полка генерал Александр Алексеевич Тучков. Его супруга, Тучкова Маргарита Михайловна, приехала в Бородино, что - бы исполнить последний долг супружеской любви и верности: найти останки мужа для совершения над ними церковных молитв и погребения. Не чувствуя усталости, мужественная женщина преодолела девятиверстное расстояние от села Бородино до Колочского монастыря. Но тщетно! Тело убитого генерала так и не было найдено. «Нельзя было без ужаса смотреть, – вспоминала Тучкова в 1848 году, будучи уже игуменьей, – на курган Раевского и Семеновские батареи, где теперь стоит обитель: это были поистине горы человеческих тел...».
Спасо-Бородинский женский монастырь – единственный и уникальный среди всех православных обителей России. История его удивительна, а начинается с простых и вместе с тем проникновенных слов, высказанных Маргаритой Михайловной Тучковой в письме к императору Александру I: «…И ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой…».
Государь откликнулся на просьбу Тучковой и даже лично пожаловал на строительство десять тысяч рублей. Около года шли переговоры о покупке земли под храм, принадлежавшей трем помещикам. Наконец, когда все было улажено, 30 апреля 1818 года архиепископ Августин (Виноградский) подписал храмозданную грамоту, и в мае на флешах началось строительство. Храм был выполнен по проекту известного швейцарского архитектора Доменико Желярди, одного из создателей нового облика Москвы после пожара 1812 (участвовал в восстановлении Московского университета, Слободского дворца, звонницы и колокольни Ивана Великого и др.).
окольни Ивана Великого и др.). 26 августа 1820 года церковь была освящена, и Маргарита Михайловна внесла в храм образ Спаса Нерукотворного – полковую икону Ревельского полка, оставленную ей на сохранение генералом Тучковым при прощании в 1812 году. Внутри храма был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова с надписью «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Здесь же впоследствии были похоронены сын Тучковой, ее брат и сама Маргарита.
Игуменья Мария (Тучкова)
Домик игуменьи Марии
«За Веру, Царя и Отечество жизнь свою положивших…»
Тучкова изначально задумывала храм как поминальную часовню и намеревалась при ней устроить маленькую богадельню для инвалидов – участников Отечественной войны. В окрестностях Бородинского поля распространилась скоро молва о «доброй барыне, что живет в Боге и любит нищую братию», и не было дня, чтобы под окно пустынного домика не приходили больные и нуждающиеся. Маргарита Михайловна оделяла одних лекарством, других деньгами или хлебом, и всех добрым словом. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине воинов, желавших удалиться от мира, появились огороды, начали строиться домики. Так собралась небольшая община, которая 4 марта 1833 года получила статус «женского Богоугодного общежительного заведения для лиц женского пола, кои быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни, могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении». Тучкова, оставаясь мирянкой, выполняла обязанности настоятельницы Спасской общины.
В 1838 году община была преобразована в монастырь. Важную роль в этом сыграл духовный наставник Тучковой митрополит Филарет – он помог безутешной вдове обрести утраченный смысл жизни и направил на уготованный свыше путь. Филарет передал обители «Правила», в которых каждой сестре вменялось в обязанность ежедневное поминовение вождей и воинов, «на поле Бородинском живот свой положивших». Настоятельница обители М.М. Тучкова в 1840 приняла постриг и стала игуменьей Марией.
Обитель была небогата, и на ее нужды настоятельница тратила свои личные средства: генеральскую пенсию, оброк с крестьян в своем тульском имении, которых она освободила и даровала им права вольных хлебопашцев; продала половину имения в Ярославской губернии. Если кого смущал недостаток средств, она говорила: «Господь не оставит, да и нам ли жаловаться? Трапеза незатейлива, а зато, каков хор!» Хор Бородинского монастыря и вправду был знаменит, Маргарита Михайловна сама давала уроки пения молодым послушницам.
Были устроены хутор и скотный двор, пряли, ткали, красили холст и сукно, шили рясы, теплые одежды, обувь, переплетали книги, занимались малярною работой и даже иконописью. Каждая монахиня служила другим своим посильным трудом, принимать друг от друга денежную плату было строго запрещено. Сестры жили между собою как члены одной семьи. В монастыре были открыты больница и богадельня, церовно-приходская школа для детей окрестных сел и деревень.
26 августа 1839 года, когда исполнилась 25-я годовщина вступления русских войск в Париж, на Бородинском поле на месте батареи Раевского был установлен 27-метровый монумент героям Бородина. У подножия памятника был перезахоронен прах Петра Ивановича Багратиона. На организованных торжествах присутствовал император Николай I. Перед памятником было приготовлено место для богослужения и для ветеранов Бородинского сражения, среди которых по приглашению императора находилась и М.М.Тучкова. По преданию, стоя рядом с Маргаритой Михайловной, император обратился к иностранным гостям по-французски: «Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова; она предупредила меня, воздвигнув здесь бессмертный памятник».
Умножалась братия, застраивался монастырь. Кроме Спасского храма на пожертвования частных лиц и императора Николая I были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, трехъярусная колокольня, келейные корпуса. Тогда же было начато и возведение главного, Владимирского собора, но матушке Марии, почившей в 1852 году, не суждено было дожить до его освящения. Преемницей М.М.Тучковой стала игуменья Сергия (Волконская). При ней и был освящен Владимирский собор в 1859 г. В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. Архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря стал памятником героям сражения, органично вписавшимся в ландшафт Бородинского поля.
В 1912 году подготовка к юбилейным торжествам велась под личным наблюдением императора. Строились походные дворцы, прокладывались шоссейные дороги, выравнивались военные плацы. Для царского поезда проложили железнодорожную ветку с особой платформой, павильоном и огромными триумфальными воротами. Было даже доставлено 78 автомобилей, которые работали в режиме такси, установлено прямое телефонное сообщение с обеими столицами, и сделана иллюминация. С крестным ходом из Смоленска была принесена чудотворная икона Одигитрия, та самая, перед которой войска молились накануне сражения.
«Все мы прониклись общим чувством благоговения к нашим предкам, – отметил в своем дневнике Николай II, – никакие описания сражения не дают той силы впечатления, которое проникает в сердце, когда сам находишься на этой земле».
В ходе юбилейных торжеств утвердился особый статус Бородинского поля как военно-исторического мемориала и заповедной земли, что было отмечено установкой 33 памятников. Некоторые из них были поставлены на монастырских землях.

Бородинский хлеб – шедевр русского кулинарного искусства. Сестры монастыря давали с собой в дорогу богомольцам удивительно ароматный ржаной хлеб с тмином. Его называли «поминальным», и только к концу девятнадцатого века – «бородинским». Рецепт того хлеба, по легенде, принадлежащий игуменье Марии, утерян. Современный бородинский хлеб пекут согласно рецептуре, разработанной в 1933 году Московским трестом хлебопечения, и вместо тмина используют кориандр.
Горькая чаша

Размеренная жизнь Спасо-Бородинской обители была прервана октябрьской революцией и гражданской войной, настали тяжелые времена. Несмотря на то, что монастырь держался до последнего, власти закрыли его в феврале 1929 года, многие сестры были арестованы, имущество разграблено. Строители «новой жизни» не пощадили ни монастыря, ни самого поля: в 1932 году был отвезен на переплавку главный монумент, а его постамент взорван вместе с могилой Багратиона, которого объявили «царским сатрапом».
После разгона сестер обитель почти на 60 лет «исчезла» с карты Бородинского поля, а на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился новый населенный пункт – поселок Ворошилово. Трудовая коммуна с этим названием, колхоз, военный госпиталь, школа, туристическая база, машинно-тракторная станция, сменяя друг друга, находились в стенах монастыря до 1970-х годов. Монастырь продолжали разрушать местные вандалы, убранство храмов было полностью уничтожено. Некоторый просвет наступил в 1962 году, когда к 150-летию сражения Бородинское поле получило статус Государственного заповедника. Тогда же была развернута небольшая экспозиция в Спасской церкви, для чего расчистили склеп и установили но - вые гробы, собрав в них сохранившиеся останки. Лишь в 1974 г. «монастырский комплекс», находившийся в плачевном состоянии, был передан Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, который сразу же начал проводить здесь восстановительные работы. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель – здесь вновь затеплился огонек иноческой жизни.
Старицы

Женское старчество – редкое явление, тем удивительнее примеры самоотверженности русских женщин, выбирающих мир нового духовного бытия. К концу XIX века Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц. Особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра (в миру Надежда Потемкина, 1812-1908) и Рахиль (Мария Короткова, 1833-1928). Они наставляли на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению. Удивительно, как при своей телесной немощи старицы сохраняли любовь ко всем, особенно к убогим, больным и страждущим.
Прикованная к инвалидному креслу схимонахиня Сарра, слабая телесно, но сильная духом, помогла многим людям, обращавшимся к ней за помощью. По молитвам ее исцелялись больные. Бывали дни, когда число посетителей доходило до 500 человек. Скончалась схимонахиня Сарра 2 августа 1908 года, про - жив в Бородинском монастыре 83 года. Как завещание старица оставила написанную ею в утешение и сохранившуюся до сего времени «Духовную аптеку», целебное действие которой испытала всей своей жизнью:
«Человек некий прииде во врачебницу и вопрошаше врача, глаголя:
– Есть ли таковое врачевство, врачующее грехи?
Врач же, отвещав, рече:
– Есть. Прииди и возьми корень послу - шания, листвия терпения, цвет чистоты, плод добрых дел, изотри в котле безмол - вия, всей в решете рассуждения, всыпли в горнец смирения, прилей воды из слез молитвенных, подгнети огнь Божествен - ныя любви, покрый милостынею, и, егда учредится, посоли братолюбием, вкушай лжицею покаяния, и будешь здрав».
Преподобная Рахиль была маленькой, сухонькой, слепой на один глаз («старушка», как она сама себя называла). Но эту «старушку» благословила на подвиг старчества Матерь Божия, явившись ей в тонком сне и сказав: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я сама буду благословлять тобою благословляемых». И люди шли к ней и шли за советом и утешением... Незадолго до смерти матушка Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не за - буду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. После моей смерти я смогу помогать». Так и исполнилось. Святое место упокоения подвижницы и в наши дни посещают скорбящие, молятся о помощи и неизменно получают утешение. Есть откуда черпать силы, если человек пришел в монастырь не случайно.

В стенах обители, как и прежде, идет неусыпаемое поминовение воинов, погибших в 1812 году. К их именам добавились имена солдат и офицеров, погибших в 1941–1945 годах. Спасо-Бородинский монастырь снова стал местом молитвы о защитниках Отечества. Каждый день воз - носятся в Спасо-Бородинской обители молитвы об упокоении павших воинов, каждый день протяжно разносится над полем русской славы колокольный звон...