В начале 90-х в школах уроки труда исключили из обязательной программы и ввели «Технологию». Осовременили один из фетишей советской власти. Не сказать, чтобы ребрендинг возымел эффект: починить кран, повесить на стену полку, даже просто заменить перегоревшую лампочку самостоятельно сегодня могут далеко не все молодые люди. Тем не менее, призывы вернуть Труд в школу воспринимаются как ностальгия пожилых людей по советскому прошлому. И вообще, дети могут себе чего-нибудь повредить рубанком или половником, а отвечать кто будет? А некоторые психологи вообще считают, что устаревшие уроки труда для средних классов продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, и в дальнейшей, взрослой, жизни это приведет к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый семейный конфликт.
Современные образовательные учреждения «шагают в ногу со временем». Мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Девочки делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты.
Обаяние труда, как общественной ценности, исчезло, возможно, навсегда. Что производит современный человек? Впечатление.
Стало модным обсуждать вопросы нравственности. Публичное обсуждение сложных моральных проблем – это показатель развитого общества. В медийном пространстве не так много настоящих, серьезных дискуссий – о здравоохранении, социальной защите, образовании. Развлекать, а не воспитывать! Зато горячо обсуждается, подтверждается ли чье-то отцовство анализом ДНК. Или вот еще новый тренд – блюсти нравственность педагогов. В интернете – зоне абсолютной моральной свободы – недавно возмущенная мама школьника осудила учительницу за то, что та покупала в торговом центре нижнее белье: «И это дети видели! Куда катится мир!»… Подобное активно-публичное стремление к высокому морально-нравственному уровню, принимающее формат шоу, вызывает тревогу… А детей в приютах становится все больше.
Да! И дети! Детей мы развиваем. Современные малыши еще не умеют ходить, но уже за - просто управляются с любым гаджетом. Тем не менее, родители включают своих ребятишек в гонки по скоростному усвоению еще чего-либо. «Драмкружок, кружок по фото», боевые искусства чередуются уроками музыки и основами предпринимательства. Что - бы непросто «как все», а лучше всех! Родители вспоминают, что сами в детстве только книги читали да в музеи ходили, ну, еще в бассейн с папой. А их малыш – еще и серфингом занимается. А кто-то мечтает о сыне-гонщике… И детство мальчика точно не будет беззаботным. Книги? Вот на чтение, увы, времени катастрофически не хватает.
Ради чего все? Чтобы похвастаться перед подругами, что мой-то получил уже сертификат MBA? Это очень современно – в наследников своих максимально «вложиться». Все ради блага любимых и ненаглядных. Не задумываемся о том, что растим детей в тепличных условиях, но при этом хотим видеть их в будущем успешными. Мы не объясняем детям, что надо учиться отказывать себе в удовольствии, откладывая его на потом. Не объясняем им, что праздность – мать всех пороков, а успех – результат тяжелого труда. И что, стремясь к поставленной цели, надо оставаться самим собой, быть порядочным и чутким к миру... И никому не доказывать, что ты – успешный.
Современная жизнь диктует нам, что все нужно делать быстро, добиваясь максимальной эффективности. Темп задают энергичные успешные люди. Определяем успешность по Инстаграму… Когда ты слаб, болен, не успешен – ты неудачник. Как это – запутался в жизни? Ты не работа - ешь над достижением какой-то цели?! Для тебя же написали статьи, сняли видео-ролики, проводят семинары по мотивации… Внушенный нам стиль жизни. Стиль бытия. Большинство людей даже не осознает, что руководствуется навязанными стимулами и надуманными целями. Я буду счастливым после того, как… Труднее всего быть самим собой в этой гонке.
Французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо считал, что развитие цивилизации разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное соотношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Человек раздваивается между своими возможностями и желания - ми, долгом и склонностями, то есть не при - надлежит самому себе. «Сделайте чело - века вновь единым, – писал Руссо, – и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть». И пусть порой будет казаться, что в нынешних-то условиях этого достичь точно не удастся… Во времена Руссо темпы развития и достижения цивилизации, надо полагать, тоже шокировали. Но это не мешало находиться таким, кто принимал «дары» мира современного, не подменяя ими крепкие внутренние устои и личную позицию.