Интересный момент. Эмигранты первой волны стремились сохранить русские традиции, русский язык – русскую идентификацию. Эмигранты 90-х годов прошлого века и последующих «волн» старались сразу же забыть русский язык – старались скорее ассимилироваться. Рациональный просчет жизненных стратегий.
Утрата русской пасхи
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России… Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»…
Российская история ХХ века наполнена драматическими, переломными событиями, одним из которых, безусловно, является Октябрьская революция 1917 года. Большевистский террор, Гражданская война, голод и бесправие вынудили уехать из страны более миллиона людей. Белая эмиграция, рассеянная по всему миру, сохранила и обогатила традиции русской культуры. Как сказал Бунин: «Мы не в изгнании, мы в послании… Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас». Русские эмигранты, в большинстве своем, не становились американцами, французами, англичанами, немцами и т.д. российского происхождения. Они всегда оставались русскими, ведь уезжали не навсегда и верили, что вновь смогут увидеть родину, верили в возрождение России. Поэтому и стремились сохранить на чужбине православную веру и традиции, сохранить детей русскими в плане их самоидентификации с Россией.
Духовной опорой для изгнанников была вера. Куда бы судьба ни забрасывала русских, в каких бы трудных условиях ни приходилось им начинать новую жизнь, они открывали храмы, и великие православные праздники – Рождество и Пасха – объединяли всех, кто тосковал об утраченной родине. О том, как праздновали в эмиграции Пасху, написала в своей книге «Украденное счастье» Татьяна Бем-Рейзер, дочь выдающегося филолога-слависта, педагога и общественного деятеля русской эмиграции первой волны А.Л. Бема.
Призвание
Русская церковь была, собственно говоря, не наша, с нами делились «Чешские Братья», протестанты времен Яна Гуса. Сначала служили «Чешские Братья», потом быстренько расставлялся иконостас, вносили алтарь, подсвечники, и наша церковь была готова. Мое место было слева, во второй или третьей скамейке. Служба затягивалась до восьми, иногда и до девяти. Владыка Сергий служил серьезно, по-монастырски, не пропуская ни одного песнопения. Сам он был до такой степени лишенный всякого слуха, что и поверить трудно. Он двух нот не мог взять правильно, но ужасно любил слушать хорошее песнопение. Хор поэтому у нас был отличный. Регентом был некий Никишин, по специальности хирург, один из немногих хорошо устроенных русских. Но хор свой и свое дело он очень любил и вел его отлично. В свое время Никишины жили рядом с нами, и спевки часто происходили у них на квартире, и я с восторгом прислушивалась к приглушенному стенами пению.
Зато служил Владыка на диво. Никто не умел так вдохновенно, с такой чистой радостью и детским восторгом служить заутреню, как Владыка. Вот и ноги уже болят от длинной вечерни, всю Страстную отстаиваешь на ногах, голодно и холодно. Ведь постились мы неделями, и не на шутку. Скорее бы, скорее началась заутреня. И досадно на Владыку, почему бы не сократить немного службу, начать, скажем, не в шесть, а в десять. Но вот разверзаются Царские врата, и раздается верховное «Христос Воскресе!» Владыка выкрикивает, как молодой петух, у которого срывается голос. Ничего благозвучного в этом голосе нету, но какая радость, какой восторг, какое счастье и ликование в нем слышатся! И невольно это счастье переходит на нас, спадает усталость.
У многих в глазах стоят слезы, и голос скомкан от волнения: «Воистину Воскресе!», сначала издали, как будто за пеленой сырого весеннего воздуха, приглушенно доносятся с улицы звуки крестного хода: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». А потом все сильнее и быстрее, уже почти походя на плясовую, скороговоркой поет хор. Люди оглядываются, смеются, счастливые глаза ищут другие счастливые глаза. Вот начинают христосоваться, сначала чинно, степенно: муж с женой, с детьми. Но поцелуи становятся звонче и сочнее, все задорней и веселее песнопения. Истощенным, охрипшим голосом бросает Владыка Сергий в толпу молящихся слова «Христос Воскресе!» и, вытянутой рукой взмахивая кадилом, разводит клубы дыма. Ах, как хорошо, Боже мой, как весело! Вот мама засуетилась, расправляя свой белый узелок с куличами. Такой же узелок и у Марии Ивановны, и у Зинаиды Игнатьевны, смотришь, и по всей церкви запорхали крыльями белые узелки с куличами. Все дамы ринулись к боковому алтарю, где происходит освящение куличей. Молодежь оглядывается, выискивая глазами, с кем бы похристосоваться. Уголком глаз слежу и я: голубые лучистые глаза, подойдет или не подойдет, заметит или не заметит? Ах, какой праздник, какой ни с чем не сравнимый праздник. На душе легко, ведь отговелась только на этой неделе, еще не успела нагрешить, и внутри легко, кажется, подымешь руки и полетишь в весну! Голова немного кружится и от поста приятное чувство голода, вроде нытья под ложечкой. Завтра надену новые лакированные туфельки, новое светлое платье, и пойдет христосованье: из дверей в двери, от одних знакомых к другим…
Христосоваться ходят все, мужчины и молодежь, девочки и мальчишки, барышни и молодые люди, группами ходят поздравлять. Только хозяйки сидят дома и принимают гостей. А вся суета, суматоха, приготовление к Пасхе: «Будет ли творог, и хороший ли? А вы какую делаете, заварную или простую? И окорок будет?..» Нет, окорок у нас бывал редко, очень уж дорого стоил, зато малороссийская колбаса бывала всегда. Это была мамина специальность, а нам выпадало набивать ее при помощи огромного ключа от входной двери. Ну и сложная же это была процедура: кишки были холодные, скользили и лопались, когда их выворачивали через кольцо ключа и набивали мясом, вкусно и сочно пахнущим чесноком. Но я все же больше любила чистить миндаль или перебирать изюм. Тут, по крайней мере, есть что попробовать. От нажима пальцев горячий миндаль вылупливался одним прыжком из скорлупки и с разлета прыгал в кастрюльку. А иногда и прямо на пол. Потом нарезывался мелко ножом в куличи. Это было дело дяди Саши. Куличи пеклись всегда с надрывом. Мама выбивалась из сил, их надо было почему-то делать только ночью. Сначала ставилась закваска, мы с сестрой крутили гоголь-моголь, отец взбивал белки. Тесто должно было подниматься два раза. Как только подымется, надо его сбить кипящим молоком. Потом только можно вмешивать гоголь-моголь, растертый с маслом, и осторожно, по ложечке, примешивать белки. И уже под самый конец прибавлялся изюм и миндаль. А сырная пасха, а яйца? Будем красить и цыбулей, и с перебивными картинками. Краской яиц заведовал отец: аккуратно раскладывал на столе газеты, в баночках от консервов разводилась краска. Обязательно не забыть прилить ложечку уксусу. И какой это особенный запах у разведенной кипятком краски, когда в нее подольешь ложечку уксусу. А яйца должны быть горячие, такие, что сразу обсыхают на воздухе. И удастся ли краска? «В прошлом году, помнишь, какие были красивые лиловые и какие неудачные красные?» Дело в том, что лиловые были всегда удачные, а красные – самые капризные. «Я пробью этого зайчика!» – «Нет, я, я еще вчера сказала!» – «А я еще в прошлом году сказала!» – «Я!» – «Нет, я!»… Я вцепляюсь в косу сестры и с остервенением защищаю свои права. Отец вмешивается и, скомкав злополучного зайчика на перебивной картинке, бросает его в печку. Я рыдаю в самом искреннем детском отчаянии. Сестра, более взрослая, ехидно подсмеивается: «Вот тебе и зайчик», а я, сама не зная почему, чтобы не остаться в долгу, говорю сквозь слезы: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», и тут же фыркаю, осознав нелепость своего замечания. Начинает смеяться и папа. Когда он смеется, у него лучисто разбегаются морщинки от глаз, а глаза добрые, добрые, близорукие и голубые.

От заутрени идем домой пешком. Ведь не ездят же в 4 часа ночи трамваи. Свежий туман – предвестник утра – поднимается над Влтавой, тускло горят газовые фонари. Сразу за мостом, в маленьком парке на Кларове, перед домом слепцов, накипают бледными пятнами кусты цветущей японской вишни. Подымаемся Ходковым садом, тут темно и пахнет сыростью. Впереди и сзади слышится говор таких же, как и мы, православных, возвращающихся домой от заутрени. Еще и еще встречаешь знакомых, еще и еще христосуешься, с мальчиками и по третьему разу. Мама, моя строгая чопорная мама, но и та смеется: да будет с вас, губы опухнут. Свежий, утренний ветерок. Еще не светает, но ночь уже светлеет, тусклеют звезды, на востоке бледнеет небо. А как пахнет, Боже мой, как нежно, пряно и ароматно пахнет весной! Последние кварталы проходим веселой гурьбой, и вот и наш дом. Уславливаемся, к кому первому пойдем христосоваться, узнаем, у кого какая настойка, у кого вишневка, у кого просто водка. Вырабатываем план совместных действий. […] Ну, а теперь айда разговляться!

Торжественно, белой скатертью накрыт большой, раздвинутый стол. Посередине стоит вазон с ярко-красной цинерарией, это папин традиционный подарок маме. На блюде аккуратно разложены кусочки ветчины и малороссийская колбаса. Яйца в плоских деревянных мисках, в цельном, свежевыращенном овсе. Куличи, украшенные белым засохшим сахаром и большими буквами Х. В., стоят на буфете на тарелках, покрытых белыми туго накрахмаленными салфетками. Миниатюрный графинчик густой темно-лиловой наливки стоит посередине. Мама не любит, чтоб мужчины пили. К тому же, папе, с его больной печенью и язвой желудка, алкоголь запрещен. Не доктором, а мамой. Ну, а обо мне с сестрой и говорить нечего. Одному дяде Саше, по маминым представлениям, можно без опасности для жизни пригубить. Тихо теплится красным светом лампадка, вся семья сидит за столом. Мама раздает ветчину и колбасу, режет кулич, сначала освященный, маленький, потом самый большой и высокий. Мы с сестрой выбираем яйца для чокания. Самые лучшие битки – это длинненькие, с острым носом. Тут же, направо от меня, сидит дядя Саша, он говорит тихим убедительным голосом: «Ну, правда же, Тося, в такой праздник грех не пригубить». Дело идет обо мне. Это я попросила моего любимого дядю Сашу, чтоб он за меня походатайствовал, чтоб и мне налили рюмочку. Папа вступается за меня, даже тетя Зина, обыкновенно таких строгих нравов, уговаривает маму.
Вот знакомый звонок в передней. Это Э. Ф., сияющая, вся в черном, застегнутом по горло платье, ведя под руку А. Ф., пришла к нам разговеться. Все встают, и еще раз христосуемся, потом начинаем биться яичками. Мама сдается и наливает всем по рюмочке. Какое счастье, еще в прошлом году мне не позволили, – значит, я уже большая, по настоящему большая. Недаром же сегодня в церкви и Витя, и Миша, и Ира, и еще много других христосовались со мной по нескольку раз. Ах, как хорошо! И яичко я выбрала себе хорошее, правда, не самое красивое, но зато самое остренькое. Мне уже удалось раз - бить папино, и Сашино, и тети Зинино. Правда, я немного жулила, норовила всегда ударить немного вбок, а когда подставляла свое яйцо, то старалась его в последнюю минуту как можно покрепче сжать рукой. […]
Но меня уже клонит ко сну, глаза начинают слипаться, я клюю носом, но когда меня мама или сестра посылают спать и заявляют, что я уже и так прикорнула, я начинаю громко и энергично протестовать: «Это я просто так закрыла глаза, чтоб лучше подумать, чтоб лучше вкусить праздник!» Наконец, меня, сонную, уносит дядя Саша в соседнюю комнату и по старым правам самого любимого дяди раздевает и укладывает в постель. Боже, как хорошо, как тепло и уютно. Тепло постели, тепло светлого радостного праздника, тепло родительского дома, все окутывает меня мягкой, нежной пеленой уюта и счастья. […]
Ну вот и последние звуки стихают. Все спит. Только кроткий ангел-хранитель летает, тихо шелестя крыльями над нашим скромным, но счастливым домашним очагом.
О том, как отмечало Пасху русское сообщество в довоенной Чехословакии и в годы Второй мировой войны, вспоминает Анастасия Копршивова, ро - дившаяся в Праге, в семье русских эмигрантов «первой волны»: «Пасха – самый большой праздник для русского человека, более значительный, чем Рождество. Я помню эмигрантскую Пасху вплоть до 1945 года, то есть до моих девяти лет. Позже все было уже несколько по-другому. Ее праздновали все без исключения, вне зависимости от того, часто или редко они ходили в церковь в течение года. Многие глубоко верующие постились. В детстве мне было очень важно, что этот праздник был во всех русских детских са - дах: мы раскрашивали яички, к нам всегда приходил туда священник, для которого мы заранее разучивали стихотворение. До сего дня я помню эти строчки: «Был у Христа-младенца сад, и много роз растил он в нем…» Розы расцвели, их не успели сорвать, и шипы этих роз стали терновым венцом. А когда после службы мы возвращались в детский сад, там всегда нас ждали куличи, пасха, которые мы очень любили, поскольку это были военные годы, так что такие продукты были в диковинку. Масло, яйца, молоко – все это было по карточкам, и семьи экономили, чтобы можно было по-настоящему, отпраздновать Пасху по-русски, со всеми традиционными блюдами».
Утрата русской пасхи
Павел Рыженко. Пасха в Париже
Н.В. Гоголь
Юлия Кузенкова. Пасха
Николай Пимоненко. Выход из церкви в Страстной четверг
Николай Богданов-Бельский. В церкви
Николай Рерих. Русская Пасха