Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872
Последняя встреча, последнее чудо…Тайная вечеря, арест в Гефсиманском саду и Вознесение – последние события Евангельской истории Иешуа из Назарета, Богочеловека… Его тридцать третья весна была наполнена событиями. Через страдания, арест, Голгофу, к Пасхе Господь шел навстречу нам…
А начинается весна с Прощеного воскресенья. День покаяния и очищения души, напоминание о том, что пост, сведенный к простому воздержанию от пищи, теряет свой высокий смысл. Поэтому надо в первую очередь просить прощения за свои вольные и невольные грехи. И всех прощать.
Вход Господень в Иерусалим

За шесть дней до иудейского праздника Пасхи ликующая толпа встречала Иисуса Христа у городских ворот Иерусалима. Прибыл Мессия. И хотя Иисус въехал в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает воинуосвободителю, а на ослике, – все равно его встречают, как царя, устилают дорогу пальмовыми ветвями, кричат: «Осанна сыну Давидову!» А уж после того, как Иисус направился в Храм и выгнал оттуда всех торговцев со словами: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», – восхищенный народ окончательно уверился, что Бог послал им Своего Царя, который покончит с ненавистными римлянами. Но оказалось, что земное процветание не было целью Спасителя: он пришел открыть людям двери в Царство Небесное – «не от мира сего». Мало того, пророк указывал людям на их собственные грехи, в которых они должны покаяться… И люди предали своего Спасителя. Прошло несколько дней, и вслед за противниками Христа они потребовали его смерти.
Вход Господень в Иерусалим – первый шаг к Голгофе… Люди восхваляли Христа, а он плакал. Плакал из любви и жалости к этим людям, ибо знал истинную цену славы... А ученики Христа думали, что его речи о грядущих страданиях, кресте, смерти и Воскресении лишь еще одна из притч Учителя, смысл которой они просто не смогли разгадать. Ведь не может Мессия отказаться от того, ради чего он пришел – от власти над народом Божьим...
На Руси у праздника есть еще одно название – Вербное воскресенье, потому что пальмовые листья заменяет верба, веточки которой освящают в храмах накануне праздника.
Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые важные дни каждого года, дни Страстной недели.
12 АПРЕЛЯ
Пасха

Двадцать веков назад под небом Иерусалима произошло событие, перевернувшее мир, изменившее его навсегда. Ранним воскресным утром, после Великой субботы, две благочестивые женщины пошли в пещеру к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело благовонным миром, поскольку этот обряд не был совершен над телом Спасителя во время его погребения. В этот самый миг случилось «великое землетрясение». Ангелом был отвален камень, закрывающий вход в пещеру. Женщины увидели его сидящим на нем. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес», – промолвил ангел, обращаясь к пришедшим. Вот так, силою своей Божественной природы и таинственно для человеческого понимания, Иисус воскрес из мертвых. «Смертью смерть поправ».
19 АПРЕЛЯ
Слово «пасха» – от названия ветхозаветного праздника Песах (проходит мимо). В память о том, как в 1500 году до н.э. ангел смерти, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ прошел мимо, оставляя их неприкосновенными. В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл – переход от смерти к вечной жизни со Спасителем – от земли к небу. Святая Пасха – Светлое Христово Воскресенье – время особого торжества и духовной радости для верующих людей: в этот день человечество было очищено от грехов и благословлено. Как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, так Христос, Агнец Божий, принял на себя грех мира.
Апостол Павел скажет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). И, по сути, вся история христианства – это проповедь события, которое произошло в то весеннее утро, в день Воскресения Иисуса Христа.
Вознесение Господне

Как повествует Евангелие, на сороковой день после своего воскресения Иисус Христос собрал апостолов в Иерусалиме. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Он вывел их из города на гору Елеонскую, где повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Затем, благословив учеников, вознесся на небо. Он вернулся туда, откуда пришел к людям. В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» – они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Вознесение – это последнее событие Евангельской истории Иисуса Христа.
Иисус говорил о равенстве людей перед Богом, о скором наступлении царства справедливости. Его земная проповедь продолжалась три с половиной года, и вся Иудея разделилась: одни веровали в Иисуса Христа и благоговели перед ним, другие относились к нему с такой злобой, что призывали казнить его. Наступил такой момент, что каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

28 МАЯ
Саддукеям (правящей верхушке) Иешуа Га-Ноцри не понравился сразу. В нем видели опасного бунтовщика, разрушителя устоев, самозванца и богохульника: он исцелял людей в субботу, он будто бы призывал не подчиняться императору и называл себя «царем иудейским». Фарисеи же долго не могли определиться. С одной стороны, они чувствовали, что Иисус и есть тот долгожданный Мессия, которого предвозвещали древние пророки. С другой стороны, за несколько веков своего существования фарисейская среда выработала свою, удобную для них систему ценностей, в рамках которой не было места учению Христа. Иисуса взяли под стражу на Пасху. Провели по спящим улица Иерусалима в дом тестя Первосвященника Каиафы по имени Анна (Анан). Это был очень влиятельный человек, основатель рода, из которого выходили первосвященники, правившие в Иудее более пятидесяти лет. Толкователи Евангелия в один голос говорят, что хитрый Анна хотел спровоцировать Иисуса на какие-нибудь слова, за которые можно бы было зацепиться и, соблюдя все формальности, возбудить уголовное дело. Ничего не добившись, Анан отправляет Спасителя к своему зятю – Первосвященнику Каиафе. В свою очередь Каиафа тоже не хотел брать на себя ответственность и отправил Иисуса к прокуратору Иудеи Понтию Пилату.
Здесь следует заметить, что в Иудее две тысячи лет назад, чтобы казнить подозреваемого, необходимо было возбудить против него уголовный процесс и довести его до конца. Поэтому приговорить к смерти невинного человека было очень трудно, практически невозможно. Но Синедриону была нужна именно смерть ненавистного им Праведника. Существует предположение, что священники, зная крутой нрав Пилата и его ненависть к евреям, пригласили его в Иерусалим, якобы на Пасху, но чтобы его руками устранить Иисуса.
Михай Мункачи. Христос перед Пилатом
Однако, большинство античных историков сходятся во мнении, что в глазах прокуратора Иисус Христос был безобидным бродячим философом, который рассказывал о каком-то «царстве». Конечно, на суде Пилат спросил: «Ты Царь Иудейский?». Согласно римским законам притязание на власть в качестве Царя Иудейского квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Тот отвечал уклончиво: «Это ты говоришь…». Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии, он вышел к народу: «Я никакой вины не нахожу в Нем». И отправил арестованного во дворец Ирода Антипы, правителя Галилейской области. Антипа решил так же, как и Пилат, уклониться от суда. Он приказал одеть Иисуса в светлую одежду, в знак его невиновности, и воины отвели Иисуса обратно к Пилату.
Понтий Пилат был единственным, кто мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить. И не важно, по какой причине. Он, грубый и жестокий человек, потопивший в крови не один бунт, обратился к собравшимся с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. И был поражен: народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного – разбойника Варавву.
Потребовав воды, Пилат умыл руки перед народом и сказал им: «Невиновен я в крови Праведника Сего». Это был обряд очищения, предписанный Моисеевым законом; исполняя его, Пилат хотел снять с себя вину, переложив ее на иудеев. А толпа кричала: «Да будет распят». Они сами отвергли своего Спасителя. И прокуратор уступил…
В знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри говорит Понтию Пилату: «Мы теперь будем всегда вместе... Помянут меня - сейчас же помянут и тебя!» Так и есть.
Прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в Иерусалим накануне праздника, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения – подданных Римской империи. Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, был безжалостным человеком, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Это был человек, правление которого сопровождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами. Он ненавидел Иерусалим, этот город бунтовщиков, ненавидел и иудеев, которые в свою очередь относились к нему еще с большей ненавистью. Кстати, Понтия Пилата часто изображают пожилым человеком, а на самом деле в описываемый момент ему не было сорока лет.
Кстати, в Средние века во время праздника Пасхи, часто бывающего в апреле, в состав религиозных мистерий входили сцены суда над Иисусом Христом. А в Европе появился потом обычай обманывать 1 апреля своих знакомых, посылая их в разные стороны под различными предлогами. День дурака.
Антонио Чизери. Се человек. 1871