Вход Господень в Иерусалим
За шесть дней до иудейского праздника Пасхи ликующая толпа встречала Иисуса Христа у городских ворот Иерусалима. Прибыл Мессия. И хотя Иисус въехал в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает воинуосвободителю, а на ослике, – все равно его встречают, как царя, устилают дорогу пальмовыми ветвями, кричат: «Осанна сыну Давидову!» А уж после того, как Иисус направился в Храм и выгнал оттуда всех торговцев со словами: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», – восхищенный народ окончательно уверился, что Бог послал им Своего Царя, который покончит с ненавистными римлянами. Но оказалось, что земное процветание не было целью Спасителя: он пришел открыть людям двери в Царство Небесное – «не от мира сего». Мало того, пророк указывал людям на их собственные грехи, в которых они должны покаяться… И люди предали своего Спасителя. Прошло несколько дней, и вслед за противниками Христа они потребовали его смерти.
Вход Господень в Иерусалим – первый шаг к Голгофе… Люди восхваляли Христа, а он плакал. Плакал из любви и жалости к этим людям, ибо знал истинную цену славы... А ученики Христа думали, что его речи о грядущих страданиях, кресте, смерти и Воскресении лишь еще одна из притч Учителя, смысл которой они просто не смогли разгадать. Ведь не может Мессия отказаться от того, ради чего он пришел – от власти над народом Божьим...
На Руси у праздника есть еще одно название – Вербное воскресенье, потому что пальмовые листья заменяет верба, веточки которой освящают в храмах накануне праздника.
Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые важные дни каждого года, дни Страстной недели.
Пасха
Двадцать веков назад под небом Иерусалима произошло событие, перевернувшее мир, изменившее его навсегда. Ранним воскресным утром, после Великой субботы, две благочестивые женщины пошли в пещеру к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело благовонным миром, поскольку этот обряд не был совершен над телом Спасителя во время его погребения. В этот самый миг случилось «великое землетрясение». Ангелом был отвален камень, закрывающий вход в пещеру. Женщины увидели его сидящим на нем. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес», – промолвил ангел, обращаясь к пришедшим. Вот так, силою своей Божественной природы и таинственно для человеческого понимания, Иисус воскрес из мертвых. «Смертью смерть поправ».
Слово «пасха» – от названия ветхозаветного праздника Песах (проходит мимо). В память о том, как в 1500 году до н.э. ангел смерти, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ прошел мимо, оставляя их неприкосновенными. В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл – переход от смерти к вечной жизни со Спасителем – от земли к небу. Святая Пасха – Светлое Христово Воскресенье – время особого торжества и духовной радости для верующих людей: в этот день человечество было очищено от грехов и благословлено. Как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, так Христос, Агнец Божий, принял на себя грех мира.
Апостол Павел скажет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). И, по сути, вся история христианства – это проповедь события, которое произошло в то весеннее утро, в день Воскресения Иисуса Христа.