Введение во храм Пресвятой Богородицы
В душевной горести и сердечной скорби благочестивые Иоаким и Анна умолили Бога о даровании им ребенка. На старости лет у них родилась дочь, Мария, и когда девочке исполнилось три года, родители отвели ее в Иерусалимский храм. Они обещали посвятить свое дитя Богу в благодарность Творцу, и сдержали свое слово. К всеобщему изумлению, малышка без посторонней помощи легко преодолела высокие ступени и взошла на самый верх. Там ее принял первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Мария была оставлена при храме для воспитания в чистоте и святости вместе с другими девами. Введение Богородицы во храм – это начало святого пути Девы Марии. С открытым сердцем трехлетняя девочка шла к Богу, чтобы принять все, что будет ей уготовано.
Рождество Христово
С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякий род имел свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах, заночевали в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Здесь и появился на свет Иисус Христос. После родов Матерь Божия сама спеленала Богомладенца и положила его в ясли – специальную кормушку для скота. Вол и осел согревали малыша своим дыханием. И первыми гостями божественного младенца были простые пастухи и волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды…
Рождество Иисуса Христа прошло тихо – не в палатах римского императорского дворца, без панегириков. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – тот самый Божий Сын, которого все ждут, который должен спасти мир. Люди сами должны были выбрать: поверить в Рождество или нет.
Волхвы – общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, колдунам, астрологам. В Евангелии «волхвами» названы мудрецы-звездочеты. Наблюдая за небесными светилами, они увидели необыкновенно яркую и красивую звезду и, зная о древнем пророчестве, отправились в путь, чтобы увидеть родившегося Царя Иудейского и поклониться ему. Куда им следует идти, волхвы определяли просто: они шли «на свет звезды». Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя.
Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и в ярости приказал истребить там всех детей младше двух лет.
А волхвы пошли дальше за путеводной звездой, оказались в Вифлееме и встретили там своего Бога: «И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2:11).
Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:
Золото – классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Он указывал на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при каждении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – еще одно тоже очень дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение».
Согласно преданиям, полученные от волхвов Дары Богородица долгое время хранила у себя, а незадолго до своего Успения передала христианской общине Иерусалима. Позднее они были перевезены в Афон, где хранятся в монастыре Святого Павла. Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны.
Поклонение волхвов. Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея, но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями. Точно не известно, сколько именно мудрецов пришло к яслям в Вифлееме, но принято считать, что их было трое – по числу даров. Молва наделила волхвов именами и дополнительным смыслом. Каспар, Мельхиор и Бальтазар стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображен темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно – седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор – взрослый мужчина, а Бальтазар – юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами).
По преданию, волхвы впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).
Не только дары, но и сам приход волхвов к Младенцу Христу были очень символичны. Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, проделали огромный путь, пришли поклониться Христу и признали его Мессией.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).