Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Сцены из жизни Христа, 1306
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца, з
везда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Иосиф Бродский
Введение во храм Пресвятой Богородицы

В душевной горести и сердечной скорби благочестивые Иоаким и Анна умолили Бога о даровании им ребенка. На старости лет у них родилась дочь, Мария, и когда девочке исполнилось три года, родители отвели ее в Иерусалимский храм. Они обещали посвятить свое дитя Богу в благодарность Творцу, и сдержали свое слово. К всеобщему изумлению, малышка без посторонней помощи легко преодолела высокие ступени и взошла на самый верх. Там ее принял первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Мария была оставлена при храме для воспитания в чистоте и святости вместе с другими девами. Введение Богородицы во храм – это начало святого пути Девы Марии. С открытым сердцем трехлетняя девочка шла к Богу, чтобы принять все, что будет ей уготовано.
4 ДЕКАБРЯ
Рождество Христово

С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякий род имел свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах, заночевали в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Здесь и появился на свет Иисус Христос. После родов Матерь Божия сама спеленала Богомладенца и положила его в ясли – специальную кормушку для скота. Вол и осел согревали малыша своим дыханием. И первыми гостями божественного младенца были простые пастухи и волхвы, узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды…
7 ЯНВАРЯ
Рождество Иисуса Христа прошло тихо – не в палатах римского императорского дворца, без панегириков. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – тот самый Божий Сын, которого все ждут, который должен спасти мир. Люди сами должны были выбрать: поверить в Рождество или нет.

Волхвы – общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, колдунам, астрологам. В Евангелии «волхвами» названы мудрецы-звездочеты. Наблюдая за небесными светилами, они увидели необыкновенно яркую и красивую звезду и, зная о древнем пророчестве, отправились в путь, чтобы увидеть родившегося Царя Иудейского и поклониться ему. Куда им следует идти, волхвы определяли просто: они шли «на свет звезды». Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя.
Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и в ярости приказал истребить там всех детей младше двух лет.
А волхвы пошли дальше за путеводной звездой, оказались в Вифлееме и встретили там своего Бога: «И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2:11).
Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:
Золото – классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Он указывал на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.

Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при каждении, являлся подарком Христу-Богу.

Смирна – еще одно тоже очень дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение».

Согласно преданиям, полученные от волхвов Дары Богородица долгое время хранила у себя, а незадолго до своего Успения передала христианской общине Иерусалима. Позднее они были перевезены в Афон, где хранятся в монастыре Святого Павла. Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны.
Поклонение волхвов. Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея, но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями. Точно не известно, сколько именно мудрецов пришло к яслям в Вифлееме, но принято считать, что их было трое – по числу даров. Молва наделила волхвов именами и дополнительным смыслом. Каспар, Мельхиор и Бальтазар стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображен темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно – седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор – взрослый мужчина, а Бальтазар – юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами).
По преданию, волхвы впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).
Не только дары, но и сам приход волхвов к Младенцу Христу были очень символичны. Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, проделали огромный путь, пришли поклониться Христу и признали его Мессией.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).

«Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, – Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев» (Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3).

Почему для акта признания Христа понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:
Обрезание Господне

Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня – день, когда Бог вошел в человеческую историю. По ветхозаветному обычаю, Дева Мария принесла своего младенца в храм, чтобы совершить обряд обрезания «крайней плоти». Без этого он не мог бы быть в обществе избранного народа еврейского, не мог бы входить ни в храм, ни в синагогу. Конечно, сын ее был чист от любого греха, но принял обрезание, как обычный мальчик. Его назвали Иисусом (Спасителем). С крещения начинается полноценная жизнь для христианина.

Чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь, Спаситель пришел к людям, но, чтобы они поверили ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон. Праздник Обрезания Господня напоминает о том, что иудеями, строго соблюдающими еврейский закон, были и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане.

Праздник проходит незаметно, может быть, многие даже и не знают значения этого события, весело отмечая Старый Новый год.

14 ЯНВАРЯ
Крещение Господне, Богоявление

Крещение – это таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую», – определяет христианский катехизис. Момент Крещения – момент духовного рождения. Человек получает еще один шанс начать жизнь, что называется, «с нуля». С Божьей помощью, с чистыми помыслами, ясным пониманием добра и зла.
19 ЯНВАРЯ
На праздник Крещения Господня люди в разных странах мира вспоминают одно из важнейших событий библейской истории. Иоанн Предтеча крестил людей в Иордане, туда пришел Иисус Христос и попросил тоже крестить его. Безгрешный Иисус, сошел в воду, собиравшую в себе человеческие грехи, и тем самым освятил ее и водную стихию вновь сделал стихией жизни.
В тот момент произошло еще одно чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус – не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет второе название – Богоявление. В память об этом событии в праздник Крещения и по сей день совершается Великое водосвятие.
15 ФЕВРАЛЯ
Сретение

В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Кого и с кем?

На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм: они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской.
Евангельское повествование говорит о том, что в храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил более 300 лет, так как получил от ангела пророчество, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию. Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь с миром раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25–32).
Слова, сказанные Симеоном в момент встречи, стали частью православного богослужения. Сретение – древнейший праздник христианской церкви, посвящен встрече человека с Богом.