Культура
семьи
семьи
Культура
Полина Лучанова. Семейный портрет
«Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собою целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек».

Святитель Иоанн Златоуст

Сегодня много говорится о том, что современная российская семья переживает кризис. Это проявляется в сокращении числа ежегодно регистрируемых браков на фоне роста числа регистрируемых разводов. Молодежь не стремится в ЗАГС и детишек рожать не торопится. Влюбленные хотят жить вместе, но в брак не вступают, что - бы потом не разводиться. Дескать, развод невозможен в принципе, т.к. нельзя раз - рушить то, чего вроде бы как и не существовало. Многие вообще убеждены, что институт семьи на сегодняшний день из - жил себя и уже не отражает отношений в обществе, отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.
Что происходит с российской семьей в действительности? Некоторые эксперты говорят, что браков становится меньше из-за отсутствия новых государственных мер по повышению рождаемости. Другое мнение: семейные ценности как раз и обесцениваются из-за того, что государство, наоборот, излишне вмешивается в семью, замещая ее собой. Указывает, как жить, как растить детей и т.д. Нельзя не отметить негативного воздействия на молодежь приоритетов общества потребления и пренебрежения традиционными ценностями культуры – об этом свидетельствуют решения парламентов ряда стран, касающиеся однополых браков.


К вопросу о государственном регулировании семьи.

В XVI-XVII веках русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться до 20 лет, и выходить за - муж, не достигнув 17. По указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения часто обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. Главная причина – нужна в доме работница или хозяйка.
Есть и еще причина потери авторитета брака: «после штампа в паспорте от - ношения меняются». После замужества многие женщины «выдыхают», снимая каблуки, а мужчины занимают почетное место на диване: все, я женился… К этому можно добавить также пьянство, насилие, аборты, однополые и неполные семьи, появление большого числа бездетных семей, массовый отказ от детей или жестокое обращение с ними.

И получается, что создание семьи в наше время – великий подвиг. Жизнь вместе, в качестве одного целого. Жизнь, основанная на взаимной любви и невозможности существования порознь. Сохранить то, что делает семью уникальной, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы – вот, что становится ключевой проблемой для вступивших в брак. Мы почемуто забываем, что наши семейные отношения – это не само собой разумеющиеся. И умение прощать, уважать и сопереживать, быть благодарным и толерантным – не прописные истины, не высокопарные слова, за ними стоят реальные механизмы, требующие реальных действий со стороны каждого в семье.
Кризис семьи – это кризис любви? И если той самой любви, что «движет солнце и светила» (Данте. Божественная комедия), больше нет, то для счастливой семьи нужна какая-то сверхмотивация?
Верующим людям помогает религия – брак как закономерное продолжение любви вписан в законы духовные. Впрочем, мир, в котором существовала патриархальная семья, стал иным. Это не значит, что раньше супруги не испытывали проблем в семейной жизни, но благополучие семьи во многом поддерживалось традициями, церковью и законом. Во времена «Домостроя» крепких семей было гораздо больше. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь. Прежде всего, «Домострой» говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. Семья представляла собой единый организм: муж – добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Четко обозначенная иерархия между членами семьи снижала вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. И все это строилось на принципах любви и прощения.
В «Домострое» – памятнике русской литературы XVI века – читаем:
«Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора.
А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь…
И жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке…
Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор.
Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори много: «Оказал им добро одеждою и пищей и всем необходимым», – этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему со страхом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его».

Михаил Нестеров. Выбор царской невесты. 1887
По «Домострою», «у добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, – все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти», но так получается, что традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями. Несмотря на то, что именно женщина является хранительницей домашнего очага, в современном обществе, как бы она ни старалась, для сохранения семьи нужны усилия двух человек. К тому же мужчина утратил право быть единственным кормильцем семьи и организатором жизни в домохозяйстве.
Для каждого человека семья – это начало начал. Какой она будет – проблема выбора каждого. Есть такие семьи, в которых дети – центр Вселенной. Есть семьи, ориентированные на поддержание романтических, любовных, близких отношений. Чаще всего распространены семьи, стремящиеся создать зоны комфорта для супругов, то есть это семья, в которой удобно, есть с кем поговорить, куда приятно приходить. Вроде бы семья и девальвируется, но только в ней мы находим то, что не можем найти в каких-то других формах общежития. Комфорт, и не только материальный, стакан воды и самые значимые факторы – привязанность и поддержка. Настоящий домашний очаг. Список семейных ценностей можно расширить, а можно и сократить до одного слова – любовь.
Сергей Иванов. Семья. 1907
Григорий Мясоедов. Смотрины невесты. 1884
В наши трудные времена
Человеку нужна жена,
Нерушимый уютный дом,
Чтоб от грязи укрыться в нем.
Прочный труд и зеленый сад,
И детей доверчивый взгляд,
Вера робкая в их пути
И душа, чтоб в нее уйти...
Наум Коржавин