Есть и еще причина потери авторитета брака: «после штампа в паспорте от - ношения меняются». После замужества многие женщины «выдыхают», снимая каблуки, а мужчины занимают почетное место на диване: все, я женился… К этому можно добавить также пьянство, насилие, аборты, однополые и неполные семьи, появление большого числа бездетных семей, массовый отказ от детей или жестокое обращение с ними.
И получается, что создание семьи в наше время – великий подвиг. Жизнь вместе, в качестве одного целого. Жизнь, основанная на взаимной любви и невозможности существования порознь. Сохранить то, что делает семью уникальной, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы – вот, что становится ключевой проблемой для вступивших в брак. Мы почемуто забываем, что наши семейные отношения – это не само собой разумеющиеся. И умение прощать, уважать и сопереживать, быть благодарным и толерантным – не прописные истины, не высокопарные слова, за ними стоят реальные механизмы, требующие реальных действий со стороны каждого в семье.
Кризис семьи – это кризис любви? И если той самой любви, что «движет солнце и светила» (Данте. Божественная комедия), больше нет, то для счастливой семьи нужна какая-то сверхмотивация?
Верующим людям помогает религия – брак как закономерное продолжение любви вписан в законы духовные. Впрочем, мир, в котором существовала патриархальная семья, стал иным. Это не значит, что раньше супруги не испытывали проблем в семейной жизни, но благополучие семьи во многом поддерживалось традициями, церковью и законом. Во времена «Домостроя» крепких семей было гораздо больше. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь. Прежде всего, «Домострой» говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. Семья представляла собой единый организм: муж – добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Четко обозначенная иерархия между членами семьи снижала вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. И все это строилось на принципах любви и прощения.
В «Домострое» – памятнике русской литературы XVI века – читаем:
«Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора.