У вас товар,
у нас – купец
У вас товар,
у нас – купец
Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
«Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»

(Быт. 2:24)

Все сказки и фильмы «про любовь» заканчиваются тем, с чего начинается семья, – свадьбой. Свадьба – часть культурного кода, один из трех обрядов жизненного цикла. Свадьба, роды, похороны – их переживают внутри семьи, традиции передают другому поколению.

Осень – пора свадеб

В древней Руси самым подходящим временем для гуляний была осень: полевые работы окончены, урожай собран, деньги заработаны – чего ж не погулять. А еще осенние свадьбы играли по экономическим соображениям. Во-первых, чтобы до следующего лета, до следующего урожая, девушка успела выносить и родить ребеночка. И сразу на работу – в поле. Во-вторых, родители выдавали дочку замуж осенью весьма охотно, потому что зимой не нужно будет ее кормить, «с хлеба долой», как выражались в Тверской губернии. Счастливыми считались (да и сейчас тоже) свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи. В посты свадеб не играли.
«На Покров свадьба крепка» – так гласит старинная народная мудрость. Будем считать это правильной установкой.


Почему свадьбу играют?

Действительно, почему? Классическая русская свадьба – это не просто венчание в церкви и свадебный пир, а расписанный строго по порядку комплекс семейных обрядов – сватовство, смотрины и многое другое. И каждому участнику торжества отведена своя роль, которую надо «сыграть» перед публикой – гостями. А еще обрядовые песни и музыка… Настоящее театральное представление – играть свадьбу!
Есть еще версия: выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх славян, во время которых мужчины выбирали себе невест. В «Повести временных лет» (начало XII в.) упоминается, что у древлян, радимичей, вятичей и северян браков не было: «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними».
«У вас товар, у нас – купец»

Так иносказательно заводили сваты разговор с родителями невесты. Цель сватовства – расхвалить достоинства жениха и получить предварительное согласие родителей невесты на свадьбу. Когда предложение руки и сердца принято, и обе стороны уговорились между собой, «ударили по рукам», то пара с этих пор считается помолвленной.
У народов, населявших нашу огромную страну, сватовство происходило по особому сценарию.

Донские казаки сговаривались о свадьбе сразу после появления в семье ребенка. Сватами обычно выбирали почтенных пожилых родственников отца жениха. В доме родителей невесты они заводили, примерно, такой разговор: «У вас телушка продается?» Девушки, на это почему-то не обижались.
В Сибири сваты приходили в дом невесты со свежеиспеченным хлебом. Если родители невесты разрешали положить его на стол, значит, кандидатура жениха одобрена.
У чукчей, чтобы получить возможность сватать невесту, парень должен был отработать в доме отца невесты год-полтора, помогая по хозяйству. Тот, кто выдерживал испытание, имел право сватать девушку.
Эвенки (тунгусы) сватались молча. Родственник жениха приходил в дом к невесте, усаживался на место против входной двери, вынимал мешочек с табаком и предлагал его отцу невесты. Если тот брал табак и закуривал, то предложение свата считалось принятым.
Водь – малочисленный финно-угорский народ, коренные жители Ленинградской области. В конце XIX века в деревнях Петербургской губернии их проживало более 5 тысяч. Брачный возраст наступал у юношей в 15, а у девушек – в 14 лет. Они выбирали друг друга сами, без помощи отцов и матерей. Более того, родители вообще узнавали о том, что их дети уже обручились чуть ли не в последнюю очередь.
Константин Егорович Маковский. Под венец
Суженый-ряженый. Знаете поговорку судить да рядить? Решать судьбу чего-то. Отсюда и слово «суженый» – предопределенный судьбой жених. В словаре В. Даля читаем: «Суженый – роковой, все, что делается судьбою, по судьбе, что суждено или сужено провидением». Ряженый – это не про одежду. Суженый и ряженый – синонимы («рядить» – это судить, определять»). А слово «невеста» означает неизвестная, неведомая – невесть кто.
Помолвка, обручение, венчание

Помолвка (в старину «рукобитие») – юноша и девушка намерены связать свою жизнь друг с другом, мужчина дарит избраннице кольцо, устраивается вечеринка. В наши дни это мероприятие совпадает с подачей заявления в ЗАГС. Обряд обручения, скрепляющий обещание молодых вступить в брачные отношения, проводился исключительно в храме, с молитвой, обменом кольцами. В старину называться женихом и невестой можно было только со дня обручения, и до венчания следовало хранить целомудрие.
Брак – одно из семи таинств христианской церкви. По мысли св. Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть брачное благословение Бога, данное Адаму и Еве: «Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею». До первой половины XVIII века обручение и венчание совершались в разное время. В соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. В 1775 году Синод постановил совершать обручение и венчание одновременно. Исключение делалось для лиц императорской фамилии, венчанию которых по-прежнему предшествовало отдельное чинопоследование церковного обручения. С 1802 года на венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт браковенчания.
Декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства лишил церковный брак юридической силы.


Как это было

К середине XV века сформировались свадебные ритуалы. Сватовство, смотрины, рукобитие, девичник, венчание, свадебный пир – обязательные элементы русской свадьбы – выполнялись в определенной последовательности, каждый из свадебных обрядов и примет был наполнен глубоким смыслом, был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Сегодня некоторые из обычаев, к которым наши предки относились очень серьезно, кажутся нам забавными.
Дня за два до свадьбы в дом жениха везли приданое – «ехали с добром». Могли один из сундуков и уронить, как бы невзначай. На самом же деле – это проверка: вдруг в сундуке приданое только сверху лежит, а на дно камней положили, чтобы все думали, что добра много припасено.
Мальчишников, кстати, в старину не было. А девичники устраивали. Это сейчас невеста и ее подружки стараются как можно веселее провести последние деньки свободы. А раньше перед свадьбой невеста не просто должна была символически всплакнуть, а основательно, ритуально отплакать, отрыдать и отпричитать до двух недель кряду. И дело было не в предстоящих трудностях семейной жизни. Она оплакивала свое девичество, свой род и дом, который покидала, вручая себя новой семье.
А вы знаете, почему невеста стоит слева от жениха во время венчания? Когда-то это делалось по очень серьезным причинам: правая рука жениха должна быть свободной для оружия, которым он мог достойно отразить нападение неудачливого соперника.
Согласно древнему обычаю, жених вносил невесту в дом на руках, потому что молодая не должна касаться порога. В давние времена под порогом хоронили после кремации прах предков, а позднее порог стал рассматриваться как символ границы с внешним миром, место обитания родовых духов.
В Костромской области на свадьбе могли созорничать и испачкать лица молодых сажей. Свахи, держа в руках полотенце и миску с водой, помогали им умыться. Гостей тоже старались вымазать сажей, и тогда их умывали молодые и брали за это выкуп.
Чукчи оленьей кровью мазали лицо невесты – в знак ее принадлежности к новому роду.
«А сейчас – конкурс для друзей жениха!» В старину «веселых» алкогольных конкурсов на свадьбах не было. Невесту, впрочем, испытывали. Например, в Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Свадебные плачи или причеты невесты – обязательный обряд в крестьянских семьях. Приедут родители после рукобития домой, а дочь их встанет в середину избы и «плачет»:

Фирс Журавлев. Перед венцом
Ты радельник мой батюшко
Ты радельница матушка
И что у вас за пир идет
За веселые за празднички
Али пропили меня молоду
Вы за чару зелена вина
И вы не дали мне молоде
И вы не дали нагулятися
В красоте моей во девичьей
Отдаете меня молоду
На чужую дальню сторону
Ко чужому отцу с матерью
Ко чужому роду племени.
Каравай – символ счастья

Русская средневековая семья создавалась прежде всего для продолжения рода, поэтому многие свадебные обряды подчеркивали важность зарождения новой жизни. Под брачное ложе в деревнях клали ржаные снопы: зерна придавали молодым детородную функцию.

Каравай выпекался только один раз, при первом вступлении в брак.

Накануне свадьбы в доме жениха выпекался свадебный каравай. Воду для него набирали из семи разных колодцев, а муку отсыпали из семи разных мешков. Выпекала этот хлеб замужняя женщина, счастливая в браке и воспитывающая здоровых детей: такая хозяюшка придаст хлебу ту силу, которая нужна молодоженам. После венчания родители жениха встречали новобрачных с иконой и хлебом – символом плодородия и достатка в семье. Внимание! Наши предки не откусывали от обрядового каравая куски – кто больше. Его нужно было только трижды поцеловать.
Константин Егорович Маковский. Поцелуйный обряд
Свадебные приметы

В старину женитьба сопровождалась множеством примет. Например, считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо «не к доброму житью», перед женихом и невестой подметали дорогу до церкви веником, подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах. Если поискать в интернете, то свадебных примет там найдется уйма, и не только старинных. Удивительно, но технический прогресс не повлиял на суеверие граждан, и новые приметы, порой нелепые, «грозят» счастливому браку:
Сметать со стола рукой – муж будет лысым.
Мужу спать много перед свадьбой – наспать косоглазую жену.
Чем запутаннее дорога, которой едут молодые, тем счастливее будет их семейная жизнь.
Если жених в бабочке – изменять будет.
Если невеста нечаянно выпила из бокала жениха, она будет полностью забирать его зарплату.

Новое время – новые нравы

Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, а дворянскую – на купеческую. Корни современных свадеб лежат в крестьянских ритуалах XIX века. Сегодня они позабыты или переделаны на новый лад. Выкуп, надкусывание каравая, залихватские песни и частушки, сомнительного толка конкурсы – все это пришло из деревни. Влияние европейской культуры, советский период гонения на церковь – многие факторы видоизменили свадебные традиции. Из некоего сакрального акта свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Согласитесь, посещение ЗАГСа традицией не назовешь. Сегодня единых правил празднования свадьбы нет, и каждая пара выбирает тот вариант, который именно ей подходит более всего. Одни забегают вдвоем в ЗАГС, чуть ли не в джинсах, расписываются и живут потом счастливо до гробовой доски. Другие… ну, вы знаете: лимузин, лофт или пленэр, декор в тренде, многоэтажный торт… Что же – только бы жили дружно.


«Вчера и третьего дня была свадьба, настоящая казацкая, с музыкой, бабьим козлогласием и возмутительной попойкой. Такая масса пестрых впечатлений, что нет возможности передать в письме, а приходится откладывать описание до возвращения в Москву. Невесте 16 лет. Венчали в местном соборе. Я шаферствовал в чужой фрачной паре, в широчайших штанах и без одной запонки, – в Москве такому шаферу дали бы по шее, но здесь я был эффектнее всех». (из писем А.П. Чехова. 1887 год)