«Тяжело деткам в наш век взрастать, сударь!»
Ф.М. Достоевский. Земля и дети
Центр жизни человека – его дом. Все начинается «от печки» – от дома, от семьи. В том числе и извечная проблема «отцов и детей». Почему дети, вырастая, хотят жить по-другому, не так, как родители? Почему при этом, став родителями, они воспитывают детей так же, как растили их самих?...
«Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где дети растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие». (Из дневниковых записей Государыни Императрицы Александры Федоровны Романовой, 1908-1915).
Старшие любят порассуждать о падении нравов и ценностей нового поколения, не замечая в этом своей вины. Например, когда вы забираете ребенка после занятий в школе, вы его обнимаете? Или просто берете за руку – «пошли быстрей», – разговаривая при этом по телефону? «То, как мы разговариваем с нашими детьми, со временем становится их внутренним голосом», – считает Пегги О’Мара, писательница, издатель и редактор журнала «Mothering» («Материнство»), мать четырех детей. Все, что мы говорим своим детям, впечатывается в сознание. Что формируется у них – чувство достоинства, себялюбие, комплекс вины?.. Проверьте себя: есть в вашем родительском арсенале эти фразы? Я думаю о тебе. Я горжусь тобой. Мне нравится, какой ты. Прости меня…
Есть история о старом учителе, который советовал запоминать святые слова на своих сердцах. «Почему НА наших сердцах, а не В них?», – спросил один ученик. «Мы складываем слова на нашем сердце так, что в день, когда наше сердце разобьется, они будут падать внутрь него», – ответил учитель. И поэтому нужно говорить ребенку слова любви и эти жизнеутверждающие фразы, и класть их на сердце ребенка. И однажды, в моменты, когда он почувствует неуверенность и тяжесть в сердце, родительские слова смогут проникнуть внутрь и успокоить.
ГИПЕРОПЕКА ИЛИ СВОБОДА?
По данным опроса «Левада-Центра» о представлениях россиян о том, какие качества важны для мужчины и женщины, оказалось, что единственным общим для них приоритетом стало заботливое отношение (60% женщины и 40% мужчины).
Окружить ребенка вниманием. Защитить от опасности, от дурного влияния. Укутать потеплей и кормить с ложечки до 14 лет. А потом, до 30 лет (в РФ по закону к молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет) продолжать опекать свое дитя неразумное: обслуживать, контролировать и поучать. Гиперопека – наше все.
Другая крайность – «свободное воспитание» – концепция, заключающаяся в отказе от запретов. Предоставить ребенку полную свободу самостоятельно накапливать свой жизненный опыт – тогда он сможет стать счастливым и независимым. Правда, на практике родителям сложно сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием, поэтому результаты свободного воспитания непредсказуемы.
Как говорится, благими намерениями...
«Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели».
Ян Амос Коменский
В КОГО ТЫ ТАКОЙ?
Дети воспринимают мир через своих родителей. Папа сел рядом, отложил мобильный телефон, и ему интересно с тобой… Это то, что нужно ребенку, это важно, это запомнится…
– Кем ты станешь, когда вырастешь?
– Папой!
Антон Долин, кинокритик, в одном интервью поделился: «Дети видят тебя насквозь. Поэтому ты не можешь насильно стать для них авторитетом… Не работают ни задабривание, ни строгость. Работает, на самом деле, только одно: собственный пример. Ты можешь предостеречь ребенка, например, от курения и алкоголизма тем, что не будешь пить и курить. Начиная с 14 лет, за общим столом я наливаю старшему сыну бокал вина или пива. Он, как правило, даже не допивает: разрешено – значит, не слишком интересно. Бывает, меня спрашивают, как мы приучили своих детей к музеям? Очень просто: я бесконечно хожу с ними по музеям, а они видят, как мне там интересно. Мы встаем перед Рембрандтом (или Ротко, Кабаковым, Клее, кем угодно) и вместе обсуждаем, какая же это крутизна».
В одном из интервью Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, заметил: «Меня от моих учеников отделяет всего лишь двадцать пять лет, но для того, чтобы с ними разговаривать на их языке, мне приходится читать то, что их интересует. Они не читают русские сказки, они не смотрят русские фильмы, им категорически неинтересен ни один советский фильм, который нас приводит в умиление, который мы цитируем. Когда я это обнаружил, то был обескуражен. Поэтому я изучил всего «Гарри Поттера», я изучил «Властелина колец» и так далее, потому что для них – это главные вещи. И такого очень много. И во всем этом виноваты мы, потому что за эти годы ничего не создано равноценного по качеству, что бы их заинтересовало… Для меня, как для российского гражданина, да, я грузин, но для меня русский язык – родной, для меня эта культура – самая главная, и мне очень обидно, что молодежь не знает, например, «Аленький цветочек», но знает «Красавицу и чудовище».
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».
(Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы)
«Молодой человек был пьян и без водительских прав катал подругу на каршеринговом «мерседесе». На скорости около 100 километров в час он пытался уехать от инспекторов ГИБДД, проскочил на красный свет и столкнулся с другой машиной. После столкновения он сбежал с места аварии, оставив в разбитой машине свою раненую подругу». Подобные объявления в хронике происшествий в последнее время встречаются все чаще. Интересно, в строгости воспитывали мальчика или все разрешали?..
Кто виноват, и что делать… Виноваты родители. А вот как воспитать дитятко, чтобы его озорные глаза и беззаботная улыбка сочетались с наполеоновскими планами папы и гиперопекой мамы? И чтобы от сильного желания родителей «вписаться в мейнстрим» не грустил их «инвестиционный проект»? И чтобы хорошим человеком вырос… Ведь мы для него…
Простых решений нет. От безусловной любви родителей к ребенку все-таки больше вреда, чем пользы. Как ни странно это звучит, ограничения, заданные родителями, говорят ребенку о том, что он нужен, о нем заботятся, его любят… Наивно требовать от подростка самостоятельности и самодостаточности, если родители держат его под крылом… Если забираете гаджет, что-то предложите взамен… Простые вещи – самые трудные: родителям проще отвезти детей в какой-нибудь кружок, чем найти время поиграть в то, что нравится ребенку. Душевное тепло… Все родители, как никто другой, желают своим детям только добра. Им хочется, чтобы их продолжение было здоровым, успешным и счастливым. Но! У родителей, которые выслушают малыша, починят сломанную игрушку, посочувствуют – решат его «важную» проблему, – гораздо больше шансов на откровенные отношения с ребенком в будущем. Устойчивая привычка решать важные вопросы в семейном кругу закладывается с детства.
А пока дети растут и верят нам, своим самым близким взрослым, мы будем ценить их доверие, терпеливо отвечать на их тысячу «почему», объяснять им правила жизни и поддерживать во всем. И поможет нам в этом терпение и любовь.
КТО ВИНОВАТ?
«Детки – ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться».
Ф.М. Достоевский. Земля и дети