Министр культуры России Владимир Мединский на инвестиционном форуме в Сочи рассказал о планах ввести в школьную программу новый проект культурных нормативов с целью приобщения детей к посещению музеев, выставок и концертов.
Суть проекта, над которым работают Минкультуры и Минпросвещения РФ, заключается в следующем: школьники должны будут посещать определенное количество выставок, экскурсий и театральных постановок, в том числе и виртуально. О своих впечатлениях они будут обязаны делиться в электронных дневниках или в специальном, бумажном. Подобный культурный рост школьников предусмотрен в течение всех лет обучения.
«За страшным словом «нормативы» скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело, – отметил Мединский. – Есть спортивные нормативы ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта система физкультурноспортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. Теперь дело за культурными нормативами».
Кто-то уже придумал нормативу название: ГКО – «готов к культурной обороне». Даешь всеобщее окультуривание школьных масс! А и правда, помните свои школьные походы в театр «всем классом, дружно»? Как говорится, хотите навсегда отвратить ребенка от театра – организуйте школьное посещение… Ходить в музеи и театры – это хорошо, но посещать культурные мероприятия «по нормативу», а потом еще и отчет писать… Не удивительно, что идея не вызвала восторга ни у школьников, ни у педагогов, ни у родителей. Много вопросов не только к содержанию культурных мероприятий, но и организационных, и финансовых. А самое главное – почему досуг должен быть подотчетен? И что – будут ставить оценки «за культурность»?
• Лет семь тому назад страна создавала и обсуждала «Список 100 книг для обязательного прочтения в школе». Дискуссии филологов, писателей и специалистов по детской литературе по поводу этого проекта продолжаются до сих пор.
• В 2013 году Министерством культуры был создан перечень «100 лучших фильмов для школьников», рекомендованных для просмотра на факультативных занятиях в школах: классика, советское кино и масса доступных для детского понимания фильмов. Проект не поддержали педагоги. Дескать, в школах у детей большой объем изучаемой информации, достаточная нагрузка по обязательным учебным программам, и в дополнительных занятиях, посвященных кино, сегодня нет особой необходимости.
• На одном из заседаний рабочей группы по реализации программы Десятилетия детства, стартовавшей в России в 2018 году, вернулись к теме кино: программу российских школ до 2020 года могут дополнить киноуроками, на которых учащиеся будут знакомиться с лучшими образцами мирового киноискусства.
Продолжая традицию, культурные нормативы, вероятно, назовут «100 культпоходов». Теперь вопрос: при «перенасыщенной» школьной программе будут реализованы все эти проекты? Или всетаки это PR? Пусть руководство страны видит, что, дескать, помним ваш наказ, формируем положительные моральнонравственные качества у детей, интегрируем, так сказать, в учебную программу культурные компоненты…
Министр просвещения РФ Ольга Васильева в свою очередь отметила, что в последнее время культурное воспитание детей оставалось без должного внимания, а школьным предметам, связанным с культурой и ее историей, отводилось мало времени. Легко на бумаге, да мешают всем овраги?
«Тебя излупят плетками, и ты залюбишь меня, как миленькая!» (х/ф «Про Красную Шапочку»)