«Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни […] Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие».
6 ИЮНЯ
Вознесение Господне

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории, хотя Евангелие посвящает этому событию всего несколько строк: на сороковой день после своего Воскресения, собрав на Елеонской горе близ Иерусалима учеников, Христос «после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мр,16,19), т.е стал разделять с Богом власть. С античных времен с правой стороны правители всегда сажали человека, которого хотели прославить и показать его особую близость к себе. Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда до этого не восходил никто из людей (Ин. 3:13).
С этого дня, как считали в народе, начиналось настоящее лето. Так и говорили: «Шиповник цветет – румянец года ведет».
К. Д. Ушинский
16 ИЮНЯ
День Святой Троицы

«Троица» – триединство Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Три вечные, бесконечные, всемогущие, свободные Ипостаси, реальные и отличные одна от другой, которые, в то же время, имеют единую Божественную Сущность. День Святой Троицы весь христианский мир празднует на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова, поэтому его еще называют Пятидесятницей. Свое название праздник получил в связи с тем, что в этот день на апостолов случилось сошествие Святого Духа и открылось «учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге».


Ученики Христа находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Так, по предсказанию Спасителя, на апостолов сошел Дух Святой: они получили возможность говорить на разных языках, чтобы проповедовать веру Христову в разных уголках мира.

В старину ко Дню Святой Троицы готовились заранее. За день-два до праздника хозяйки начинали генеральную уборку в доме и во дворе, освобождали дом от ненужных вещей – от тех, которые напоминали неприятные моменты в жизни. Дома и храмы украшали ветками березы, травой, цветами – символами жизни. Троица – очень красивый праздник.
Люди в старину верили, если посватаются на Троицу, а на Покров поженятся, значит, супруги будут жить долго в любви и согласии.
Цветы и травы, сорванные на Троицу, считались целебными.
Дождь на Троицу – хорошая примета: год будет урожайным и теплым.
7 ИЮЛЯ
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды к священнику Захарии (тому самому, который встречал юную Деву Марию у входа в Иерусалимский храм) явился архангел Гавриил и объявил ему о скором рождении долгожданного сына – Иоанна. Захария усомнился в истинности пророчества, за что был лишен голоса и оставался немым вплоть до рождения сына. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на полгода раньше него. Когда родственники обсуждали, как назвать мальчика, отец написал на дощечке: «Иоанн имя ему». В тот же миг вновь обрел дар речи и поведал о предсказании архангела: Иоанн будет предтечею Божественного Мессии и приготовит людей к его пришествию.
По преданию, царь Иудеи Ирод I приказал умертвить младенцев от двух лет и младше, родившихся в Вифлееме, после того, как узнал, что один из них – будущий царь иудейский. Спасая сына, Елизавета унесла его в пустыню, на гору. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их». Солдаты царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в храм и стали пытать Захарию, где скрыл он своего сына. Тот ничего им не сказал и был убит в храме у алтаря…
Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVI веке они были причислены к лику святых и считаются православными покровителями семьи. В этот день в своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше о семейном согласии. Впервые этот праздник отметили 8 июля 2008 года, и некоторые тут же окрестили этот праздник нашим ответом западному Дню святого Валентина.
8 ИЮЛЯ
День любви, семьи и верности

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика». (Послание к Ефесянам апостола Павла 5:31–32)
Удивительным образом свела судьба муромского князя Петра и Февронию, дочь рязанского пчеловода. Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию, и она согласилась исцелить князя при условии, что тот станет ее мужем. Так и случилось. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. «Двое – одна плоть». Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны-простолюдинки и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.

Благочестивые супруги вели праведную жизнь в верности и любви и умерли в один день. На закате земной жизни они приняли монашество и завещали похоронить их вместе, но супругов положили в разные гробы. Тогда свершилось чудо: наутро люди нашли их тела в одном гробу.
Прожив аскетом в пустыне до 30 лет, святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Предтеча крестил людей, погружая их в воду, и говорил о нравственном очищении, покаянии. Сила его убеждения была так велика, что людей, желающих креститься, становилось все больше. Многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия. «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11–14).
12 ИЮЛЯ
День памяти Святых апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел проповедовали христианство по всему миру и приняли мученическую смерть за веру. Обоих апостолов называют первоверховными, но они прошли к Иисусу два непохожих пути.
Петр (до призвания Симон), старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым рыбаком. Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр был одним из ближайших учеников Христа при его земной жизни, а Павел (до крещения – Савл) вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Это были обычные люди, совершившие много ошибок. Петр трижды отрекся от Христа. И только после его покаянных слез прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих». Свое предательство апостол искупил тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. Петр искренне любил Христа, и был им прощен и поставлен выше других апостолов. Господь называл его камнем, на котором он утвердит свою Церковь.
А почему первоверховным признается и св. апостол Павел? Он не был в числе двенадцати учеников Христа и при его земной жизни с ним не встречался. Более того, Савл был ярым гонителем христиан, считал их опасными преступниками. Переломный момент произошел после чудесного видения, когда он услышал голос, идущий с неба: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). После этого он принял крещение с именем Павел и стал ревностным проповедником Евангелия, просветителем язычников. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.
Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но главное: Апостолы Петр и Павел по-разному любили Бога, и это их отличало. Но они одинаково сильно любили Господа, и это их роднило.
14 АВГУСТА
Происхождение (изнесение) честных Даров Животворящего Креста
Медовый Спас

По преданию, праздник этот пришел к нам из Константинополя. В IX веке в храме Софии частью Животворящего Креста освящали воду для отвращения болезней: в августе их количество резко возрастало. Русское название праздника «происхождение» – неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». По принятому в Русской Православной Церкви чину в этот день выносят Крест в центр храма: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться. Совершается малое освящение воды и меда нового сбора (отсюда народное название праздника – Медовый Спас, Мокрый Спас или Спас на воде).
Спас или Спас на воде). По традиции в праздник пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным. Приметы: ругаться в этот день, значит обречь себя на целый год скандалами, а вот промочить ноги или упасть в лужу на Медовый Спас – означает скорую прибыль.

19 АВГУСТА
Преображение Господне

В дохристианские времена в середине августа отмечали Праздник плодородия – окончание сбора урожая. В благодарность земле за хороший урожай люди приносили богам в жертву плоды и устраивали веселые народные гулянья с песнями и танцами.
С принятием христианства церковь связала это народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, когда Иисус молился на горе Фавор со своими учениками, лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми. Христос «преобразился», т.е. открылся апостолам в своем истинном виде. Так Христос постарался укрепить веру своих учеников перед грядущими испытаниями.
По народному поверью, первое съеденное на Спас яблоко расскажет, чего ожидать от судьбы в ближайшем году. Если яблоко будет кислым, то впереди ждут неприятности, а вот если окажется сладким, то и жизнь будет полна радости и счастья. Кисло-сладкий плод всегда означал – крепкую семью, покой и уют в доме.
28 АВГУСТА
Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Предание рассказывает, что Богородица прожила последние годы своей земной жизни на попечении апостола Иоанна Богослова. Именно ему поручил Иисус Христос заботу о ней. Богородица, подобно апостолам, была истинным проповедником учения Иисуса Христа, рассказывала о нем, утешала и поддерживала всех, кто приходил к ней. Ее благословение старались получить все обращавшиеся в христианство люди.
В конце земного пути Пресвятая Дева очень тосковала по сыну, много молилась и просила забрать ее к себе. Во время одной из таких молитв перед Девой, как и в далекие годы юности, предстал архангел Гавриил и сказал, что Господь через три дня исполнит ее просьбу. Чтобы Дева могла проститься со всеми дорогими ее сердцу людьми, Господь совершил чудо – во все края, где находились апостолы, он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Марии.
Настал день кончины. Христос в окружении небесных сил приближался к матери, лежащей на одре. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Богородица ушла к своему сыну… В тот же день Небесная Царица утешила своих любимых апостолов, представ перед ними в окружении Ангелов: «Радуйтесь! Я всегда с вами».
29 АВГУСТА
Спас Ореховый или Хлебный

С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. К этому дню вызревают орехи, поэтому многие называют этот Спас Ореховым. А еще заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая, поэтому этот день называют и Хлебным Спасом. Первый ореховый сбор было принято освящать в церкви, а остатки первого каравая заворачивали в тряпочку и хранили за иконой – приманивали в дом благополучие. У третьего Спаса есть еще одно имя – Спас на холстах, или Холщовый Спас. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть его. Изображение должно было помочь исцелению больного владыки Эдессы. Однако у живописца никак не получалось написать образ Спасителя.

Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.