«О, человек неразумный! Как часто он творит монстров, думая, что создает игрушки для своей забавы, а потом удивляется, что игрушки выходят из повиновения и грозят ему гибелью».
Юлия Вознесенская. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами
Раньше были книжки, куклы и солдатики. Теперь – гаджеты… Будем честны: зачастую родители только рады, если ребенок часами чем-то занят, например, смотрит мультики на планшете или «сидит» в интернете. У родителей – иллюзия спокойствия: ребенок не на улице, где полно опасностей, а дома, в тепле, сытый, под их мнимым контролем. Опять же, современному школьнику без интернета даже уроков не сделать, и мы к этому постепенно привыкаем… Да, интернет – противоречивый ресурс, как и размышления о его пользе и вреде – от жестких запретов до полной отмены контроля.
Мультиэкранность и диджитализация – отличительные черты медиапотребления современного ребенка. Новым явлением стал массовый ежедневный просмотр детьми видеоконтента на YouTube, использование мессенджеров, общение детей в социальных сетях. Мобильные игры на планшете или телефоне стали ежедневным видом досуга для каждого второго ребенка с рождения до 12 лет.
В ходе опроса, проводимого ESET (международный разработчик решений в области компьютерной безопасности), в котором приняли участие 600 респондентов, 53% опрошенных заявили, что в их семье школьники всегда в режиме онлайн: дома они выходят в Сеть с компьютера или ноутбука, а в учебном заведении – со смартфона. 22% респондентов рассказали, что их дети играют или общаются в интернете после возвращения из школы, когда выучат уроки. 9% пользователей посчитали, что детям вообще нечего делать в Сети. По их мнению, онлайн-игры должны быть для них под запретом, а интернет можно использовать лишь для работы.
Сколько времени «зависают» дети со своими любимыми игрушками? В исследовании Фонда Развития Интернет приняли участие 100 пар «родитель – ребенок» (опрашивались дошкольники в возрасте 5–7 лет и младшие школьники 7–11 лет, имеющие опыт использования цифровых устройств) из Москвы и ближнего Подмосковья.
Вопрос: «Если бы тебе (вашему ребенку) разрешили играть со своим любимым устройством столько, сколько ты захочешь (он захочет), сколько бы ты (он) мог(ла) это делать?».
С одной стороны, родители признают, что если дети не будут пользоваться интернетом, то им будет сложно в дальнейшем конкурировать в современном мире. С другой стороны, большинство родителей считают интернет опасным для детей.
«Две трети подростков (67%) понимают, что в интернете есть опасный контент, при этом каждый третий считает, что информация из Сети не может принести пользователям реального вреда», — говорится в исследовании, проведенном аналитическим центром «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ). Исследование «Дети и технологии» проведено в мае–августе 2018 года. Опрос родителей и онлайн-опрос подростков 14-17 лет проводились в 150 населенных пунктах в 46 регионах. В исследовании приняли участие 800 родителей и 412 подростков.
76% опрошенных подростков предпочитают использовать разные источники информации для составления объективной картины события. 24% опрошенных детей не сомневаются в достоверности новостей из источников, которым они привыкли доверять.
Родители не отрицают того, что информация в интернете может быть полезной для их детей: «Более половины взрослых (55%) считают, что в интернете достаточно полезных для детей материалов. При этом среди подростков абсолютное большинство (90%) отметили пользу современных гаджетов и приложений в их повседневной жизни».
45% родителей считают, что их дети используют компьютер для игр. Однако только 20% подростков ответили, что используют цифровые устройства для развлечений.