Дети on-line
«О, человек неразумный! Как часто он творит монстров, думая, что создает игрушки для своей забавы, а потом удивляется, что игрушки выходят из повиновения и грозят ему гибелью».
Юлия Вознесенская. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами
Раньше были книжки, куклы и солдатики. Теперь – гаджеты… Будем честны: зачастую родители только рады, если ребенок часами чем-то занят, например, смотрит мультики на планшете или «сидит» в интернете. У родителей – иллюзия спокойствия: ребенок не на улице, где полно опасностей, а дома, в тепле, сытый, под их мнимым контролем. Опять же, современному школьнику без интернета даже уроков не сделать, и мы к этому постепенно привыкаем… Да, интернет – противоречивый ресурс, как и размышления о его пользе и вреде – от жестких запретов до полной отмены контроля.

Мультиэкранность и диджитализация – отличительные черты медиапотребления современного ребенка. Новым явлением стал массовый ежедневный просмотр детьми видеоконтента на YouTube, использование мессенджеров, общение детей в социальных сетях. Мобильные игры на планшете или телефоне стали ежедневным видом досуга для каждого второго ребенка с рождения до 12 лет.
В ходе опроса, проводимого ESET (международный разработчик решений в области компьютерной безопасности), в котором приняли участие 600 респондентов, 53% опрошенных заявили, что в их семье школьники всегда в режиме онлайн: дома они выходят в Сеть с компьютера или ноутбука, а в учебном заведении – со смартфона. 22% респондентов рассказали, что их дети играют или общаются в интернете после возвращения из школы, когда выучат уроки. 9% пользователей посчитали, что детям вообще нечего делать в Сети. По их мнению, онлайн-игры должны быть для них под запретом, а интернет можно использовать лишь для работы.
Сколько можно?
Сколько времени «зависают» дети со своими любимыми игрушками? В исследовании Фонда Развития Интернет приняли участие 100 пар «родитель – ребенок» (опрашивались дошкольники в возрасте 5–7 лет и младшие школьники 7–11 лет, имеющие опыт использования цифровых устройств) из Москвы и ближнего Подмосковья.
Вопрос: «Если бы тебе (вашему ребенку) разрешили играть со своим любимым устройством столько, сколько ты захочешь (он захочет), сколько бы ты (он) мог(ла) это делать?».
С одной стороны, родители признают, что если дети не будут пользоваться интернетом, то им будет сложно в дальнейшем конкурировать в современном мире. С другой стороны, большинство родителей считают интернет опасным для детей.
«Две трети подростков (67%) понимают, что в интернете есть опасный контент, при этом каждый третий считает, что информация из Сети не может принести пользователям реального вреда», — говорится в исследовании, проведенном аналитическим центром «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ). Исследование «Дети и технологии» проведено в мае–августе 2018 года. Опрос родителей и онлайн-опрос подростков 14-17 лет проводились в 150 населенных пунктах в 46 регионах. В исследовании приняли участие 800 родителей и 412 подростков.
76% опрошенных подростков предпочитают использовать разные источники информации для составления объективной картины события. 24% опрошенных детей не сомневаются в достоверности новостей из источников, которым они привыкли доверять.
Родители не отрицают того, что информация в интернете может быть полезной для их детей: «Более половины взрослых (55%) считают, что в интернете достаточно полезных для детей материалов. При этом среди подростков абсолютное большинство (90%) отметили пользу современных гаджетов и приложений в их повседневной жизни».
45% родителей считают, что их дети используют компьютер для игр. Однако только 20% подростков ответили, что используют цифровые устройства для развлечений.
Как часто приходится слышать: «Мой ребенок часами сидит за компьютером. Но сейчас они все такие!». Лев Пережогин, доктор медицинских наук Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского МЗ РФ считает, что «не все»: «Некоторые дети используют интернет и гаджеты в основном для учебы, другие – развлекаются в свободное время. Но, к сожалению, есть подростки, которые реально не могут обходиться без интернета, проводят там большую часть времени, пренебрегая учебой, живым общением, увлечениями, все более и более отдаляясь от близких людей».
Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Сегодня интернет вытесняет книги и живое общение. Не потому ли, что у него нет других альтернатив?
Группа риска
О том, что интернет негативно влияет на здоровье ребенка, сказано и написано много. Но, кроме того, что портится зрение и осанка, есть еще одна опасность, которую таит в себе всемирная паутина.
Дети, подростки и пожилые люди, осваивающие интернет-сервисы, находятся в «группе киберриска». Компания ESET провела опрос около 500 респондентов в августе 2018 года, предложив выбрать все подходящие варианты ответа на вопрос «Кто из ваших родных попадал в какие-либо неприятности в интернете?». Самой многочисленной группой «потерпевших» оказались дети и подростки – 31%.
Юные интернет-пользователи доверчивы, могут скачать программу, которая украдет информацию о ваших персональных данных или банковских счетах, или просто сообщить свой домашний адрес, номер телефона и т.д. новому «другу»
в соцсети. Мошенники, неконтролируемые покупки в интернет-магазинах, кибербуллинг, «группы смерти»…
Интернет – зависимость
«Интернет опасен для всех нас – не только для детей, но и для взрослых. Не знаю, может быть, наши дети в будущем будут запрещать старикам выходить в социальные сети, как сейчас им запрещают родители». (Митрополит Афанасий Лимасольский)
В каком возрасте ребенку можно пользоваться интернетом – решать родителям. Например, социальные сети разрабатывались без учета интересов маленьких пользователей. Рекомендованный возраст для регистрации пользователей ВКонтакте и YouTube – от 18 лет, Facebook – 14 лет. Но! Во всех сервисах нет механизма, который мог бы проверить настоящий возраст пользователей.
Интернет-общение может быть отнюдь не безобидным, к тому же наивно полагать, что даже самые хорошие дети будут выбирать из интернета только хорошее. Что делать родителям?
Высшая мера наказания – лишение детей электронных гаджетов называется страшным термином «цифровая депривация». Мотивация сторонников жестких мер очевидна, а чаще всего инициаторами запрета являются педагоги: школьники отвлекаются от учебы, не вылезают из социальных сетей, хуже того — «гуляют» по нехорошим сайтам.
Как часто прибегают к цифровой депривации папы и мамы в России? По данным Фонда Развития Интернет, 65% родителей подростков 13–17 лет случалось в качестве наказания лишать своих детей доступа к мобильному телефону или интернету. 55% родителей ограничивают время в интернете независимо от поведения детей.
Самое главное
Может быть, профилактика? Ведь учат же родители и педагоги детей правилам дорожного движения. Рассказывать не только о возможностях интернета, но и об опасностях, которые таит в себе Сеть – тоже жизненно важно. Делать это лучше, как только ребенок начинает проявлять интерес к гаджетам с доступом в интернет. А пока у ребенка не сформировался разумный вкус потребления информации, лучше держать компьютеры с подключением к интернету в общей комнате, а не в детской. И убрать гаджеты из системы поощрения и наказания в воспитании – иначе они превращаются для ребят в сверхценные объекты.
Запрет – не выход
4 апреля – Международный день Интернета, а дату праздника в 1998 году утвердила… Церковь в лице Папы Римского Иоанна Павла ІІ. А еще дата 4 апреля (4.04) отсылает к ошибке 404, означающей, что страница не найдена.
Как бы ни сопротивлялись взрослые, «выпустить» ребенка в интернет когда-нибудь все равно придется. Интернет – глобальный ресурс современного человека, и наши дети должны им пользоваться.
Установить хороший антивирус, настроить функции родительского контроля и блокировки опасного и нежелательного контента… Универсальных способов по борьбе с интернет-угрозами не существует: технологии не стоят на месте, опасности меняются. А вот доверительные, честные отношения с ребенком – уверенность в его безопасности. Если дети рассказывают своим близким о том, что вызывает у них дискомфорт в Сети, значит, они уверены – помощь и поддержка рядом.
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, к.и.н., председатель епархиальной комиссии по делам молодежи г. Москвы считает: «Конечно, очень удобно пользоваться интернетом, когда человек учится… Новыми возможностями пользуется весь мир, и это правильно. Как быть с детьми, которые должны делать уроки? Ведь сегодня выполнить домашнее задание без интернета часто практически невозможно… Но если ребенок имеет бесконтрольный доступ к интернету, то какие бы благие намерения у него ни были, с огромной вероятностью он в худшем случае съедет в какое-нибудь безобразие, в лучшем – потеряет время… Хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям…
Первое: работа в интернете возможна только под контролем родителей; идеальный вариант – когда взрослый сидит рядом и видит экран, за которым работает ребенок. Речи о том, чтобы ребенок присутствовал online в интернете, находясь в школе, не может быть. Также я не верю в работу ребенка, когда он едет в транспорте с планшетом в руках.
Второе: ограничение по времени. Интернет – это болото, которое засасывает и не отпускает. Предел восприятия информации есть как у взрослых, так и у детей, и у детей он гораздо ниже.
И третье: я полагаю, что ребенок не должен быть зарегистрирован и присутствовать в социальных сетях… Сама по себе возможность «общения», «встреч» и прочей «жизни» в интернете – это некая обманка нашего времени, нечто привлекательное, но ложное».
• После статей «Новой газеты» о «группах смерти» в соцсетях, в 2017 году Президент РФ подписал закон, который дополнил УК двумя статьями – о склонении к самоубийству и о вовлечении несовершеннолетних в деятельность, которая угрожает их жизни.
• В марте 2018 года Путин выступил за усиление ответственности для организаторов «деструктивных групп» в социальных сетях.
• Осенью 2018 года Минюст начал разрабатывать поправки в главу 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» УК об уголовной ответственности за распространение в интернете информации, побуждающей детей совершать действия, опасные для жизни и здоровья. Никто никуда не спешит…
Существует бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернет – «Дети Онлайн». Здесь оказывают психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете. Обратиться на Линию помощи можно по телефону 8-800-25-000- 15, бесплатно позвонив из любой точки страны, либо по электронной почте: helpline@detionline.com.
В 2000 году у интернета появился покровитель. Им стал почитаемый святой Исидор Севильский, который написал первую энциклопедию в истории. Аргументируя выбор именно этого святого, Иоанн Павел II сказал, что «Интернет – это энциклопедия человеческих знаний». Кроме того, именно Исидор Севильский впервые использовал в своей энциклопедии систему перекрестных ссылок, которая напоминает гиперссылки.