До 1342 года Новый год на Руси начинался с марта – времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. В 1343 году Московский собор постановил считать год с 1 сентября, согласно греческому церковному исчислению, но народ русский продолжал праздновать Новый год весной. И только в 1492 году, когда великий князь Иван III утвердил постановление Московского собора о первом сентября как дате новолетия, все стали его соблюдать, в том числе и Русская православная церковь.
В 1699 году Петр I, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, возвратившись из своего вояжа по Европе, со свойственной ему решительностью провел реформу летоисчисления. Был издан царский указ «О праздновании Нового года», согласно которому с первого января 1700 года и впредь предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова.
«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года...»
При этом григорианский календарь царь вводить не стал, и Россия шумно отпраздновала наступление 1700 года … на 10 дней позже, чем в европейских странах. Народ, смотревший с удовольствием на потешные новогодние забавы, стал позже роптать на Петра: «Как Государь мог переменить течение солнца?» И еще до конца XIX века многие люди считали новый год по древнему обычаю, и церковная дата новолетия осталась без изменений – первого сентября.
К ХХ веку календарь России на 13 суток «отстал» от европейского. Большевики Новый год сначала отменили, как буржуазный элемент, но потом приняли декрет о введении в России григорианского календаря. Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля (по старому стилю), а 14 февраля (по новому стилю). Русская православная церковь эти новшества Совета народных комиссаров не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю. Впрочем, большевиков это не смутило, так как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» они уже подписали.
Так и повелось. Русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь. Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах – 25 декабря. А еще у нас есть Старый Новый год – редкий исторический феномен.
Давайте вспомним дни православных торжеств, которые мы будем отмечать этой зимой.
4 ДЕКАБРЯ
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так полностью называется праздник. В этот день благочестивые Иаоким и Анна, собрав родственников и знакомых, с зажженными свечами в руках привели Деву Марию в Иерусалимский храм. Они выполнили обет – посвятить долгожданную дочь служению Богу. Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. К всеобщему изумлению, малышка без посторонней помощи легко взошла на самый верх. Там ее принял первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Он взял девочку за руку и ввел ее в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику. Мария была оставлена при храме для воспитания в чистоте и святости с другими девами. Так началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.
7 ЯНВАРЯ
Рождество Христово

Суть праздника проста – Сын Божий родился спасти мир. Не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода – он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. И первыми гостями божественного младенца были простые пастухи и волхвы, мудрость которых подсказала им пойти за Вифлеемской звездой. Мир, спасти который пришел Христос, не заметил рождения своего Спасителя. И в этом смирении, с которым Бог вошел в мир, проявляется удивительная его любовь и близость к человеку… А значение этого события настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.
Когда христианство было религией русского общества, то праздничное настроение, вера в лучшую жизнь, ожидание подарков – были связаны для любого человека именно с Рождеством…
Александр Вертинский

РОЖДЕСТВО

Рождество в стране моей родной,
Синий праздник с дальнею звездой,
Где на паперти церквей в метели
Вихри стелют ангелам постели.

С белых клиросов взлетает волчий вой…
Добрый праздник, старый и седой.
Мертвый месяц щерит рот кривой,
И в снегах глубоких стынут ели.

Рождество в стране моей родной.
Добрый дед с пушистой бородой,
Пахнет мандаринами и елкой
С пушками, хлопушками в кошелке.

Детский праздник, а когда-то мой.
Кто-то близкий, теплый и родной
Тихо гладит ласковой рукой.
… … … … … … … … … … … …
Время унесло тебя с собой,
Рождество страны моей родной.
14 ЯНВАРЯ
Обрезание Господне Память святителя Василия Великого

Празднование Обрезания Господня обычно проходит незаметно для людей светских: все отмечают Старый Новый год. Православная Церковь же торжественно отмечает праздник Обрезания Господня – день, когда Бог вошел в человеческую историю.
В восьмой день по закону израильскому Матерь Божия принесла младенца в храм, чтобы совершить обряд обрезания «крайней плоти». Это символизировало связь с Господом и очищение от первородного греха. Христос был чист от любого греха, но принял обрезание, как самый обычный младенец – настолько Бог приблизился к человеку. Сыну дали имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
Именины были тайны, сокровенны: Иосиф, Мария, да священник, совершивший обряд в храме .......................... Именины Иисуса Христа. Также 14 января Церковь вспоминает святителя Василия Великого – богослова и философа. Он много сил и внимания уделил литургическому творчеству, и ему мы обязаны нынешним текстом Символ веры.
19 ЯНВАРЯ
Крещение Господне, Богоявление

Церковь вспоминает древнее евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Он соприкоснулся с этими водами, собиравшими в себе человеческие грехи, и тем самым освятил их. В память об этом событии в праздник Крещения и по сей день совершается Великое водосвятие.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном.
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики – апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил. «Крещение – это таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую», – определяет христианский катехизис. Момент Крещения – момент духовного рождения.
15 ФЕВРАЛЯ
Сретение

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» означает «встреча». Но кого и с кем? Вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Во исполнение закона Моисеева, на сороковой день после Рождества младенца Иисуса приносят в Иерусалимский храм для обряда посвящения Богу. Здесь, в центре ветхозаветной веры, и состоялась встреча Христа со старцем Симеоном. По преданию Симеону было больше 300 лет. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25—32).
А потом Симеон покинул землю, ибо исполнилось то, что праведник ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
Джованни Беллини. Сретение. 1459 г