До 1342 года Новый год на Руси начинался с марта – времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. В 1343 году Московский собор постановил считать год с 1 сентября, согласно греческому церковному исчислению, но народ русский продолжал праздновать Новый год весной. И только в 1492 году, когда великий князь Иван III утвердил постановление Московского собора о первом сентября как дате новолетия, все стали его соблюдать, в том числе и Русская православная церковь.
В 1699 году Петр I, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, возвратившись из своего вояжа по Европе, со свойственной ему решительностью провел реформу летоисчисления. Был издан царский указ «О праздновании Нового года», согласно которому с первого января 1700 года и впредь предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова.
«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года...»
При этом григорианский календарь царь вводить не стал, и Россия шумно отпраздновала наступление 1700 года … на 10 дней позже, чем в европейских странах. Народ, смотревший с удовольствием на потешные новогодние забавы, стал позже роптать на Петра: «Как Государь мог переменить течение солнца?» И еще до конца XIX века многие люди считали новый год по древнему обычаю, и церковная дата новолетия осталась без изменений – первого сентября.
К ХХ веку календарь России на 13 суток «отстал» от европейского. Большевики Новый год сначала отменили, как буржуазный элемент, но потом приняли декрет о введении в России григорианского календаря. Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля (по старому стилю), а 14 февраля (по новому стилю). Русская православная церковь эти новшества Совета народных комиссаров не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю. Впрочем, большевиков это не смутило, так как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» они уже подписали.
Так и повелось. Русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь. Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах – 25 декабря. А еще у нас есть Старый Новый год – редкий исторический феномен.
Давайте вспомним дни православных торжеств, которые мы будем отмечать этой зимой.
4 ДЕКАБРЯ
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так полностью называется праздник. В этот день благочестивые Иаоким и Анна, собрав родственников и знакомых, с зажженными свечами в руках привели Деву Марию в Иерусалимский храм. Они выполнили обет – посвятить долгожданную дочь служению Богу. Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. К всеобщему изумлению, малышка без посторонней помощи легко взошла на самый верх. Там ее принял первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Он взял девочку за руку и ввел ее в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику. Мария была оставлена при храме для воспитания в чистоте и святости с другими девами. Так началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.