Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь занимает достойное место среди самых известных монастырей России. Возник монастырь из пещерного скита (печоры – древнерусское наименование пещер), где молились с XIV века беглые монахи. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно», а вскоре после этого крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылся вход в пещеру. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».
Вход в созданные Богом пещеры открылся в 1392 г., а официальная летопись Псково-Печерского монастыря начинается с 1473 года, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой церковь Успения Божией Матери. Преподобного Иону считают основателем обители. Вернее сказать, монастырь основала супружеНАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ская пара – Иоанн Шестник и его жена Мария. Интересна их судьба. Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (ныне г.Тарту) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями, но столкнулся с ненавистью и гонениями на православных и был вынужден удалиться из Юрьева. Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда. «Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу».
Пещеры таинственны, уходят в глубину Святой горы на сотни метров. Здесь царит тишина, кромешная тьма и холод. В любое время года температура в них +5 градусов. Здесь погребают монахов, благочестивых мирян и попечителей монастыря. Одно из чудес – тела погребенных остаются нетленными. Ниши с гробами закрывают керамиды – керамические плиты с рельефными надписями и изображениями. Самая древняя керамида относится к 1530 году.
Когда матушка заболела, то перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. Похоронили ее в выкопанной в пещерах могиле. А ночью гроб был поднят из земли невидимой силой. Иоанн решил, что допустил ошибку в чине погребения, и отпел Вассу вторично. Но гроб вновь оказался на поверхности земли. В случившемся увидели волю Божию и гроб установили в стене пещеры, в нише. Так была положена традиция хоронить насельников в «Богом зданных пещерах», не засыпая землей. После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры.
Мало-помалу начали в обитель стекаться на жительство иноки. Год за годом, столетие за столетием возрастала известность монастыря, он стал играть важную миссионерскую и просветительскую роль в жизни Псковской земли. Расцвет монастыря связан с именем преподобномученика Корнилия, избранном настоятелем монастыря в 1529 году. При нем обитель отстроилась, появились обширная библиотека, ризница, Благовещенский и Никольский храмы, а также могучие каменные стены и башни.
Оборонительные сооружения монастыря, стоявшего на границе Литвы и Лифляндии, выдержали двухмесячную осаду войска польского короля Стефана Батория и венгерского отряда Яноша Борнемиссы в 1581 году, осаду польских отрядов Лисовского и Ходкевича и шведских войск короля Густава II Адольфа в Смуту 1611-1614 гг.. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение шведских войск короля Карла XII в 1703 году. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) положил конец оборонной миссии ПсковоПечерского монастыря, который отныне стал духовным центром Псковской земли.
В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. Но в народе есть предание, что игумен пал жертвой приступа ярости царя Иоанна Грозного в 1547 году. В один из приездов царь обнаружил, что обитель окружена стенами, о которых он не знал. Заподозрив игумена в измене, он, не раздумывая, отсек Корнилию голову. Тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
В конце 50-х годов, когда советская власть насильственно закрывала многочисленные храмы, уполномоченный по делам религии приехал в Псково-Печерский монастырь с приказом о его закрытии. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник монастыря, бросил указ в камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность»… По счастливому совпадению, в то же время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела. В монастырь стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Как рассказывают монахи, в начале XX века вандалы пытались вскрыть гроб инокини Вассы. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.