Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь занимает достойное место среди самых известных монастырей России. Возник монастырь из пещерного скита (печоры – древнерусское наименование пещер), где молились с XIV века беглые монахи. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно», а вскоре после этого крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылся вход в пещеру. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».
Вход в созданные Богом пещеры открылся в 1392 г., а официальная летопись Псково-Печерского монастыря начинается с 1473 года, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой церковь Успения Божией Матери. Преподобного Иону считают основателем обители. Вернее сказать, монастырь основала супружеНАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ская пара – Иоанн Шестник и его жена Мария. Интересна их судьба. Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (ныне г.Тарту) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями, но столкнулся с ненавистью и гонениями на православных и был вынужден удалиться из Юрьева. Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда. «Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу».
Пещеры таинственны, уходят в глубину Святой горы на сотни метров. Здесь царит тишина, кромешная тьма и холод. В любое время года температура в них +5 градусов. Здесь погребают монахов, благочестивых мирян и попечителей монастыря. Одно из чудес – тела погребенных остаются нетленными. Ниши с гробами закрывают керамиды – керамические плиты с рельефными надписями и изображениями. Самая древняя керамида относится к 1530 году.
Когда матушка заболела, то перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. Похоронили ее в выкопанной в пещерах могиле. А ночью гроб был поднят из земли невидимой силой. Иоанн решил, что допустил ошибку в чине погребения, и отпел Вассу вторично. Но гроб вновь оказался на поверхности земли. В случившемся увидели волю Божию и гроб установили в стене пещеры, в нише. Так была положена традиция хоронить насельников в «Богом зданных пещерах», не засыпая землей. После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры.
Мало-помалу начали в обитель стекаться на жительство иноки. Год за годом, столетие за столетием возрастала известность монастыря, он стал играть важную миссионерскую и просветительскую роль в жизни Псковской земли. Расцвет монастыря связан с именем преподобномученика Корнилия, избранном настоятелем монастыря в 1529 году. При нем обитель отстроилась, появились обширная библиотека, ризница, Благовещенский и Никольский храмы, а также могучие каменные стены и башни.
Оборонительные сооружения монастыря, стоявшего на границе Литвы и Лифляндии, выдержали двухмесячную осаду войска польского короля Стефана Батория и венгерского отряда Яноша Борнемиссы в 1581 году, осаду польских отрядов Лисовского и Ходкевича и шведских войск короля Густава II Адольфа в Смуту 1611-1614 гг.. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение шведских войск короля Карла XII в 1703 году. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) положил конец оборонной миссии ПсковоПечерского монастыря, который отныне стал духовным центром Псковской земли.
БОГОМ ЗДАННЫЯ ПЕЩЕРЫ
В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. Но в народе есть предание, что игумен пал жертвой приступа ярости царя Иоанна Грозного в 1547 году. В один из приездов царь обнаружил, что обитель окружена стенами, о которых он не знал. Заподозрив игумена в измене, он, не раздумывая, отсек Корнилию голову. Тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
В конце 50-х годов, когда советская власть насильственно закрывала многочисленные храмы, уполномоченный по делам религии приехал в Псково-Печерский монастырь с приказом о его закрытии. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник монастыря, бросил указ в камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность»… По счастливому совпадению, в то же время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела. В монастырь стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Как рассказывают монахи, в начале XX века вандалы пытались вскрыть гроб инокини Вассы. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.
Монастырь славится чудотворными иконами Богоматери, летописцы называют его «домом пречистой Богородицы».
В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением важнейших событий из жизни Богоматери. Икона была поставлена в храме Успения Богоматери и стала прославляться многими чудесами, исцелять от различных недугов. В игуменство преподобного Корнилия в Печерской обители появилась икона «Умиление», написанная иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери.
Летопись повествует о чудесных событиях, связанных с этими иконами, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Особенно иконы прославились в 1581 году, когда войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – все приступы были отражены. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял.
После революции 1917 года и Гражданской войны монастырь избежал печальной участи многих храмов и монастырей, закрытых и разграбленных большевиками. Дело в том, что большевики в 1920 году, подписывая договор с Эстонией о взаимном признании, подарили эстонцам Печоры с Изборском, входившие в состав Псковской губернии. В 1940 году вместе с Прибалтикой монастырь попал на территорию СССР, но советская власть не успела его ликвидировать, так как началась война.
Во время Великой Отечественной войны обитель, оказавшаяся на оккупированной территории, была негасимым светильником православной веры в это тяжелое для всей страны время. В Святых пещерах прятались наши разведчики, куда воду и еду им носил старец Симеон (Желнин), ныне причисленный к лику святых. После войны спасенные разведчики приезжали в монастырь благодарить монахов. И оставались в нем. Пройдя ад Второй мировой войны, в мирной жизни они выбрали путь служения Богу.
Не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), но труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию. 28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником монастыря назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущевской антирелигиозной кампании. Благодаря его усилиям, в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.
Обитель в Печорах прошла вместе с Отечеством через войны и лишения, но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Ни набеги иноземных захватчиков, ни фашистская оккупация, ни гонения советских чиновников не нарушили святости этого места. Монастырь не закрывался никогда, действовал, и в нем сохранилось самое уникальное явление духовной и церковной жизни – старчество.
ИКОНЫ
В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор его арестовали и осудили на 15 лет. Он скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года был реабилитирован. Интересно, что в своем «последнем слове» на суде отец Павел сказал, что он признает себя виновным «частично», а именно в том, что он «боролся с безбожниками». Как и подобает истинному христианину и доброму пастырю: пешком, с посохом в руках, с сумой за плечами исходил он Псковскую губернию, «посетил сто деревень и сто школ и произносил там проповедь» о любви, о Христе, который есть Любовь: «Мне было до слез больно.., я боялся и считал, что детей без Бога оставить нельзя... Если бы Красная Армия пришла с крестом, то все было бы иначе...»
ХХ ВЕК
Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь становился не только выдающимся архитектурным, историко-культурным памятником, но и аккумулятором духовных сил в Русской Православной Церкви. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Старцы – это те люди, которые на деле, жизнью исполнили заповеди Христовы. Люди, обладающие удивительным даром прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Один их совет был способен изменить человеческую жизнь. Паломники со всего мира ехали сюда увидеть великие святыни, а многие – за духовным наставлением мудрых людей. Для обоснования своего служения старцы приводили слова Иисуса Христа, сказанные Его ученикам и апостолам, а через них и всем христианам: «Слушающий вас Меня слушает...»
СТАРЦЫ
Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал Петр I, императрица Анна Иоанновна, Николай II, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Рассказывают, что в 1822 году император Александр I беседовал здесь с преподобным Лазарем. В искренней келейной беседе на вопрос императора, между прочим: «Какая молитва доступнее к Богу?» – старец отвечал: «Тебе, Государь, это известно – молитва Господня есть образец молитв; а на требование Твое от моего убожества наставления — признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь Царя должна служить примером для подданных. Помни, Государь, что нам остается недолго жить на земле...»