«Лови момент!», «Кто не успел, тот опоздал!» — знакомые с детства наставления приняли в последнее время новый оттенок. У современных людей обострился страх непричастности к происходящим с другими людьми интересным событиям. В популярной книге американского психолога и педагога Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» подробно рассказывается, как, почему и зачем нужно научиться любить свою жизнь и получать от нее максимум удовольствия. Когда Дейл Карнеги писал свою книгу, еще никто не знал о синдроме FOMO…
Люди патологически боятся выключать телефон. Дома за семейным ужином, в кинотеатре, в гостях, на свидании в ресторане. При этом они испытывают состояние тревоги, связанное с опасением упустить что-то важное – что-то, что происходит в мире и о чем пишут их знакомые в социальных сетях и в интернете. Ерунда? Отнюдь! Социологи и психологи констатируют, что это достаточно серьезная проблема современности, источником которой являются социальные сети. Согласно статистике, половина пользователей интернета начинает свое утро с проверки электронной почты и чтения новостной ленты в социальной сети. Вы тоже так делаете? Просматривая ленту событий, не возникает ли у вас ощущения, что все вокруг живут более интересной и насыщенной жизнью по сравнению с вами? Кажется, что все только и делают, что бесконечно ходят на выставки, в гости, в спортзал, путешествуют. А еще у них идеальный порядок дома, и чудо-дети, и супер-карьера… А у вас жизнь – самая обычная. И от этого портится настроение, но тем не менее рука снова и снова тянется за телефоном… Знакомо? Не исключено, что у вас FOMO
Знакомо? Не исключено, что у вас FOMO – синдром упущенной выгоды.
Впервые о синдроме FOMO заговорили в 2011 году. Уже тогда этот коварный «недуг» проник в наше сознание, поработив многих современников. Открыл этот синдром американский сайт Urban dictionary, который собирает наиболее популярные сленговые неологизмы английского языка. Проведенный в 2013 году опрос на MyLife.com выявил, что синдромом FOMO страдает 56% пользователей социальный сетей. Причем 26% респондентов готовы отказаться от курения и сидения у телевизора, чтобы больше времени уделять социальным сетям.
Все понимают, что соцсети не являются достоверным и полным отражением реальности. Осознанно или неосознанно люди улучшают свой образ на страницах сетей: фотографии размещают в лучших ракурсах, выкладывают самые «вкусные» картинки и умные фразы, отмечаются в самых популярных местах, «собираются пойти» на самые «правильные» мероприятия и т.д. Даже понимая это, многие все равно тратят уйму времени на просмотр постов. Что это? Любопытство? Мазохизм? Ведь некоторые ученые считают, что в истоках FOMO лежит обычная зависть. Насмотревшись чужих постов, волей-неволей начинаешь сравнивать свою жизнь с чужой. Возникает навязчивое ощущение, что ты живешь куда менее полноценной жизнью. И тут всплывают все детские комплексы, нереализованные мечты и зависть. В случае синдрома упущенной выгоды к ней примешивается и более опасное чувство ложной сопричастности: активно находясь на френдленте, ты как бы становишься частью «лучшей жизни» – ты в курсе, ты комментируешь, лайкаешь… И забываешь про реальное общение.
Все понимают, что соцсети не являются достоверным и полным отражением реальности. Осознанно или неосознанно люди улучшают свой образ на страницах сетей: фотографии размещают в лучших ракурсах, выкладывают самые «вкусные» картинки и умные фразы, отмечаются в самых популярных местах, «собираются пойти» на самые «правильные» мероприятия и т.д. Даже понимая это, многие все равно тратят уйму времени на просмотр постов. Что это? Любопытство? Мазохизм? Ведь некоторые ученые считают, что в истоках FOMO лежит обычная зависть. Насмотревшись чужих постов, волей-неволей начинаешь сравнивать свою жизнь с чужой. Возникает навязчивое ощущение, что ты живешь куда менее полноценной жизнью. И тут всплывают все детские комплексы, нереализованные мечты и зависть. В случае синдрома упущенной выгоды к ней примешивается и более опасное чувство ложной сопричастности: активно находясь на френдленте, ты как бы становишься частью «лучшей жизни» – ты в курсе, ты комментируешь, лайкаешь… И забываешь про реальное общение.
Есть ли у вас FOMO? Проверьте себя: попробуйте, например, удалить приложения из телефона. Испытываете тревожность? Вы ловите себя на том, что бесконтрольно проверяете соцсети? Начните с аутотренинга: убедите себя, что вы не обязаны везде побывать и все успевать, вы – это вы. И ваша жизнь также полна событий, которые вы при желании могли бы подать «в нужном ракурсе». А фабинг (привычка постоянно отвлекаться на свой смартфон, что бы вы ни делали) не является неизбежной частью современной культуры. Начните снова получать удовольствие от реальной жизни!
FOMO – fear of missing out, буквально «страх, что вы что-то упускаете». Синдром упущенной выгоды.
Синдром упущенной выгоды
Во вред или во благо? Новые технологии и интернет стали привычной необходимостью, а социальные сети стерли границы между странами. Всемирная паутина разнообразила не только наш досуг, но и дала новые возможности для коммуникации, для получения жизненно важной информации. Более того, социальные сети дают возможность создать свой круг интересов: подписаться на новости интересных групп и сообществ, отыскать друга, совершать покупки… Они стали частью нашей жизни. Польза и вред в этом случае стоят на разных чашах весов, а ключевую роль играет лишь количество времени, проведенное с сетевыми друзьями, и ваша самореализация вне интернет-пространства.
Синдром упущенной выгоды