Николай Богданов-Бельский Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895
«Пожалуй, в каждом большом городе должен быть музей истории школы, и в этом музее должны быть такие классы, какие были сто и пятьдесят лет назад, старые парты, древние карты и старинные книги, одежда учеников, игрушки и даже розга, которой тогда еще секли ребят. Во время японской войны я был в Китае, видел китайские школы и купил у одного учителя линейку, которой бьют учеников. На одной стороне линейки было написано красной краской: «Тот, кто учится, станет умным, полезным человеком»; надпись на другой стороне была черная.[…] Она гласила: «Кто не хочет учиться, заслуживает наказания». Мне кажется, знай ученик, какие школы были раньше и какие они в других местах еще и теперь, он меньше жаловался бы и больше любил свою школу…»
Януш Корчак, один из великих педагогов XX в
Михаил Казиник – о том, что школа похожа на стюардессу, и почему учат Моцарту, а любят Стаса Михайлова.
В октябре в нашей стране отмечается День учителя. Поздравления принимают люди, которые выбрали делом своей жизни обучение и воспитание детей. Хорошие учителя – по этому признаку определяется школа. А что значит «хороший учитель»? Бесконечные дебаты о том, какими должны быть современный педагог и современная школа, – один из признаков того, что российская система образования требует перемен. Во всем мире ощущается острый кризис образования, и Россия не исключение. Мы хотим познакомить вас с разными мнениями интересных и неравнодушных к проблеме людей, у которых, кажется, есть ответы на излюбленный вопрос «Что делать?».
«Современная школа порождает дичайшую необразованность»
Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность
В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации. […]
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Современная школа – это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно – никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети. Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.
Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают. Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.
Общеобразовательная школа «7 ключей» при Русско-Британском Институте Управления в Челябинске открыта с 1 сентября 2012 г. Уникальный проект, главный девиз которого: «Все дети разные, все дети талантливые!». Основа образовательного процесса – проектное обучение. Это та «волшебная палочка», которая ежедневно учит детей самостоятельно формулировать проблемы, решать задачи и получать отличные результаты. Своей задачей школа ставит выявление способностей ребенка и их развитие при помощи самых современных педагогических технологий. Учредители школы обещают, что ребенку никогда не будет скучно.
Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение – другая школа, школа будущего. Она существует в реальности – это «Семь ключей» в Челябинске. Ее главный принцип – избежать клипового сознания, клипового преподавания и в итоге клипового знания. Всякое явление имеет первопричины в прошлом и воздействие на будущее. Каждое понятие – это движение от прошлого к будущему через настоящее.
Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено […].
Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением. Идеальная школа – это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.
Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом. Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок […].
Еще одно условие – чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям – устраивают перезагрузку.
Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких ЕГЭ, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы – это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?». Обучение – это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия. Главное – чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.
Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4-5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники – 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.
Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании – вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело – если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.
Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира
Главный двигатель к знаниям – это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает
Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь – достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются – это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека.
Разработчик инструментов обучения состояниям сознания создает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, активизация творческих возможностей и др.).
Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (таких как память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.
Ментор стартапов – профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.
Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических), сопровождению игр с использованием симуляторов.
Более 2500 исследователей инновационного центра «Сколково» проанализировали тенденции изменений рынка труда и разработали «Атлас будущих профессий». Вот несколько «специальностей будущего» в сфере образования.
Немецкий просветитель и отец шестерых детей Петер Гуттенхофер больше 40 лет работает учителем в вальдорфской школе в Касселе. Он автор образовательной концепции Small is Beautiful (Детство прекрасно). На своем семинаре «Обучение в согласии с природой» Петер рассказал, какой должна быть школа сегодня и чему действительно стоит учить современных детей.
«Школа не дает повода ни к письму, ни к чтению, ни к счету»
Как изменилась жизнь городских детей
Технологии изменили мир очень сильно, он стал настолько развитым, что современный человек до 30 лет может ни разу всерьез не поработать. Детям, растущим в городе, нечего создавать. Они не делают ничего полезного для семьи, потому что все уже сделано кем-то или чем-то. Воля детей никак не тренируется. Так как им некуда ее применять, их физическое тело не развивается.
Дети не знают, откуда что берется. Откуда в магазинах появляются продукты. Что должно произойти, чтобы из растения получилась хлопчатобумажная футболка. Откуда в розетках электричество, а в кране вода. Откуда появляется бензин для машин. Они не то что не знают, им все равно. И такой подход рождает безответственность и останавливает развитие мышления. […]
Как только ребенок приходит в школу, его сажают за парту и обездвиживают. Невозможность делать что-то своими руками лишает ребенка развития способности к абстрактному мышлению, а постоянная неподвижность мешает развитию воли. Дети учатся только головой, они остаются «глупыми» в руках и ногах. К сожалению, это тенденция всей цивилизации — так учат детей и в Европе, и в Бразилии, и в России. […]
Да, физически он производит какие-то действия, да, он помогает ребенку узнать буквы. Но по большому счету его действия, его буквы не приносят пользы, какую приносит письмо, дошедшее до адресата, список покупок для похода в магазин или ведение личного дневника.
А дети хотят делать то, что делают взрослые. Что учитель сам пишет по делу, кроме записей в классном журнале? Что вы сами в своей обычной жизни пишете ручкой? Если вы не пишете ничего, то зачем ребенку учиться писать?
То, что написано на доске — это фейк, у этих текстов нет адресата. Школа не дает повода ни к письму, ни к чтению, ни к счету. И вот тут мы подходим к главному изменению, которое необходимо школе. Учитель должен делать что-то по-настоящему, не для детей, а для мира. […]
Главная сложность сейчас — это хороший учитель. Его негде взять, а в школе некому работать. Современные учителя страдают от профессионального выгорания. 60% учителей в Германии мучаются депрессией. Учитель с синдромом профессионального выгорания работает без юмора, без терпения, без фантазии. Было бы неплохо научить каждого педагога юмору. В Германии уже есть школа клоунов для учителей.
Многие говорят, что хотят свободного учителя. Как выглядит человек, который свободен? Он женат или нет, он свободен от денег, он хорошо ест, у него есть свободные средства на здоровый образ жизни, он раз в год отдыхает в Италии? Каким он может быть еще?
Вы говорите, что хотите учителя, который любит свою работу. А что такое «любить работу»? Любовь — это очень точное чувство. И оно всегда проявляется действием. Если ребенок болен, вы не будете сидеть у кровати и рассказывать ему, как вы хотите его любить. Вы сделаете компресс, нальете морс, поставите горчичники или сделаете что-нибудь еще. Это и есть любовь. Любовь — это то, что существует здесь и сейчас. Это не облако где-то там.
Но если ребенок не знает про 3+5, как это сделать для него с любовью? И что значит любить, если ребенок должен выучить 3+4, но у него нет желания, а может быть, нет даже и понятия числа?
Многие хотят целостного образования и связи с практикой. Проблема в том, что те люди, которые нас воспитывают, не работают по-настоящему.
Главная проблема современной школы
Что для учителя значит любить свою работу
Учитель, каждый год выводящий на доске буквы, на самом деле не работает
Петер Гуттенхофер предложил собравшимся учителям ответить на три вопроса, и среди них был вопрос «Что бы вы хотели в школе для своего ребенка?». И когда ответы собрали воедино, оказалось, что все хотят красивого и прекрасного: «Свободный в решениях учитель», «Целостное образование», «Связь с практикой», но конкретного наполнения у фраз не было…
Для чего мы рисуем или зачем занимаемся музыкой? Первые ответы, которые приходят в голову: потому что это удовольствие и потому что это красиво. Абсолютно неверный подход. Он появился, потому что к учебе мы относимся интеллектуально. Между тем, музыка улучшает саму способность учиться и улучшает принципиально.
Считается, что ребенок к десяти годам, к окончанию начальной школы, должен уметь читать, писать, считать. Но зачем учить ребенка писать, когда можно учить печатать? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит задаться другим — чему мы придаем форму, когда посвящаем время искусству?
Мы придаем форму дыханию пением или игрой на флейте. Оформляется дыхание — приходит звук. А флейта — это еще и мелкая моторика, поэтому с ней оформляется и движение. Чтобы взять флейту, нужно расправить тело, красиво встать.
А есть еще сила представления. В семь лет ребенок получает возможность понимать абстрактные слова: вчера, сегодня, завтра. Он получает силу представления. И эта сила должна быть оформлена им в пространстве и времени. Если мы не будем придавать силам форму, то эти силы останутся дикими. Вот для этого и нужна культура. А как это делать? Как, например, оформить абстрактное число «два»? Нужно внимательно всмотреться в него.
Что такое «два»? Какое его главное качество? Когда мы всмотримся, то увидим, что суть понятия «два» — это полярность: мужчина и женщина, ночь и день, левое и правое, верх и низ.
А что такое «три»? Это время — прошедшее, настоящее, будущее. Это семья — мама, папа, ребенок. Это Троица, это три измерения пространства. И таким образом все силы мы можем оформить, если задумаемся об их качестве. Воспитывать — значит окультуривать силы.
Собственно, ответ дан давно. Судить будут по плодам…
Писать — значит, приводить силы в форму. В маленькую форму законченных букв. Дети учатся писать не для того, чтобы научиться писать в буквальном смысле, а чтобы придать себе форму и чтобы придать форму своим мыслям.
Как учить детей с помощью придания всему формы
Что такое на самом деле «уметь писать»
Как оценить результат обучения
Некоторое время назад Фонд Общественное Мнение выяснил, какие знания из школьной программы по математике пригодились людям во взрослой жизни. Так ли нужны логарифмы?..
Иное мнение
Михаил Лифшиц, писатель: «Может пригодиться, если захочешь понять, почему мы видим в сумерках и не слепнем в яркий солнечный день, почему слышим шепот и не глохнем от грома. Потому что человеческие ощущения пропорциональны логарифму воздействия. Почему день после 22 июня уменьшается сначала медленно, а потом быстро. Потому что длительность дня описывается тригонометрической функцией. Что означает график курса доллара, как понять эту кривую? И так далее. Поэтому давайте логарифмы и функции пока оставим в школьной математике».
Сергей Штырбулов, дизайнер: «Математика учит думать. Умение думать — одно из самых полезных умений для самостоятельной и зрелой жизни человека. Логарифм преподают не для того, чтобы всю жизнь решать логарифмы, а для того, чтобы иметь способность решать любой сложности повседневные задачи».
Надо понять, что в нынешней школе ситуация такова, что детям нашим учиться очень и очень тяжело. Раньше я говорил родителям, что мы должны бороться против ЕГЭ, единой государственной экзекуции, мы должны бороться против того положения, которое есть сейчас. Потом я понял, что бороться против этого невозможно. И теперь я говорю родителям, что наша задача – защищать ребенка. В ситуации, когда есть выбор «ребенок или школа», всегда быть на стороне ребенка, а не на стороне школы. Всегда. Даже если ребенок ведет себя по-хулигански и так далее […].
Школа не ставит себе задачу помочь ребенку самоопределиться, найти свое призвание, такой задачи у школы нет. Значит, родители должны помочь им в этом деле. Школа не учит детей сострадать и любить, такой задачи у школы нет. Значит, этим должны заниматься родители. Вот это, мне кажется, самое главное […].
Президент страны Владимир Путин своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует Десятилетие детства. Хорошо? Отлично!
Теоретически, если целых десять лет в стране пройдут под знаком детства, это может принципиально изменить жизнь в стране. Однако формализм и бюрократию еще никто не отменял (и, увы, не отменит). И если это десятилетие превратится в годы отчетов и побед, будет печально. С детьми очень просто проводить разные мероприятия, они дисциплинированно станут в них участвовать, но будет ли от этого прок? Не задушить бы нам, взрослым, детей в своих объятьях...
Ведь по большому счету у этого десятилетия может быть только один подлинный итог: система образования изменится к лучшему, дети будут вырастать более образованными, счастливыми и свободными.
Как этого добиться? Первым делом - поинтересоваться у самих детей: каким бы хотели видеть это десятилетие они. Почему-то многие взрослые (особенно, увы, чиновники) считают, что они сами лучше знают, что нужно детям для счастья.
Я абсолютно убежден: больше всего дети нуждаются в том, чтобы их выслушивали. Ко мне на консультации очень часто приходят родители, у которых возникли проблемы с детьми. Общаясь с ними едва ли не каждую неделю (а то и по нескольку раз в неделю), я понял, что родители делятся на две неравные группы. Одни - и таковых большинство - видят в ребенке объект для воспитания. Они не общаются со своим чадом - они его (или ее) постоянно воспитывают. Они абсолютно искренне убеждены, что лучше знают: как ребенку учиться и кем в будущем работать; с кем дружить, а с кем - нет; в кого влюбляться, в кого не влюбляться; и как им полезнее проводить свой досуг.
Другие же со своим сыном или дочерью дружат. То есть принимают как равного. Понимают, что беды и страдания заслуживают сострадания в независимости от того, сколько человеку лет; что мнение ребенка обязательно должно быть выслушано просто потому, что это - мнение человека.
Противники такого подхода чаще всего возражают: «Как же так! У нас ведь опыта больше!»
На лекциях по проблемам воспитания я часто прошу поднять руки тех слушателей, кто считает, что им удалось построить для себя и для близких счастливую жизнь. Поднимается в лучшем случае две-три руки. И тем не менее все убеждены, что опытом необходимо делиться. «Опытом чего вы хотите делиться? - спрашиваю я. - Опытом построения несчастливой жизни? Может быть, как-то поскромнее надо быть?» Многие считают, что у детей нет опыта. Это не так. Он есть, просто он другой. Скажем, маленькие дети гораздо лучше и откровеннее общаются, чем мы, взрослые. Они, как правило, гораздо лучше понимают природу. Детям надо не передавать свой опыт, а обмениваться с ними. В детях имеет смысл видеть интересных людей, а не просто объекты для воспитания.
Очень бы хотелось, чтобы создатели программы десятилетия помнили об этом. Я абсолютно убежден: больше всего дети нуждаются в том, чтобы их выслушивали. Когда я выступаю в школах перед старшеклассниками, я прошу поднять руку тех, кто никогда в жизни не слышал фразу: "Твое мнение никого не интересует!" Никто не поднимает. Печально, когда школьники привыкают к мысли, что их мнение не интересует никого. Не надо делать вид, что такой проблемы не существует, - она есть. И может быть, Десятилетие детства здесь что-то изменит.
Какой должен быть главный практический итог жизни в детстве? Мне кажется: обретение призвания. Дети, которые знают, чем они будут заниматься, принципиально отличаются от тех, кто этого не ведает.
Что такое призвание? Это желание. Неистребимое желание что-то делать. Многим из нас искренне кажется, что призвание ребенок должен обрести где-то лет в шестнадцать, и в эти годы - и то не всегда - школьника начинают профессионально ориентировать.
Между тем величайший педагог Иоганн Генрих Песталоцци считал, что ребенок должен обрести призвание - внимание! - в 5-7 лет. Понятно, что то были другие времена, не было такого обилия информации. Хорошо, пусть не 5-7, пускай - 10 лет. Но не 16! В 16 лет человек ищет не призвание, а институт!
Давайте задумаемся, из чего состоит счастливая жизнь? Из любимого человека рядом и любимой работы. И вот ведь, что интересно: мы понимаем, что человека рядом лучше всего находить по любви, но, помогая ребенку найти работу, какие только критерии не используем, кроме этого. Мы забываем: выбирая будущую работу, молодой человек выбирает не зарплату или престиж, но - счастливую или несчастливую жизнь.
«Нам иногда кажется, что будущее нашей страны более всего зависит от политиков, на самом же деле больше всего оно зависит от учителей: ведь политики тоже когда-то были учениками, и то, какими они выросли, в немалой степени зависит от их педагогов», – так считает Андрей Максимов, журналист, писатель, драматург, телеведущий.
«ШКОЛА НЕ УЧИТ СОСТРАДАТЬ И ЛЮБИТЬ»
Кто из вас взвешивает школьный портфель своего ребенка? Вес ежедневного комплекта книг и канцелярии не должен превышать:
Родители!
• для учащихся 1-2 классов - 1,5 кг,
• для учащихся 3-4 классов – 2 кг,
• для учащихся 5-6 классов – 2,5 кг,
• для учащихся 6-8 классов – 3,5 кг,
• для учащихся старшеклассников – 4 кг.