В эпоху трансформаций «умрут» многие профессии, в том числе и те, которые сейчас считаются престижными. Так считает Алена Владимирская, основатель кадрового агентства Pruffi и эксперт в области рекрутинга. Она призывает родителей серьезно задуматься о выборе профессии для своих детей уже сегодня.
В нашей стране не так давно возникла и ныне продолжается печальная история мифологии профессии, а попросту – моды на профессию. Помните, все вокруг хотели стать маркетологами, экономистами, предпринимателями или учились то на юристов, то еще на кого-то? В этом есть две большие проблемы. Первая – отсутствие привязки специальности к бизнесу. Условно, мы выпускаем несколько десятков тысяч экономистов ежегодно, но нужно ли такое количество экономистов бизнесу и стране в целом? Не окажутся ли эти люди без работы? Никто об этом не задумывается, никто этого не считает. Вторая – последнее десятилетие коммерческие вузы начали на этом зарабатывать. И задумайтесь, какие именно вузы и с какой мощностью выпускали специалистов. Вчера – это мелкий региональный пединститут, а завтра – уже университет, где лекции читают какие-то непонятные люди и который выпускает каких-то маркетологов. Да еще получает за это деньги. В итоге люди выходят оттуда без каких-либо знаний и остаются не востребованы. Диплом такого вуза – не липовый, но он все равно, что липовый. Потратил ты пять лет жизни или купил его в переходе – одно и то же, по сути. […]
Все это происходит только из-за того, что института профориентации в стране нет, и родители должны сейчас озаботиться проблемой профориентации детей, иначе мы и дальше будем плодить армии потенциальных безработных.
Отечественное образование, как ни странно, хорошее, но оно застряло в прошлом. Доучиваться и доучивать ваших детей для того, чтобы дать им хороший старт в будущем, придется вам самим.
Что делать? Во-первых, начиная с самого маленького возраста показывать детям максимально широкий спектр всевозможных кружков, секций и не ругать за то, что они начинают что-то и бросают через какое-то время.
Во-вторых, обязательно давать им языки. Как минимум английский, а через несколько лет, вероятнее всего, надо будет давать деловой китайский и основы программирования. В-третьих, дети учатся по большей части от харизматических личностей. Вы должны все время притаскивать детям этих харизматических личностей, которые пробудят у них интерес к определенным профессиям.
Если вы собираетесь учиться в России, выбирайте вуз по следующим принципам:
• Это должен быть вуз, входящий в первую десятку по своей специальности.
• Вузу должно быть больше 5 лет.
• У него должны быть международные связи. Это даст возможность стажировок в странах – лидерах отрасли, что чрезвычайно важно.
• Не менее 40% преподавателей должны одновременно работать в компаниях-лидерах в их сфере. Такие преподаватели будут подтаскивать на курсовые и дипломные проекты реальные кейсы своих предприятий и с 3–4-го курса заберут хороших студентов на работу в свою компанию.
• У вуза должно быть партнерство с инкубатором или акселератором. Ведение своих проектов во время обучения даст студентам деловые навыки и способствует расширению круга деловых знакомств, связей, которые в будущем могут оказаться полезными в решении как рабочих, так и бытовых проблем.
• Программа конференций внутри вуза и в других местах. Это позволит писать научные работы и знакомиться с большим количеством специалистов.
• Вузы, соответствующие этим критериям, дают возможность выучиться на достойном уровне, все остальные – выпустят студентов неконкурентоспособными.
По материалам: «Российская газета», kazinik.ru, mel.fm, psychologies.ru, открытые источники
«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других».