1 АПРЕЛЯ

Мы не шутим: у Дня Смеха религиозные корни. И появился он весной не случайно. Есть версия, что в Средние века во время праздника Пасхи, часто бывающего в апреле, в состав религиозных мистерий входили сцены суда над Иисусом Христом. Известно, что после аре - ста в Гефсиманском саду Спасителя при - вели сначала к Анне, первосвященнику Иудеи, а тот послал связанного Иисуса к Каиафе. Понтий Пилат, к которому члены синедриона привели Иисуса Христа, отослал того к Ироду… Отсюда и пошел в Европе обычай обманывать 1 апреля своих знакомых, посылая их в разные стороны под различными предлогами.
7 АПРЕЛЯ
Благовещение Пресвятой Богородицы

Светлый праздник Благовещения Пре - святой Богородицы – день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от нее может родиться Сын Божий, спаситель всего рода человеческого.
В четырнадцатилетнем возрасте Мария вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Восьмидесятилетнего плот - ника Иосифа первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту. Прошло несколько лет. Однажды святая Дева увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий – символ не - порочности и чистоты: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен!»
Как бы мы не любили зиму, весну ждем с нетерпением. Жизнь начинает новый этап, новый виток, насыщается яркими красками, впереди все самое лучшее… А еще весной много торжеств! В марте православные готовятся к главному христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению и держат пост, который начался 27 февраля и продлится до 15 апреля. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Последняя страстная седмица По - ста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
Церковный духовный пост призван усмирять прихоти собственной плоти. В этот период запрещено венчаться, крестить детей, участвовать в увеселительных мероприятиях, исполнять супружеский долг. Следует воздерживаться от злых чувств, стараться не испытывать гнева, злобы, ненависти. Телесный пост – это прописанные церковью ограничения в еде. Считается, что Великий пост является самым поучительным, красивым, трогательным и светлым временем во всем православном календаре.
От ответа девочки зависела судьба мира... Гавриил ждал. «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», – со смирением произнесла Мария. Чистая сердцем, любящая Бога, она доверилась ему до конца.
9 АПРЕЛЯ
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение)

Вход Господень в Иерусалим – одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, и один из самых трагических праздников церковного года. Христос вступает в Святой град, его встречают ликующие толпы народа с пальмовыми ветвями в руках. Они прослышали про его чудеса и готовы признать своим Царем, который освободит их… Но всего лишь через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!».
Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только один Христос знал, что вместо земного царства он приносит человеку Царство Небесное. Вместо избавления от земного рабства он освобождает человека от рабства гораздо худшего – от рабства греху. Народ непостоянен, толпа переменчива: Иисус Христос не стал бороться за власть, не стал освободителем еврейского народа от римского владычества – и путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, привел к Кресту и Голгофе.
Вход Господень в Иерусалим отмечается ровно за неделю до Пасхи. Верующие встречали Спасителя с пальмовыми ветвями, выстилая ими дорогу. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому и русское название праздника – Вербное воскресенье.
Весенний предпасхальный Петербург начала ХХ века. Краеведы Д.А.Засосов и В.И.Пызин так описывали Вербную неделю в Санкт-Петербурге 1890-1910- х годов:
«После Масленицы шёл Великий пост, но на шестую – Вербную неделю опять начинались развлечения. Была уже весна, вторая половина марта – начало апреля, и вербы покрывались пухом. На Конногвардейском бульваре и Мало-Коннюшенной улице устраивались вербные базары. По обе стороны улицы сооружались деревянные ларьки, украшенные кумачом с надписями: «Здесь вафли», «Яр-базар», «Чудеса». Торговля была рассчитана на невзыскательную толпу, в основном молодежь, учащихся младших классов, детей, для которых эти базары были заманчивы и интересны. Тут же торговали живыми птичками разных пород, выкрашенные в жёлтую краску воробьи сходили за канареек. Продавали рыбок, черепах, детские игрушки, и особые «вербные» чудеса: пищалки, «черти». Предлагали «тёщины языки» и «иерихонские трубы», «американские жители», надувные свиньи, павлиньи перья.
… Каждый покупал себе «чертика». Искусные кустари мастерили их из проволоки, обшивали бобриком ярких цветов. В руках у «чертика» были две металлические тарелочки или цветочки. В большой моде был «американский житель»: стеклянная пробирка с водой. Внутри маленький стеклянный чертик с рожками, хвостиком и выпученными глазками. Он плавал на поверхности воды. Но если нажать пальцем на резиновую плёнку, он опускался вниз, крутясь вокруг вертикальной оси, затем снова подымался. Почему она имела такое название – непонятно. По-видимому, кустари имели такое представление об американцах. Доходили, может быть, слухи, что народ этот энергичный, подвижный, ему приходиться вертеться, чтобы заработать, но почему его загнали в воду – это тайна.
… Эти базары были настоящим праздником для детворы. В большом количестве продавались вербочки: пучки веточек ивы или вербы – первые признаки весны. Они украшались лентами, и яркими бумажными цветами».
А.Н. Муравьев – литератор, автор богословских сочинений – писал в мемуарах, что привезенная им из путешествия по святым местам пальмовая ветвь, с которой он стоял у заутрени в Иерусалиме, побудила М.Ю.Лермонтова написать стихотворение «Ветка Палестины». В феврале 1837 г поэт заезжал на квартиру к Муравьеву перед арестом за стихотворение «Смерть Поэта» и при виде этой ветки перед образами Лермонтов «по внезапному вдохновению» записал стихотворение.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Ветка Палестины»
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?

Иль божьей рати лучший воин
Он был, с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и божеством?

Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой.

Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?

У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?

Молитву ль тихую читали
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?

И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?

Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы...
16 АПРЕЛЯ
Светлое Христово Воскресение

Пасха – главное событие года для православных христиан. Светлый и радостный праздник знаменует веру в Бога и его силы. Приняв мученическую смерть за человеческие грехи, воскресший по воле Господа и во славу его, Иисус Христос стал символом человечества, знамением того, что любой сможет войти в Царство Божие после завершения земной жизни. Через кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе, в жизни верующих разрушаются дьявольские проклятия, дается благодать – сила для обретения новой жизни. В этом – вся суть христианства и смысл веры, надежды на спасение.
Традиции праздника устанавливались на протяжении многих веков. Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Благочестивые правители отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников), а простые христиане помогали нищим, сирым и убогим.
23 АПРЕЛЯ
Антипасха

Красная горка – последний день пасхальной недели – в церковном словаре носит название Антипасха. Это не противопоставление, а дополнение к прошедшему празднику, повторение его. В этот день обновляется память воскресения Христова, в церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину.
За Антипасхой следует Фомина седмица, которую еще называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который не поверил, что Христос воскрес, и пожелал лично удостовериться в этом. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк. 20:27). Отсюда в народе и пошла поговорка: «Фома неверующий». Красная горка – праздник, сочетающий в себе отголоски языческих ритуалов и православные традиции. В этот день наши предки славили Ярило — бога весны и расцвета всех жизненных сил человека, проводились веселые гуляния, игры, хороводы, сватовство.
Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. С этого и ста - ли называть горки «Красными», т.е. красивыми! Православная Церковь дала празднику Красная горка новый смысл, связав его с христианскими событиями, установив празднование в первое воскресение после Пасхи.
На Красную горку традиционно приходится много свадеб, так как это пер - вые дни, когда Церковь после длительного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Счастливчикам, которые обвенчались на Красную горку, сулят счастливый брак.
С апостольских времен существует обычай христосоваться (троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи) и приветствовать друг друга в Пасху словами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». В Евангелии от Луки (гл. 24) мы читаем, что после воскресения Спасителя ученики возвратились в Иерусалим и «говорили, что Господь истинно воскрес...».
Весь день Великой субботы в православных церквях освящают традиционные пасхальные блюда: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. После ночной пасхальной службы верующие приходят домой и разговляются. Разговение – это первая праздничная трапеза после окончания поста. Радость пасхальной трапезы – не главная, но все же важная составляющая праздника. Каждая хозяйка стремится не просто накормить, но и удивить, угодить, порадовать. В стародавние времена у иных зажиточных хозяев к пасхальному столу подавали 48 различных блюд – по числу дней истекшего поста.
«...В столовой на окошках – крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней – зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, – чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, – остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым». И.С.Шмелев. «Лето Господне»
Одним из главных символов Пасхи считаются крашеные яйца. Откуда же пришла такая традиция?
По преданию, Мария Магдалина, одна из учениц Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию, чтобы сообщить, что Христос воскрес. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар, и Мария с собой принесла куриное яйцо. Тиберий не поверил рассказу: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора яйцо стало красным, свидетельствуя Воскресение Христово.
Другое объяснение. Во время Великого поста скапливались куриные яйца. Чтобы они не испортились, их варили с луковой шелухой. Так они хранились до Пасхи и отличались по цвету от сырых яиц.

Обычаи пасхальной недели
В день Пасхи нельзя проводить панихиды по усопшим и посещать кладбища. Для таких моментов существует особый день.
Тот, кто первым придет домой после церковной службы, весь год будет удачлив.
Чтобы уберечь счастье в доме, на Пасху нельзя заниматься никакими домашними делами.
Самое главное – нельзя думать о плохом. Всю пасхальную неделю нужно быть добрее, чтобы не чернить злом душу в дни величайшего праздника всех христиан. Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих.
Чтобы почувствовать волшебство и значимость православной Пасхи, не обязательно быть глубоко верующим человеком. Ведь этот праздник, в первую очередь, обо всем дорогом и главном, что есть у людей: о добре, о любви, о прощении. А еще это замечательная традиция, проведать всех своих родных, собраться всем вместе за большим столом, вспомнить, что весна – это пробуждение земной жизни, а Христос даровал нам жизнь вечную.
25 АПРЕЛЯ
Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) этот праздник в честь Рода – первейшего славянского бога – отмечался на христианских кладбищах уже в древности. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. В этот день ходили поливать могилы медом да вином, оставляли там пироги и яйца, на по - госте жгли поминальные костры. И в наше время соблюдается обычай сходить на кладбище к могилам своих близких – привести их в порядок.
25 МАЯ
Вознесение Господне

Согласно библейским повествованиям, именно этот день знаменуется вознесением Иисуса Христа к небесам, когда он завершил свое служение на земле. В этот день Христос в глазах народа стал единым с Богом-Отцом и Святым Духом. Дав ученикам последние наставления, Спаситель «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…». Случилось это через сорок дней после Светлой Пасхи. Сорок дней – от Пасхи до Вознесения – считались временем «открытых врат рая и ада», временем, когда грешники не мучаются в Аду, а праведники могут гулять по земле. Сам Христос бродил в эти дни по пыльным дорогам в образе бездомного. С этим верованием связано множество традиций. Так, запрещалось выбрасывать сор из избы на улицу. Считалось, что можно было случайно попасть в Христа, обходящего Русь. Отсюда пошла поговорка: «Не выносить сор из избы».
По старым славянским традициям со дня Вознесения весна начинает переходить в лето. С этого времени начинали мо - литься о хорошем урожае, о дождях и солнышке. Ночь Вознесения носила на - звание соловьиной: накануне Христова праздника певчие птицы пели громче и звонче, прославляя Спасителя.