Петер Карл Густавович Фаберже
Яйцо «Воскресение Христово»
В 1885 году русский император Александр III решил подарить своей жене пасхальное яйцо, но это должно было быть не обыкновенное куриное яйцо. Исполнялась двадцатая годовщина брака царя и его жены, императрицы Марии Федоровны, и подарок должен быть исключительным. Александр III поручил ювелиру Петеру Карлу Фаберже, которому покровительствовал, создать самое драгоценное пасхальное яйцо.
Диковинную вещицу к светлому празднику Карл Фаберже изготовил. Яйцо из золота, покрытого слоем матовой эмали, имитирующей скорлупу. Тонкая золотая кайма обрамляет место соединения двух половинок яйца. Яйцо с сюрпризом: внутри в золотом желтке — золотая курочка, внутри курочки — золотая корона с бриллиантами, внутри короны — рубиновый кулон-яйцо (корона и подвеска утеряны). Императрица была так очарована подарком, что Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора и выполнять ежегодный высочайший заказ.
Так родилась милая семейная традиция, которую после смерти Александра III продолжил его сын Николай II.
В Пасху он преподносил драгоценные яйца своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и Александре Федоровне, своей супруге.
Карлу Фаберже предоставлялась полная свобода действий, единственное условие: яйца должны быть уникальными и содержать сюрприз. Для дизайна каждый раз выбиралось какоелибо событие королевской семьи или вехи и достижения династии Романовых. Все яйца были сделаны из драгоценных металлов и усыпаны драгоценными камнями. В каждом яйце было спрятано крошечное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны, миниатюрная рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.
Всего для российской императорской семьи было изготовлено около 50 драгоценных яиц. Судьба семи из них сегодня неизвестна. Скорее всего, они находятся в частных коллекциях…
До Октябрьского переворота 1917 года русские меценаты собирали по всему миру лучшее из живописи, скульптуры, искусства и ввозили в страну. Так было на протяжении всех 300 лет царствования дома Романовых. После революции большевики национализировали все, что имело хоть какое-то отношение к царской фамилии. Непревзойденные произведения искусства, драгоценные яйца работы Карла Фаберже были проданы большевиками за границу.
В 1927 году директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов обратился к советскому правительству с просьбой передать оставшиеся в стране шедевры Фаберже на хранение в Государственную сокровищницу. Его усилия увенчались успехом — в Оружейную палату были отправлены 24 пасхальных яйца, но, увы, ненадолго… Уже через пару лет в СССР была образована специальная комиссия по изъятию и продаже произведений искусства — правительству срочно потребовались средства «на нужды индустриализации». В список подлежащих сбыту антикварных ценностей попали и императорские пасхальные яйца, и 14 из них были проданы по недопустимо заниженным ценам. Не вынеся этого удара, в 1929 году Дмитрий Дмитриевич покончил с собой… Оставшиеся 10 яиц ценой немалых усилий удалось уберечь от продажи и оставить в коллекции Оружейной палаты.
С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала производить свой обычный ассортимент и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии.
После Октябрьского переворота фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже – царскую семью, и само предприятие, владелец которого покинул страну в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище ГранЖас в Каннах.
Петер Карл Густавович Фаберже родился в СанктПетербурге 30 мая 1846 г. Отец — Густав Фаберже — был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 г. Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. Но когда Карлу исполнилось 14 лет, Густав переселился вместе с семьей в Дрезден. Именно оттуда по настоянию отца Карл отправился в свое большое «плавание», сопровождаемый напутствием Европу посмотреть и ювелирному делу обучиться.
Закончив колледж в Париже, он прошел обучение в Лувре и Версале, познавая тонкости ювелирного искусства венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Брал уроки у франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана. Одухотворенный и уверенный в собственных силах, Карл принял решение вернуться в Петербург, чтобы начать там работать вместе с мастерами своего отца, благо фирма и после отъезда семьи в Дрезден продолжала существовать. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Петера Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Так Фаберже получил покровительство царской семьи.
Драгоценное яйцо упомянуто в составленных в 1917 и 1922 годах списках драгоценностей императрицы Марии Федоровны. Выполненное из горного хрусталя с поясками алмазов и имеющее внутри фигурки Спасителя и двух ангелов яйцо не имеет сюрприза. Мало того, принимая во внимание некоторые сопутствующие факты, существует предположение, что «Воскресение Христово» само по себе является сюрпризом, содержавшимся в яйце-шкатулке «Ренессанс».
Первое пасхальное яйцо Фаберже «Курочка», 1885
Яйцо-шкатулка «Ренессанс» стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы саксонских курфюрстов «Грюнес Гевельбе» (Зеленый свод) в Дрездене. Овальное шкатулка-яйцо вырезано из агата и имеет золотую, частично покрытую полихромной эмалью оправу с львиными маскаронами и вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания.
«Яйцо с бутоном розы», 1895
Яйцо «Бутон розы» стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Изящное яйцо «Бутон розы» выполнено в неоклассическом вкусе или, как Фаберже указывал в счетах, в стиле Людовика XVI. Яйцо покрыто ярко красной (земляничной) прозрачной эмалью и украшено символами любви и прочности брачных уз — алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота, перевязанными лентами. Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрпризом является бутон чайной розы, внутри которого миниатюрная императорская корона, усыпанная бриллиантами, с двумя рубинами-кабошонами (со временем утраченная). При нажатии на маленькую кнопку на стебле лепестки розы открываются
В одном из самых выдающихся яиц с сюрпризом — «Коронационном», преподнесенном Николаем II Александре Федоровне в Светлое Христово Воскресение 1897 года, запрятана карета — точная копия той, в которой царственная чета выезжала во время церемонии коронации в Москве. Миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. «Бархатную обивку» кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца.
Яйцо «Ландыши», поднесенное императором Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны, жемчугом и бриллиантами. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.
Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты самых дорогих Александре Федоровне людей — супруга и двух старших дочерей: Ольги и Татьяны. Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.
«Гатчинский дворец», 1901
Золотая гильошированная поверхность яйца покрыта эмалью молочного цвета и делится двенадцатью полосками жемчуга, которые декорированы изящным узором из гирлянд, бантов, корзин с цветами и других украшений. Два больших плоских бриллианта установлены на обоих концах яйца. Вероятно, под ними были нанесены год и монограмма императрицы Марии Федоровны, которые позднее были удалены. После поворота крышки ювелирного пасхального яйца перед нами предстает миниатюрная модель Гатчинского дворца (резиденции Марии Федоровны за пределами Санкт-Петербурга). Копия изготовлена вплоть до мельчайших подробностей: можно разглядеть пушки, статую Павла Первого и другие элементы пейзажа, даже деревья и кусты.
«Московский Кремль», 1906
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.
Император Николай II подарил яйцо «Павлин» своей матери Марии Федоровне на Пасху 26 апреля 1908 года. Внутри шедевра из горного хрусталя и золота на инкрустированном золотом дереве, среди ветвей, покрытых цветами из драгоценных камней, находится эмалированный павлин. Птичка была механической: когда павлина снимали с золотой ветви, он раскрывал свой хвост и даже мог ходить.
Яйцо было создано по мотивам знаменитых часов XVIII века «Павлин», изготовленных мастером Джеймсом Коксом по заказу Григория Потемкина для императрицы Екатерины II. Сначала часы «Павлин» размещались в Зимнем дворце, а затем были перенесены в Эрмитаж, где экспонируются до сих пор.
«300-летие дома Романовых», 1913
Яйцо, выполненное к трехсотлетнему юбилею правящей династии Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты — 1613 и 1913. Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном — цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом — в границах 1913 г.
По материалам Музея Фаберже, Санкт-Петербург.