Национальные обряды и традиции – бесценный опыт поколений, духовная память и жизненная опора человека. Они неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками. Удивительно, но некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие языческие корни. Все в нашей истории переплетено. И, видимо, не зря.
С Рождественского сочельника начинали колядовать. Коляда – праздник языческий, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Рядились в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумные веселые ватаги колядующих входили в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье.
Как правило, у колядок нет авторов, они не являются литературными шедеврами, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и в Крещенский сочельник.
Процесс обращения в христианство растянулся на многие годы: на окраинах государства довольно долго сохранялось поклонение старым богам. Например, в 13 веке церковь запретила поклоняться деревьям, и всякий, кто молится «в рощении», подлежал церковному суду. Но и в 17 в. священники продолжали жаловаться на то, что их прихожанки в Семик (отмечается на седьмой четверг после Пасхи) несут в качестве жертвы снедь и устраивают под деревьями «разные игрища». А в начале 20 века описывается обычай, напоминающий языческое поклонение дубу: «Молодые после венчанья непосредственно ведутся из церкви, едут к дубу, стоящему неподалеку от села, и три раза объезжают вокруг него». Крепки традиции! Мы, между прочим, до сих пор водим хоровод вокруг елки!
Крещение Руси не смогло полностью перечеркнуть традиций язычества, господствовавшего в течение многих столетий. Поэтому передаваемые из поколения в поколение русские традиции гармонично сочетают народное и религиозное, языческое и православное. Пожалуй, среди главных праздников христианского календаря только праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы не сопряжен с различными народными обрядами, приметами и суевериями.
6 января — Рождественский сочельник (сочевник), канун Рождества. К этому дню хозяйки устраивали генеральную уборку, готовили сочиво (особое кушанье из пшеницы, орехов и меда) и выпечку для разговления после рождественской литургии и для угощения гостей. Перед вечерней трапезой крестьяне усердно молились, белоснежной скатертью накрывали стол, под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. На столе было 12 блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. По традиции трапеза начиналась с появлением первой звезды, в память Вифлеемской, возвестившей пастухам рождение Христа.
«В сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели, – писал русский писатель-эмигрант И.С. Шмелев в романе «Лето Господне». – Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон – другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, – в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, – прямо, серебро... В Кремле ударят, – древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет...».
Великий праздник всего христианского мира. Значение Святой ночи появления на свет Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
Рождеству предшествует пост, который начинается 28 ноября и длится по 6 января включительно. Церковь учит, что пост нужен для того, чтобы в праздник Рождества люди могли с чистым сердцем и душой встретить Сына Божия: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», – писал Иоанн Златоуст.
ДЕНЬ НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА
РОЖДЕСТВО
... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...
С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз. Русская поговорка.
7 января. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.
Шумный и веселый праздник начинали дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом, распевали стихи во славу Христа и за это представление получали гостинцы.
На русском севере выпекали (и выпекают до сих пор!) рождественские пряники – «козули». В святочные недели «козули» выставляли на окна изб, ими одаривали колядующих, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Сегодня это, пожалуй, единственное место в России, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение. Вот такое уважительное отношение к предкам и их традициям.
ХРИСТОС РОДИЛСЯ! СЛАВЬТЕ ЕГО!
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение праздника Рождества.
«Про эти святочные увеселения надо тоже рассказать. Святочные увеселения происходили так: дворовые все, очень много, человек 30, наряжались, приходили в дом и играли в разные игры и плясали под игру на скрипке старика Григорья, который только в эти времена и появлялся в доме. Это было очень весело. Ряженые были, как всегда, медведь с поводырем и козой, турки и турчанки, разбойники, крестьянки — мужчины и мужики — бабы. Помню, как казались мне красивы некоторые ряженые и как хороша была особенно Маша-турчанка. Иногда тетенька наряжала и нас. Был особенно желателен какой-то пояс с каменьями и кисейные полотенца, вышитые серебром и золотом, и очень я себе казался хорош с усами, наведенными жженой пробкой. Помню, как, глядя в зеркало на свое с черными усами и бровями лицо, я не мог удержать улыбки удовольствия, а надо было делать величественное лицо турка. Ходили по всем комнатам и угощались разными лакомствами...»
О колядках наслышаны все, но это было далеко не единственным развлечением! Устраивались посиделки — святочные вечеринки молодежи. Обычно какая-нибудь одинокая женщина предоставляла свою избу за небольшие деньги и разрешала вынести всю домашнюю обстановку и убрать избу по усмотрению молодежи. На святочных посиделках, кроме гаданий и танцев, любимым развлечением были игрища. Много было игр невинных, незатейливых и простодушных, например, игра в голосянку. Кто-нибудь выходил на середину избы и громким голосом произносил:
И все начинали тянуть это «ы» до бесконечности. Зрители же (ребятишки и пожилые) старались рассмешить участников игры. На засмеявшегося наскакивала целая толпа и теребила за уши, за нос, за волосы. Церковь игрища не одобряла и называла «бесовскими». И не напрасно: деревенская молодежь позволяла себе выходки дикие, грубые и непотребные. Вот, например, «Игра в быка». Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и при этом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки поднимают визг, после чего быка убивают: один из парней бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят.
Озорное веселье, гадания, ряжение, праздничное беспутство — все это были тяжкие грехи с православной точки зрения. Скверну смывали в праздник Крещения святой водой.
Крещение Господне – великий праздник. Трагичный и трепетный. Безгрешный Иисус Христос пришел и погрузился в Иорданские воды, носящие всю тяжесть человеческого падения, чтобы освятить их и наполнить жизнью. Пройдет всего лишь три года, и он возьмет на свои плечи весь ужас человеческого греха и человеческого падения…
Так и повелось. Крещенская вода – великая святыня – дает освящение, здоровье, очищение и благословение. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.
Крещенский сочельник – день покаяния и строгого поста, подготавливающий верующих к празднику. По традиции было положено тщательно вымыть дом: в народе верили, что в мусоре прячутся «чертенята». В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется. Вечером наливали в чашу воду, в полночь она должна сама колыхнуться – это добрый знак, человек увидел Господне явление.
Следует отметить, что купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом – это народная традиция празднования Крещения Господня.
Л.Н. Толстой.
«Без любви жить легче»
Ну, давайте-ка, ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы-ы!..
Любимейшее святочное развлечение девушек – гадание. Гадали, чтобы узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж. Одним из стариннейших гаданий было гадание с петухом.
В избе чертили круг. В разных местах этого круга клали по горсти овса, на одну клали — кольцо, на другую — щепку, на третью — монету, на четвертую — горсть земли, на пятую — воду и т. д. В центр круга ставили петуха и смотрели, к какой горсти овса он подойдет. Кольцо означало брак, щепка или земля — смерть, монета — богатство
КРЕЩЕНИЕ
Каждый церковный праздник на- ходит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем интереснее получаются переплетения народных традиций и православной культуры.
Видели древний девичий головной убор с большими «рожками»? До 19 века такой убор был характерен в Вятской и Калужской губерниях. Дело в том, что в этих местах был культ быка-тура – культ жизненной силы. Подвески и ожерелья с изображением головы быка надевали в последние дни святок. А «игра в быка» – это отголосок когда-то приносимых жертвоприношений.