Национальные обряды и традиции – бесценный опыт поколений, духовная память и жизненная опора человека. Они неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками. Удивительно, но некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие языческие корни. Все в нашей истории переплетено. И, видимо, не зря.
С Рождественского сочельника начинали колядовать. Коляда – праздник языческий, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Рядились в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумные веселые ватаги колядующих входили в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье.
Как правило, у колядок нет авторов, они не являются литературными шедеврами, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и в Крещенский сочельник.
Процесс обращения в христианство растянулся на многие годы: на окраинах государства довольно долго сохранялось поклонение старым богам. Например, в 13 веке церковь запретила поклоняться деревьям, и всякий, кто молится «в рощении», подлежал церковному суду. Но и в 17 в. священники продолжали жаловаться на то, что их прихожанки в Семик (отмечается на седьмой четверг после Пасхи) несут в качестве жертвы снедь и устраивают под деревьями «разные игрища». А в начале 20 века описывается обычай, напоминающий языческое поклонение дубу: «Молодые после венчанья непосредственно ведутся из церкви, едут к дубу, стоящему неподалеку от села, и три раза объезжают вокруг него». Крепки традиции! Мы, между прочим, до сих пор водим хоровод вокруг елки!
Крещение Руси не смогло полностью перечеркнуть традиций язычества, господствовавшего в течение многих столетий. Поэтому передаваемые из поколения в поколение русские традиции гармонично сочетают народное и религиозное, языческое и православное. Пожалуй, среди главных праздников христианского календаря только праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы не сопряжен с различными народными обрядами, приметами и суевериями.
6 января — Рождественский сочельник (сочевник), канун Рождества. К этому дню хозяйки устраивали генеральную уборку, готовили сочиво (особое кушанье из пшеницы, орехов и меда) и выпечку для разговления после рождественской литургии и для угощения гостей. Перед вечерней трапезой крестьяне усердно молились, белоснежной скатертью накрывали стол, под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. На столе было 12 блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. По традиции трапеза начиналась с появлением первой звезды, в память Вифлеемской, возвестившей пастухам рождение Христа.
«В сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели, – писал русский писатель-эмигрант И.С. Шмелев в романе «Лето Господне». – Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон – другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, – в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, – прямо, серебро... В Кремле ударят, – древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет...».
Великий праздник всего христианского мира. Значение Святой ночи появления на свет Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
Рождеству предшествует пост, который начинается 28 ноября и длится по 6 января включительно. Церковь учит, что пост нужен для того, чтобы в праздник Рождества люди могли с чистым сердцем и душой встретить Сына Божия: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», – писал Иоанн Златоуст.
... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...