В детстве нам кажется, что все в доме устроено само собой. Но взрослея, мы понимаем, что прочный, устроенный быт – результат постоянной огромной работы. Чтобы в доме было уютно, чтобы в хозяйстве был порядок, а в душе – мир и покой, нужно уметь поставить дело и поддерживать его неустанно.
Но как этому научиться? Не всегда наши родители могут передать нам это сокровенное знание.
Именно поэтому был написан «Домострой». В этой книге просто и понятно описано, как надо жить, чтобы все было именно в порядке. На любой вопрос тут есть ответ – как воспитывать детей, как верить в Бога, как любить друг друга, почитать правителей и родителей, как быть заботливым хозяином, как ухаживать за землей, когда сеять, а когда убирать урожай, как хранить припасы... – в общем, как держать себя и свой дом в гармонии, чтобы в них царили мир, любовь, добро и здравый смысл.
Наступила осень и перед рачительным хозяином встает вопрос – как убрать урожай, сохранить его и запасти семена на будущий год. Домострой рассказывает нам об этом в главах 48-66 – подробно и разумно.
Но осень – это еще и пора свадеб. Домострой пишет про разные виды свадебных чинов. Перед вами – один из них.
Домострой пишет про разные виды свадебных чинов. Перед вами – один из них.
С блюда снимают покрывало и покрывают им княгиню, скрывая ее от молодого князя. Затем с княгини снимают головной убор, и сваха расчесывает гребнем волосы молодому князю, а после через покрывало расчесывает волосы молодой княгине. И так по три раза.
Пока сваха расчесывает волосы у князя и княгини, дружка режет сыр и перепечи. У княгини расплетают косу, расчесывают волосы, заплетают две косы, скручивают их вокруг головы и покрывают покрывалом. На покрывале должны быть нашиты кресты. Покрыв невесту, дружка и сваха кланяются образам, берут благословение у отца и матери, осыпают [молодых хмелем, зерном и деньгами], а после осыпания раздают полотенца. Священник обручает князя и княгиню. В сенях ставят стол с питьем и угощают боярских слуг, которые там находятся.»
«Когда молодой князь приезжает на двор невесты, княгиня уже сидит на свадебном месте а подле нее – сваха. И отец, и мать, и бояре, и боярыни должны быть наготове. Сидячие бояре (гости на свадьбе, которые не ходят с новобрачными в церковь, а сидят за столом с родителями жениха и невесты) встречают молодого князя на дворе, а когда молодой князь войдет в горницу, то отец и мать, сваха и боярыни встают, а княгиня не встает, а остается на месте, прикрываясь камкой. Молодой князь садится возле княгини, а отец, мать, тысяцкий и бояре сидят на своих местах Через некоторое время приходит дружка и берет благословение у отца и матери, а сваха в это время встает, но из-за стола не выходит и ничего не говорит. Она кланяется образам на все четыре стороны, так же, как и дружка.