To main content
"Сказка про волшебника"
Давным-давно, почти триста лет назад, на окраине одного царства-государства жилбыл волшебник. Честно говоря, все думали, что волшебников-то уже и не осталось. А он жил себе и колдовал помаленьку: то из дерева золото сделает, то из бумаги – шелк, из ткани – мех, из воды – алмазы и жемчуга. И ловко у него так получалось: помашет своей волшебной палочкой – и готово. Прослышала об этом царица-императрица. Послала слуг за волшебником.
– Нужен, – говорит, – мне один совет. Без волшебника здесь не обойтись.
– Царица у нас умная, образованная, по пустякам тревожить не будет. Да можно и погостить в столице, – решил волшебник и поехал во дворец. Давно он хотел побывать в Петербурге. Хоть и волшебник, а живой человек, любознательный. Едет волшебник в карете, по сторонам смотрит. До чего красивый город! И люди в нем красивые живут, важные все, нарядные.
Обогнала волшебника богатая тройка лошадей. На козлах шут сидит, бубенчиками звенит, язык показывает. А в карете богач смеется-веселится.
– Разойдись, сам Демидов едет! – кричит.
Приехал волшебник во дворец. Красота такая: зеркала кругом, пол паркетный блестит, дерево позолотой сверкает, и люди тоже нарядные, в орденах, лентах, в париках напудренных. Ходят, друг другу кланяются.
– Вот, – говорит волшебнику царица, – это все мужи государственные. Все они для нашей Родины работают-стараются, ночей не спят. Желают, чтобы все люди в России стали умными да образованными. Чтобы историю свою знали и уважали, чтобы традиции сохраняли, науки изучали. И захотелось мне наградить их чем-нибудь за усердие, да не знаю, чем. Должности у этих господ высокие, костюмы нарядные, дома богатые. Может, сделаешь для них какое волшебство необычное?
Волшебник подумал немного, головой кивнул и попросил:
– Пусть все, кого Ваше Величество наградить желает, соберутся в отдельном зале. Для знакомства.
Пришло в зал немало людей. Дипломаты и меценаты, полководцы и генералы, артисты и художники, философы и священники, купцы и фрейлины, писатели и кавалеры ордена святого Владимира. Пристально смотрит на них волшебник, пытаясь догадаться, кто чего умеет, кто о чем мечтает.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Портрет Дени Дидро. 1773
Портрет откупщика Никифора Сеземова. 1770
Девушки оживились и принялись делать реверансы.
– Отличницы. Настоящими дворянками мы их воспитали. Поют, танцуют, иностранные языки знают, на музыкальных инструментах играют. Да еще и науки разумеют. Вот такими все девушки в нашем царстве-государстве должны быть. Воспитанницы скромно заулыбались.
– Позвольте спросить, господин волшебник, – самая бойкая из девиц, Катенька Нелидова отпустила свой кружевной фартучек и хитро посмотрела на волшебника:
– Если вы волшебник, то, наверное, можете предсказать, какие мы должности при дворе получим, удачно ли замуж выйдем?
– Предсказать могу, – сказал волшебник.
– Вот эта красавица в выпускном платье, Глафира Алымова – лучшей арфисткой при дворе будет. Тебе, Катюша, быть фавориткой цесаревича Павла. Наташа Борщова выйдет замуж за Мусина-Пушкина...
– А я? – спросила девушка, стоявшая у окна, и скромно бант на груди поправила.
– Я хоть и не смолянка...
– Голубушка вы моя, Дьякова! – царица пальцем погрозила девушке.
– Чего же вам еще желать? Красавица и умница, каких поискать! В обществе успех.
– Только замуж придется тайно выходить, – добавил волшебник.
– Ваши родители будут против: жених, мол, незнатный и небогатый. Но господин Львов окажется достоин вашей руки.
– Это даже романтично – тайно обвенчаться, – улыбнулась Дьякова.
Вот архитектор Кокоринов, строитель и директор Академии художеств. Камзол на нем атласный с золотым шитьем, кафтан гродетуровый с собольей опушкой – годовое жалование на наряд потратил. Но так положено: должность высокая.
Дени Дидро, знаменитый француз. Философ смотрит немного в сторону, задумался о чем-то. Его царица специально из чужой страны пригласила, чтобы рассказал, как там у них, в дальних странах люди живут, что умеют и чему учатся.
А вот – надо же! – крепостной среди важных господ! И тоже в парадной форме! Прищурился волшебник, чтобы получше разглядеть простолюдина Сеземова, и вот что еще увидел. Разбогател Сеземов благодаря своему уму и энергии, освободился от крепостной неволи и 20 тысяч рублей своих денег отдал, чтобы Воспитательный дом для сирот и подкидышей построили. Как не уважать такого человека!
И богач Прокофий Демидов тут! Чудак из чудаков! Опять удивить всех захотел, пришел на собрание важных гостей в домашнем халате и ночном колпаке! Да еще принес с собой книжки по садоводству. Любит Прокофий Афинкиевич гербарии собирать, цветы выращивать. И хоть сама царица называет его болтуном, а придворные – самодуром, а то и грубияном, Демидов – статский советник. Без его пожертвований Московскому университету тяжело бы пришлось, а Воспитательный дом совсем бы не построили.
Девушки в уголочке сидят. Молоденькие. Младшей, в коричневом платьице, не больше 8, старшей – в белом, лет 18. Что же они такого для царства-государства сделали, что царица и их наградить решила?
– Воспитанницы Смольного института благородных девиц, – представила царица.
Портрет Прокофия Демидова.
1773
Портрет Александра
Кокоринова. 1769
Портрет Прокофия Демидова.
1773
Портрет Александра
Кокоринова. 1769
Долго волшебник ходил по залу, с разными умными людьми знакомился и все думал, какое бы чудо для них придумать.
– Ну что, придумал, чем наградить моих подданных? – спрашивает его царица.
– Смотрю я, все у них есть, – отвечает волшебник, – у кого молодость и слава, у кого богатство или ум. И решил я сделать так, чтобы все это навсегда при них осталось, сколько бы лет ни прошло.
– Вот подарок, так подарок! – обрадовалась царица.
– Давай, колдуй быстрей! Но волшебник попросил его не торопить.
– Это волшебство особенное, спешить нельзя, – говорит. – Допустишь маленькую ошибку, и вместо мудреца получится глупец, вместо красавицы – дурнушка. Достал волшебник свою волшебную палочку и принялся колдовать. Долго он это делал. До самой своей старости. И только когда глаза стали видеть плохо, палочку отложил. Жаль, что мы не можем заглянуть в те давние времена да посмотреть, как он это волшебство делал. Но вот в том, что все у него получилось, убедиться просто. Придешь в Русский музей в Петербурге или в Третьяковскую галерею в Москве, или даже в разные другие города нашей страны и заграницы, и встретишь там умных, красивых, нарядных людей из XVIII века. Внимательно и терпеливо смотрят они с картин художника Дмитрия Георгиевича Левицкого, словно говорят: «Вот такие мы, а вы какие? Как вы сегодня живете, что умеете, о чем думаете?»
Портрет Прокофия Демидова.
1773
Портрет Александра
Кокоринова. 1769
Дмитрий Левицкий.
Автопортрет
Портрет Екатерины II