С 1 января 1700 года по указу Петра Первого было установлено празднование Нового года. До этого начало нового года приходилось на 1 сентября, а до 1492 года – на 1 марта. За время своего царствования Петр I собственноручно написал множество указов, зачастую посвященных, кажется нам сегодня, самым незначительным вопросам. Видимо, «прорубая окно в Европу», монарх был убежден, что не бывает мелочей при реформировании уклада государства российского, а переделать Россию в Европу можно силой и принуждением. Радикально.
Культурные преобразования коснулись и внешнего вида людей (в общей сложности было издано 17 указов). Когда речь заходит о петровских реформах, чаще всего вспоминают указ «О бритье бород». В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из путешествия по Европе, 26-летний Петр Алексеевич на собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Чем государю бороды помешали? Видимо, они диссонировали с европейским стилем одежды, который царь намеревался утвердить. В 1699 г. был издан указ «О ношении платья на манер венгерского». Новые порядки приживались с трудом. Консервативное русское дворянство еще не успело оправиться от запрета на бороду и переходу на европейское платье противилось. Тогда 14 января 1700 г. Петр I повторил указ о переводе нашего «дикого азиатского облика» на европейский манер. Он был адресован всем, кроме духовенства и крестьян. Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Их жены и дочери также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платья.
Вот что конкретно говорилось в документе: «Боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить тем же подобным; а то платье, кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дня нынешнего 1700 г.; а кто к тому дню сделать не успеет, и тем делать и носить, кончая с нынешней Сырной недели». Модных журналов тогда еще не было, поэтому у городских ворот выставляли «чучелы, сиречь образцы платью», из Европы стали выписывать кукол («пандор»), наряженных в костюмы актуальных фасонов. В результате, говоря современным языком, законодательных инициатив, мужчины начали носить камзолы, штаны, укоротили традиционные кафтаны. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шелковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета либо только пуговицами. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шелк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка.
Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик. Реформа затронула и женский костюм. Знатные дамы должны были одеваться в корсетные платья с глубоким декольте. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Кроме того, женщины должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой косметикой – румянами и белилами. Никаких тяжелых сарафанов, скрывающих формы тела! Шелк, бархат, батист, узорчатая парча и обилие драгоценностей – так было принято, так было модно. При этом, строго соблюдались социальные ранги. Каждый дворянин должен был одеваться только в европейское платье. Бороду он не имел право носить. А если дворянка, муж которой имел, скажем, чин 8-го класса, отваживалась надеть шляпку, положенную только для 5-го класса, то эта дерзость и непослушание могли иметь серьезные последствия для нее и ее мужа.
«По именному своему государеву указу» продвигалась в России европейская мода. Уже в декабре 1701 года последовал указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел». Петр I приказал носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов. А дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» обязывали носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье – на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. Был издан запрет на металлические набойки каблуков, которые приводили деревянные мостовые Санкт-Петербурга в негодность. За установление металлических набоек налагались штрафы, а за продажу – конфискация имущества и каторга. Процесс перехода на «новый стиль» многим давался с трудом. Ослушников, продолжавших шить традиционную одежду, штрафовали… Время шло, и недовольные новой модой родители и родительницы стали приспосабливаться к европейским веяниям, приглашать из Европы гувернеров, учителей танцев и портных для своих дочерей, а также заказывать заграничные журналы с новыми фасонами…
«О пришитии пуговиц к лицевой стороне солдатского мундира»
Государь распорядился пришивать металлические пуговицы на манжеты мундиров. Дело в том, что многие рекруты имели привычку после еды вытирать рот рукавом. Что, понятно, не добавляло форме опрятности. С тех пор минуло три века, а пуговицы именно так и пришивают…
Станислав Хлебовский.
Ассамблея при Петре I. 1858
Сергей Ефошкин. На улицах старой Москвы. XVIII век. 1995
МОДНЫЙ
приговор