В небольшом галилейском городке Кане, в доме Симона Зилота совершалось скромное семейное торжество — брачный пир. В числе гостей находился и Сам Господь наш Иисус Христос вместе со Своею Пречистою Матерью. Вероятно, хозяин дома был человек небогатый, у него даже не оказалось достаточного количества вина для обычного угощения. Внимательный и жалостливый взор Богоматери подметил естественное в подобных случаях смущение хозяев; сочувствуя им, Мария начинает умолять Своего Сына, чтобы Он помог беднякам. И вот здесь-то Христос впервые проявил Свою Божественную, чудотворную силу, чудесно претворив воду в вино. Слуги, послушные слову Иисуса, наполнив сосуды водою, принесли хозяевам самое прекрасное, чистое вино. Несомненно, это чудо Спасителя на всех присутствующих и особенно на самого хозяина произвело сильное впечатление.
В этом посещении Христом семейного праздника, в этом первом чуде, совершенном на празднике, явно проявилось благословение Божие на семейное счастье человека. Брак, можно сказать, есть основа семейного счастья или средство, без которого оно немыслимо, и Христос не погнушался посетить брачное торжество. Кроткое, любящее сердце Спасителя не чуждалось мирных семейных картин и охотно делило радость с добрыми домохозяевами. Впрочем, благословение Божие семейному счастью дано было и ранее еще, в самом раю, первым людям.
И на всем протяжении ветхозаветной истории семейное благополучие почиталось обыкновенно верхом человеческого счастья, и Сам Основатель и Законоположник Нового Завета — воспитывается в тихом, семейном уголке простого плотника, потом Сам присутствовал на брачном торжестве, благословляет и обнимает невинных малюток, часто посещает вечери семейных людей, в Своих речах, притчах иногда пользуется примерами и образами из области семейного строя (напр., притчи о званных на вечерю, 10 девах, о блудном сыне). Наконец, в предсмертные минуты, усыновив любимого ученика Своей Матери, подтвердил ясно ту истину, что для человека преклонных лет иметь опору в добрых детях — великая отрада. Проникнутые духом учения Христова и прекрасно понимая благодетельность для человеческой жизни правильного семейного строя, св. апостолы положили для него, так сказать, твердый фундамент — изложили учение о таинстве брака, как установлении Божием, и по их примеру христианская церковь благословляла и благословляет людей на семейное счастье. Но то, что установлено Богом, проповедуемо было св. апостолами и благословляется церковью, то непременно отвечает и потребностям человеческой души, — и семейное счастье есть нечто такое, чего жаждет сердце, и без чего человек часто бывает сумрачен и угрюм.
Поясним вышесказанную мысль следующим сравнением: среди необъятной однообразной равнины возвышается одинокое дерево. Пусть оно зелено, красиво, но все-таки своим одиночеством оно навевает на зрителя нечто вроде грусти. Но остановим свои взоры на другой картине из природы видимой: кучка зеленеющих деревьев дружно толпится, представляя собою уютный, прекрасный уголок Божьего мира: от него веет душистою влагою, из него звонко льется птичье пение... Как манит к себе, как радует этот уголок все живое! Нечто подобное можно наблюдать и в жизни человеческой. Вот одиноко проводит человек свои дни — не с кем ему разделить радость или горе, не вьется около него молодая жизнь. Скучно ему, грустно и другим наблюдать его одинокого, угрюмого; протекут годы, настанет старость, и все-таки молодые побеги новой жизни не окружат, не порадуют его. Иное впечатление производит добрая семья, где взаимные отношения членов дышат любовью, дружеством, жизнерадостью; как отрадно и приятно среди нее провести время! Даже в глубокой старости, в виду близящейся смерти, взор счастливого семьянина с отрадою отдыхает на своих малютках, детях и внуках, призывая на них благословение Божие.
Да, не напрасно еще в раю было сказано: не добро быти человеку едину; в этой истине нас убеждает и слово Божие, и наблюдения над действительною жизнию. Только те немногие избранники Божии, что еще на земле, отдавшись всецело самоотвержению ради блага ближнего и погрузившись в религиозную струю служения Богу, ведя почти ангельскую жизнь, могут быть вполне счастливы и вне семейных условий; все же вообще обыкновенные смертные, не взошедшие на духовную высоту подвижников, не отрешившиеся от земных интересов, не бегайте семейных обязанностей, не тяготитесь ими, ибо в семье ваше счастие, ваши радости. И если, христианин и христианка, на вашу долю выпало быть отцом или матерью, супругом и супругой, то дорожите своим положением, свято соблюдайте свои семейные обязанности, и Господь благословит вас, как некогда Он благословил Своим присутствием и осчастливил чудом семью в Кане галилейской.
Случилось у одного человека горе, но не случилось его у других. И жили те, другие люди, по-разному: одни близко к сердцу чужое горе принимали и старались помочь несчастному; другие считали, если не дала им Судьба горя, значит, и чужой беды в их жизни не должно быть, а потому и существовали так, как будто не было рядом ничего.
Добрые сердцем люди, что разделяли чужое горе, не только облегчили участь несчастного, но и оградили себя от беды, которая должна была постичь их в будущем. Судьба избавила их от испытания, ибо они уже пережили боль в своем сердце.
Те же, кто отгородился от чужой беды, встретили на своем пути не только горе горькое, но и черствых людей, которые отвернулись от страдальцев, и тогда боль оказалась сильнее, и переносить ее не было мочи.
Желая себе покоя, беспокойство получишь; беспокоясь о чужом, свой покой обретешь.