Эти придворные должности существовали в Русском государстве в конце XV – начале XVII века. Постельничий был ближайшим слугой государя, в его обязанности входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Он спал с царем в одной комнате, ходил с ним в баню, сопровождал его в торжественных выходах, наблюдая, чтобы стул, скамеечка под ноги и другие не - обходимые государю вещи всегда были к его услугам. В его подчинении были спальники и все люди, служившими при государевой спальне. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. При вступлении в должность он присягал хранить государеву постель от колдовства и волшебства. Спальник – не мешок для сна на открытом воздухе.
Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения. Должность спальника обеспечивала благоприятные условия для придворной карьеры, например, спальники из аристократических родов получали от царя пожалование в бояре.
Постельничий и спальник
В русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, а в городе вода в реках и прудах часто была не пригодна для питья. Доставкой воды занимались водовозы. На запряженной лошадьми телеге или двухколесной повозки везли бочку. В Петербурге, например, горожане определяли качество воды по цвету бочки: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую – в белых. Эта профессия была доходной: водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
Водовоз
Менеджеры по бродячей торговле. Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. Офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. Чаще всего коробейники продавали мелкие галантерейные товары, ткани, книги, лубочные картинки, старинную церковную и обиходную утварь. Свой товар коробейники разносили по деревням в больших лубочных коробах, отсюда и произошло название профессии.
Ремесло передавалось по наследству, и отцы с детства обучали сыновей, как зазывать покупателей и продать им товар с большой наценкой. Звонкий голос – двигатель торговли! От него во многом зависел барыш.
Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг – феню. Пословица «Кто не работает – тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».
Коробейник и офеня
Человек, занимавшийся лесным пчеловодством. Пчелы живут в особых ульях, сооруженных в дуплах деревьев. Такой улей простейшего устройства назывался борть, отсюда произошло и название ремесла.
Бортник
Очень древняя и очень почетная должность. Первые упоминание о ней встречаются в XII веке – в «Поучении» Владимира Мономаха. Княжеские ловчие (сокольничьи, охотники, бобровники, псари и др.) обладали властью: они могли всюду разъезжать и кормиться за счет местных жителей, требовать их участия в охоте. Существовала даже особая подать – ловчее. В XVIII веке должность ловчего получила новое название на европейский манер – «егермейстер».
Ловчий
Характеристику этой профессии читаем у В.Даля: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Скоморохи, затейники, странствующие актеры-потешники… Сейчас бы их назвали аниматорами. Мастера на все руки: и акробаты, и музыканты, и певцы, и плясуны, и фокусники – ни одно народ - ное гуляние, ни одна ярмарка не обходились без скоморохов. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление. Простому народу нравились их шутовские выходки и острое словцо, которыми скоморохи высмеивали существующие на Руси порядки. Власти не жаловали этих «народных сатириков», церковь считала их промысел «бесовским», однако поймать скоморохов было достаточно сложно, потому что на одном месте они не задержива - лись, кочуя из одного города в другой. В XVI-XVII веках скоморохи стали объединяться в ватаги по 60-100 человек, церковь и государство стали обвинять их в совершении разбоев. А в 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли.
Скоморох
Идти работать после школы или поступать в институт? Какую профессию выбрать? Одни профессии корректирует технический прогресс, другие уходят в небытие… Первое, что приходит на ум – это ямщики и извозчики, но мы иногда даже не можем себе представить, чем занимался, например, спальник или офеня. Да, были на Руси профессии и ремесла, не - обычные для современного человека…
древней Руси
РЫНОК ТРУДА
Монах, который заведовал в монастырях напитками и погребом. Чашниками в Московской Руси назывались также придворные чиновники, ближайшие советники князя, в ведении которых состояли питейные погреба, а также пчеловодство и медоварение в селах и деревнях. В XVII веке эти функции перешли в ведение так называемого Сытенного двора, а обязанности чашника свелись к почетному прислуживанию царю или князю на званых и праздничных пирах.
Чашник
Массовая профессия на Руси. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь был универсальным средством, применялся для смазки осей колес, замков или сапог, для пропитки шпал и т.д. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегте - курами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Дегтекур и смолокур
Существовали на Руси исключительно женские ремесла.
Новорожденных младенцев в семьях принимали повитухи (повивальные бабки). Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Помимо стандартных обязанностей, повитухи знали древние молитвы и заговоры, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Например, в случае тяжелых родов повитуха месила тесто и обмазывала им живот роженицы, произнося заклинание. Повивальная бабка оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем!
В народе считалось грехом, если не уважить и не отблагодарить повитуху. Всю оставшуюся жизнь ее приглашали в семью на праздники. Хоронили повитух с почетом, некоторых в гроб клали в варежках – из уважения к их умелым и волшебным рукам.
Плакальщица – это не та женщина, которая жалуется-плачется на свою судьбу. На Руси плакальщицу нанимали плакать-причитать по усопшему на похоронах. Горевать о покойном должны женщины – символические хранительницы очага, ритуалов, практик, жизненных циклов. Традиционные причитания назывались «причетной речью».
А еще на свадьбах была традиция горевать и рыдать по завершившейся девичьей жизни, «хоронить девичество». Вот и нанимали специалиста по «профессиональному плачу».
Хорошая плакальщица/вопленица должна была обладать даром слова, актерскими способностями, иметь сильный голос. Плач вместе с причитанием дол - жен иметь особенный мелодичный склад, а стенание должно было быть пронзительным. Этому искусству учили с детства.
Повитуха и плакальщица