С сотворения мира вели древние славяне отсчет «летам». Новый год совпадал с первым днем весны, 1 марта, когда природа пробуждалась после зимней спячки, и все готовились к посевным работам. В 1492 году Иван III Васильевич – великий князь Московский – повелел празднование Нового года перенести на 1 сентября. В этот день царь «ходил в народ», рассматривал жалобы и разрешал споры. Начинался сбор налогов и податей за прошедший год. Этот порядок просуществовал до 1698г. о.
20 декабря 1699 года царь Петр I, перестраивавший свою державу на европейский манер, подписал указ о пере - ходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. По велению государя все дома должны быть украшены по образцам, выставленным в Гостином дворе, «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и новым столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Празднества окончились только 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире, в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.
Можно представить удивление жителей России, ведь совсем недавно они уже отметили наступление 7209-го года. Впрочем, многие старые обряды – веселые карнавалы, развлечения ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки – хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. Празднование Нового года стало носить не церковный, а светский характер. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли…
При императрице Екатерине II торжественная строгость рождественского поста сменялась веселыми балами, ма - скарадами, катаниями на санях, фейерверками и хороводами вокруг елки. В мемуарах и дневниках сохранились эпизоды празднования Рождества и Нового года в Зимнем дворце: новогодний ужин проходил в хрустальном шатре, который устанавливали в зале придворного театра.
Государь Павел Петрович – Павел I – вступая во власть, продемонстрировал явную неприязнь к порядкам, существовавшим при дворе его матери. Праздничную пальбу из пушек отменил, а Рождественские праздники сократил: «Принимая во внимание множество дел по Присутственным местам в нерешении остающихся, и от времени до времени накопляемых, повелеваем, чтобы отныне в положенные по Регламенту с 25 Декабря по 7 Генваря неприсутственные дни, иметь от за - седания свободу только три первые дня праздника 25, 26, 27 Декабря; в прочие же между сим временем обыкновенные дни, кроме Воскресных и табельных, быть Присутствию во всех приказах».
Победа в Отечественной войне 1812 г. оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны. Современники говорили о новой эпохе в истории всего человечества. В 1814 г. император Александр I издал манифест, согласно которому Александр I повелевал переименовать праздник Рождества Христова и дать дню 25 декабря новое церковное наименование: «Рождество Спасителя Нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык». Нельзя не заметить, что такое изменение названия одного из великих, двунадесятых праздников Русской Православной Церкви происходило, по-видимому, впервые в ее истории, чем лишний раз подчеркивалась уникальность переживаемого исторического момента. Праздник было предписано проводить 7 января в день Рождества Христова, и он широко отмечался в стране вплоть до 1914 года. Потом Россия и Франция стали союзниками в Первой мировой войне, и из-за соображений политкорректности праздничные мероприятия практически не проводились.
Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала популярной лишь к середине XIX века, во времена Николая I. Первая русская праздничная елка, как свидетельствуют историки быта, была установлена в России в 1817 году. Ее устроила великая княгиня Александра Федоровна. В этом же году летом она обвенчалась с будущим российским императором, и это было ее первое Рождество в новом статусе и новой стране. Будущая императрица ввела этот праздник, памятуя о собственном детстве в Германии, где этот обычай существовал с незапамятных, еще языческих времен. Романова Ольга Николаевна, дочь Николая I, в своих воспоминаниях «Сон юности» рассказывает о традиции зимних торжеств в императорской семье. Не - сколько недель до Рождества во дворце начиналась суматоха: прибывали посыльные с какими-то пакетами, садовники несли елки, повара сбивались с ног. Даже личный кабинет императора был завален пакетами, на которые маленькой Ольге и ее брату Мише было запрещено смотреть. Николай I очень ответственно относился к выбору подарков для своих близких: он лично ходил по магазинам, подбирая для каждого из них что-то особенное. Ольга Николаевна однажды получила на Новый год замечательный рояль, а в канун 1832 года государь подарил своему 13-летнему сыну бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами и вицмундир Кавалергардского полка.
Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо …Дети с любопытством заглядывают туда». И далее: «Наконец наступает вожделенный час вечера – все семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищенных детей предстает Weihnachtsbaum в полном величии…»
У каждого члена семьи была своя елка, рядом с которой стоял стол для приготовленных подарков. А поскольку детей и племянников было много, то в парадных залах Зимнего дворца ставилось до десятка небольших елочек. Надо заметить, что детские подарки выглядели довольно скромно. Как правило, это были различные игрушки и сладости с обязательными «конфектами». Примечательно, что дети дарили друг другу небольшие сувениры, купленные на собственные сбережения.
Подарками оделялись и придворные. Для них устраивалась особая лотерея, к которой заранее подготавливались билетики. Николай I выкрикивал карту, выигравший подходил к императрице и получал выигрыш – подарок из ее рук.
А еще Александра Федоровна в новогодние дни любила устраивать традиционный для Западной Европы праздник «бобового короля». Суть его заключалась в том, что в пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок с «сюрпризом», становился королем вечера. Он мог выбрать себе королеву и отдавать распоряжения. Разумеется, шуточные. Великая княжна Ольга описывает один из таких «бобовых праздников», когда был устроен китайский маскарад. Все присутствующие надели китайские костюмы. Сам император Николай I был в наряде мандарина, «с искусственным толстым животом, в розовой шапочке, с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем».
А еще Александра Федоровна в новогодние дни любила устраивать традиционный для Западной Европы праздник «бобового короля». Суть его заключалась в том, что в пирог запекался боб. Тот, ко - му доставался кусок с «сюрпризом», становился королем вечера. Он мог выбрать себе королеву и отдавать распоряжения. Разумеется, шуточные. Великая княжна Ольга описывает один из таких «бобовых праздников», когда был устроен китайский маскарад. Все присутствующие надели китайские костюмы. Сам император Николай I был в наряде мандарина, «с искусственным толстым животом, в розовой шапочке, с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем».
Конечно, главным событием празднования Рождества была торжественная всенощная служба в Большом соборе Зимнего дворца. В последний день старого года во дворец, как вспоминала дочь императора, «неизменно приезжал митрополит Серафим с монахами Александро-Невской лавры, певшими… чудесное славословие». Затем император с императрицей собственноручно подносили им угощение.
Через три дня елки разбирали: царские дети забирались на стремянки, снимали лакомства и украшения и все раздавали слугам.