С сотворения мира вели древние славяне отсчет «летам». Новый год совпадал с первым днем весны, 1 марта, когда природа пробуждалась после зимней спячки, и все готовились к посевным работам. В 1492 году Иван III Васильевич – великий князь Московский – повелел празднование Нового года перенести на 1 сентября. В этот день царь «ходил в народ», рассматривал жалобы и разрешал споры. Начинался сбор налогов и податей за прошедший год. Этот порядок просуществовал до 1698г. о.
20 декабря 1699 года царь Петр I, перестраивавший свою державу на европейский манер, подписал указ о пере - ходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. По велению государя все дома должны быть украшены по образцам, выставленным в Гостином дворе, «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и новым столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Празднества окончились только 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире, в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.
Можно представить удивление жителей России, ведь совсем недавно они уже отметили наступление 7209-го года. Впрочем, многие старые обряды – веселые карнавалы, развлечения ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки – хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. Празднование Нового года стало носить не церковный, а светский характер. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли…
При императрице Екатерине II торжественная строгость рождественского поста сменялась веселыми балами, ма - скарадами, катаниями на санях, фейерверками и хороводами вокруг елки. В мемуарах и дневниках сохранились эпизоды празднования Рождества и Нового года в Зимнем дворце: новогодний ужин проходил в хрустальном шатре, который устанавливали в зале придворного театра.

Государь Павел Петрович – Павел I – вступая во власть, продемонстрировал явную неприязнь к порядкам, существовавшим при дворе его матери. Праздничную пальбу из пушек отменил, а Рождественские праздники сократил: «Принимая во внимание множество дел по Присутственным местам в нерешении остающихся, и от времени до времени накопляемых, повелеваем, чтобы отныне в положенные по Регламенту с 25 Декабря по 7 Генваря неприсутственные дни, иметь от за - седания свободу только три первые дня праздника 25, 26, 27 Декабря; в прочие же между сим временем обыкновенные дни, кроме Воскресных и табельных, быть Присутствию во всех приказах».
Победа в Отечественной войне 1812 г. оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны. Современники говорили о новой эпохе в истории всего человечества. В 1814 г. император Александр I издал манифест, согласно которому Александр I повелевал переименовать праздник Рождества Христова и дать дню 25 декабря новое церковное наименование: «Рождество Спасителя Нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык». Нельзя не заметить, что такое изменение названия одного из великих, двунадесятых праздников Русской Православной Церкви происходило, по-видимому, впервые в ее истории, чем лишний раз подчеркивалась уникальность переживаемого исторического момента. Праздник было предписано проводить 7 января в день Рождества Христова, и он широко отмечался в стране вплоть до 1914 года. Потом Россия и Франция стали союзниками в Первой мировой войне, и из-за соображений политкорректности праздничные мероприятия практически не проводились.
Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала популярной лишь к середине XIX века, во времена Николая I. Первая русская праздничная елка, как свидетельствуют историки быта, была установлена в России в 1817 году. Ее устроила великая княгиня Александра Федоровна. В этом же году летом она обвенчалась с будущим российским императором, и это было ее первое Рождество в новом статусе и новой стране. Будущая императрица ввела этот праздник, памятуя о собственном детстве в Германии, где этот обычай существовал с незапамятных, еще языческих времен. Романова Ольга Николаевна, дочь Николая I, в своих воспоминаниях «Сон юности» рассказывает о традиции зимних торжеств в императорской семье. Не - сколько недель до Рождества во дворце начиналась суматоха: прибывали посыльные с какими-то пакетами, садовники несли елки, повара сбивались с ног. Даже личный кабинет императора был завален пакетами, на которые маленькой Ольге и ее брату Мише было запрещено смотреть. Николай I очень ответственно относился к выбору подарков для своих близких: он лично ходил по магазинам, подбирая для каждого из них что-то особенное. Ольга Николаевна однажды получила на Новый год замечательный рояль, а в канун 1832 года государь подарил своему 13-летнему сыну бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами и вицмундир Кавалергардского полка.
Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо …Дети с любопытством заглядывают туда». И далее: «Наконец наступает вожделенный час вечера – все семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищенных детей предстает Weihnachtsbaum в полном величии…»
У каждого члена семьи была своя елка, рядом с которой стоял стол для приготовленных подарков. А поскольку детей и племянников было много, то в парадных залах Зимнего дворца ставилось до десятка небольших елочек. Надо заметить, что детские подарки выглядели довольно скромно. Как правило, это были различные игрушки и сладости с обязательными «конфектами». Примечательно, что дети дарили друг другу небольшие сувениры, купленные на собственные сбережения.
Подарками оделялись и придворные. Для них устраивалась особая лотерея, к которой заранее подготавливались билетики. Николай I выкрикивал карту, выигравший подходил к императрице и получал выигрыш – подарок из ее рук.
А еще Александра Федоровна в новогодние дни любила устраивать традиционный для Западной Европы праздник «бобового короля». Суть его заключалась в том, что в пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок с «сюрпризом», становился королем вечера. Он мог выбрать себе королеву и отдавать распоряжения. Разумеется, шуточные. Великая княжна Ольга описывает один из таких «бобовых праздников», когда был устроен китайский маскарад. Все присутствующие надели китайские костюмы. Сам император Николай I был в наряде мандарина, «с искусственным толстым животом, в розовой шапочке, с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем».
А еще Александра Федоровна в новогодние дни любила устраивать традиционный для Западной Европы праздник «бобового короля». Суть его заключалась в том, что в пирог запекался боб. Тот, ко - му доставался кусок с «сюрпризом», становился королем вечера. Он мог выбрать себе королеву и отдавать распоряжения. Разумеется, шуточные. Великая княжна Ольга описывает один из таких «бобовых праздников», когда был устроен китайский маскарад. Все присутствующие надели китайские костюмы. Сам император Николай I был в наряде мандарина, «с искусственным толстым животом, в розовой шапочке, с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем».
Конечно, главным событием празднования Рождества была торжественная всенощная служба в Большом соборе Зимнего дворца. В последний день старого года во дворец, как вспоминала дочь императора, «неизменно приезжал митрополит Серафим с монахами Александро-Невской лавры, певшими… чудесное славословие». Затем император с императрицей собственноручно подносили им угощение.
Через три дня елки разбирали: царские дети забирались на стремянки, снимали лакомства и украшения и все раздавали слугам.

в царской семье
НОВЫЙ ГОД
После смерти Николая I его сын, император Александр II, продолжил традиции, сложившиеся во время царствования отца. 24 декабря 1855 г. в Сочельник елку устроили на половине императрицы Марии Александровны, «в малых покоях». Поскольку в 1855 г. продолжался годичный траур по умершему Николаю I, на елке присутствовали только «свои».
Если члены семьи в силу обстоятельств разлучались, елки в Зимнем дворце проводились по устоявшейся традиции. Например, на Рождество 1864 г., старший сын Александра II серьезно болел и находился вместе со своей матерью в Ницце. Императрица Мария Александровна, чтобы порадовать сына, распорядилась нарядить апельсиновое дерево, украсив его вместо игрушек фотографиями членов семьи, которых не было рядом. А на родине Александр II устроил в Зимнем дворце традиционную рождественскую елку. На шести столах у елок разложили присланные императрицей тщательно завернутые подарки для императора и сыновей. Александр II сам читал письмо императрицы и, следуя «инструкциям», юноши вскрывали один за другим завернутые подарки. На другой день, в Рождество, зажгли вторую елку для прочих членов императорской фамилии и ближайших ко Двору должностных лиц.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. рождественские традиции нарушились. В семье возникли разногласия. Императрица Мария Александровна желала провести рождественские праздники как можно скромнее, так как шла война. Как писал ее сын Сергей Александрович, «Мама решила, что елок не будет у нас совсем в этом году и праздники грустные будут», однако «Папа потребовал одну большую елку в Золотой гостиной».
Из дневниковых записей сыновей Александра II узнаем, как прошло 1 января 1862 г. Великие князья Александр и Владимир встали в привычные 7 часов утра, в 8 часов они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. После семейного завтрака братья отправились делать визиты. Один из младших братьев цесаревича записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа… Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужас - но много, голова болит, спать хочется».
31 декабря 1873 г. 16-летний великий князь Сергей Александрович отметил для себя: «Вот кончился милый 1873 год, мне жаль, потому что я был счастлив в этом году, и всегда грустно покидать старое, хорошее!!!»
После гибели Александра II рождественские елки в главной резиденции уже не ставились, разве что для младших сыновей Александра II, некоторое время еще живших в Зимнем дворце.

При Александре III характер и практика покупки рождественских подарков сильно изменилась. В 1880-х годах страну накрыла волна террористических актов, поэтому члены императорской семьи больше не могли спокойно посещать общественные места и магазины. Выход был найден: образцы подарков присылались магазинами прямо в царский дворец, после этого члены семьи выбирали то, что казалось им подходящим. Царские дети не всегда имели карманные деньги, поэтому мастерили подарки сами. Как-то раз дочь Александра III подарила своему папе туфли: «Подарок, который я всегда дарила Папа, был изделием моих собственных рук: это были мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Мне было так приятно видеть их на нем». От отца они получали практические подарки – вроде книг или инструментов для ручного труда, садоводства и рукоделия. Мария Федоровна однажды преподнесла своему мужу револьвер системы Смита-Вессона, а сыновьям подарила английские ножи.
В последний день уходящего 1895 г. рос - сийский император Николай II записал в своем дневнике: «Сейчас наступает Но - вый Год! Дай Бог, чтобы он прошел так же мирно, тихо и счастливо для нас и для матушки России, как предыдущий».
Все традиции, впитанные Николаем II с детства, продолжались при Императорском дворе вплоть до 1917 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки.
У родителей была «собственная ел - ка». В 1906 году Николай II оставил такую запись в своем дневнике: «В новой комнате Аликc была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Кстати, Аликс как называл свою жену император – имела свою «рождественскую» слабость. Ей нравилось задувать все свечи на елке самой. Она гордилась тем, что могла дотянуться и погасить даже самую верхнюю свечу.
Александр Спиридович, начальник дворцовой охраны Николая II, вспоминал, что рождественские праздники не были для членов царской семьи днями отдыха, скорее наоборот. К примеру, в 1907 году Император Николай II должен был посетить шесть елок в Царском Селе: в военном госпитале, в школе нянь, в инвалидном доме, а также меропри - ятия, организуемые для охраны офицеров и рядовых. И если первые четыре торжества требовали его присутствия на час-другой, то последние занимали, как минимум, по три часа. А после начала войны в список «общественных» елок вписали праздники для многочисленных раненых, их тоже непременно посещал Николай II и члены его семьи. Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «ел - ка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя. Царская семья никогда не забывала одарить род - ственников, гвардию и прислугу – вплоть до истопников и дворников.
Свое последнее Рождество Романовы встретили в ссылке в Тобольске. На елке не было украшений – только серебря - ный дождь и восковые церковные свечи. Александра Федоровна с детьми, как в старые добрые времена, готовили рождественские подарки. Купить они практически ничего не могли, поэтому делали что-то своими руками: вышивали, вязали и рисовали. Потом они собирали посылки, которые отправляли тем, кто был далеко, но кому они так хотели выразить свою любовь. Анна Александровна Вырубова, ближайшая подруга Александры Федоровны, писала в своих воспоминаниях о Рождестве 1918 го - да: «Я получила от дорогой Государыни посылку с мукой, макаронами и колбасой, что было роскошью в это время. В посылку были вложены также шарф, те - плые чулки, которые мне связала Государыня, и нарисованные ею кустики».

31 декабря для царской семьи был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начинала формироваться традиция торжественно встречать Новый год.
Владимир Кузнецов, заведующий музеем монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма: «Все великие княжны и императрица умели вязать и шить… И они связали шесть жилетов, которые подарили своим слугам, добровольно отправившимся с ними в ссылку… Подарки от царской семьи получили не только их приближенные, но и люди, которые следили за тем, чтобы Романовы не могли покинуть место своей ссылки – солдаты 1-го взвода 4-го полка. Для них Николай II с семьей устроили отдельную елку… Сол - датам семья Романовых дарила евангелие с закладками, расписанными вручную императрицей и Марией, третьей по старшинству дочерью…».
1918 новый год царская семья уже не праздновала...
Великая княгиня Ольга Романова. Новогоднее угощение. 1935
«Благослови, Господи, Россию и нас всех миром, тишиною и благочестием!» Николай II