«Ах, какая это мука – воспитывать!» – восклицала чудесная Фрекен Бок. Интересно, разделили бы ее мнение великие героини предыдущего ма - териала? Даже если да, мы понимаем, что методы и воспитательные приемы прошлого с большой оговоркой применимы в современных ус - ловиях. Или?
Сегодняшние дети и молодежь. Центениалы, как их определяет теория поколений Нила Хау и Уильяма Штраусса. Они след в след идут за миллениалами, они еще юны и молоды, но уже ни на кого не похожи. И кажутся неуправляемыми всем, кто пока не смог найти к ним подхода. В первую очередь (и увы!) – их родителям.
Родившиеся в эпоху интернета, центениалы не представляют жизнь, лишенную гаджетов. Это их естественный проводник во внешний мир, с его знаниями, опытом, возможностями и разочарованиями. Не разделяя мир на цифровой и реальный, они гармонично существуют в двух ипостасях, легко справляясь с невообразимым для нас в прошлом потоком информации. Зато личные коммуникации, как и долгая концентрация на чем-то определенном, для них представляют серьезную проблему. Как следствие, закомплексованность в общении и постоянное желание «спрятаться», «обезличиться».
Семейные психологи отмечают, что одним из самых распространенных вопросов, с которого начинается знакомство с новым клиентом-родителем, остается вопрос «Что мне с ним делать?» Ребенок, проводящий в интернете более 8 часов в день. Ребенок, находящий ответ на интересующие его вопросы мгновенно и самостоятельно (не допуская родительских корректировок). Ребенок, у которого гиперактивность и рассеянность легко совмещаются с глубоким желанием получить хорошее фундаментальное образование и максимум навыков. Как с ним общаться? И – главное – что его ждет в будущем?
В своей книге «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия пишет: «…мы понятия не имеем, какие знания и навыки действительно пригодятся нашему ребенку. Что будет востребовано через 10–15–20 лет? Давным-давно, если человек умел читать и писать, это было его «конкурентным преимуществом».
К концу XX века стала цениться компьютерная грамотность и люди с цифровыми навыками были звездами в любой компании. Сегодня даже ребенок легко манипулирует гаджетами, а вот умение общаться, взаимодействовать с людьми становится все более редким качеством. Вполне вероятно, в недалеком будущем именно эмоциональный интеллект станет преимуществом при приеме на работу».
Хотим мы этого или нет, при тесном общении с современными детьми мы чувствуем их жгучую потребность действовать свободно и самостоятельно. В семьях, где изначально установлены доверительные отношения, такой порыв не вызывает родительских страхов: задать правильный вектор в отношениях, морали, ценностях и мировоззрении возможно в рамках ежедневного общения. Однако чаще психологи отмечают случаи, когда главной проблемой в общении с детьми для родителей становится именно установление доверия.
«Свободное воспитание – тема, которую с подачи Жан-Жака Руссо вот уже три столетия обсуждают философы, психологи, педагоги и, конечно, родители, – пишет Марина Мелия. – Есть масса книг, авторы которых утверждают, что, пока дети маленькие, им надо разрешать абсолютно все – тогда они вырастут свободными людьми, а не закомплексованными «маменькиными сынками». Свобода в воспитании действительно очень важна. Но какой смысл мы вкладываем в это слово? И как научить ребенка распоряжаться свободой?» Определенно, в эпоху глобальных технологий и открытости информации эта моральная установка может трактоваться в разных смыслах. Неокрепшими юными умами – особенно.
Разбирая по крупицам особенности поведения и внутреннего «я» центениалов, психологи призывают нас действовать быстро, реагировать на детские желания и вопросы мгновенно и ежедневно учиться говорить с молодыми на их языке. Словарей только для этого пока не написано. А значит, как и столетия назад, главным в воспитании останется голос сердца, родительского сердца. Которое не станет отчаиваться и стремиться к ограничениям для ребенка, который растет достаточно смелым, чтобы, адекватно оценивая свои возможности, жить в сегодняшнем и завтрашнем мире.
«Эффективнее и перспективнее не столько наделять ребенка знаниями, навыками и вести к победе везде и всегда, сколько развивать полезные черты характера, которые помогут ему самостоятельно, без нашей помощи строить свою жизнь, делать ее насыщенной и интересной. У каждого из нас есть врожденные качества (например, темперамент). А есть те, что приобретаются, воспитываются, – они и должны стать областью приложения наших сил!».