Прекрасные женщины
прекрасной страны
Евфросиния Суздальская
Денис Лапин, соучредитель Ассоциации частных гидов и экскурсоводов Владимирской области
Преподобная Евфросиния, в миру княжна Феодулия Михайловна Черниговская, родилась в 1212 году в семье Михаила Всеволодовича, великого князя Черниговского. Она была вымоленным ребенком. Благоверный князь Михаил и его супруга долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана – родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители. Так и случилось.
Девочка росла, воспитывалась в глубокой вере и благочестии. Князь Михаил и его мудрый советник боярин Феодор обучали ее грамоте, и Феодулия получила прекрасное образование для того времени. Как свидетельствуют летописи, она, например, отлично знала античную литературу.
Редкая красота, доброта, ум привлекали к ней самых лучших и знатных женихов. В 1227 году Михаил Черниговский и Владимирский князь Ярослав Всеволодович договорились породниться посредством брака детей. Сегодня Чернигов – это небольшой в современном понимании город. В начале же XIII века Черниговское княжество было крупным и мощным государственным образованием на Руси. Михаил Всеволодович хотел не только счастья своей дочери. Этот брак должен был укрепить политические связи с Суздалем – столицей северо-восточной Руси. Женихом стал суздальский князь Мина Иванович, потомок знаменитого варяга Шимона Африкановича, служившего князю Ярославу Мудрому, а позже его сыну Всеволоду.
Родители не знали и не догадывались, что их дочь втайне молилась Пресвятой Богородице о сохранении девства, так как желала иноческой жизни. Во сне Феодулии явилась Пречистая и сказала, чтобы та послушалась родителей и не переживала, так как «Скверна не коснется твоего тела». Святая дева повиновалась воле своих родителей и отправилась в Суздаль, но свадьба не состоялась: в то время, как она еще была на пути туда, жених ее умер.

В истории России существовало немало удивительных женщин, оставивших особенный след. Женщин, которые опережали свое время, женщин, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную силу духа, нравственную чистоту и преданность…
Преподобные Евфросиния Суздальская и Евфросиния Московская. Сколь много общего у этих великих подвижниц! Жизнь обеих связана с прекрасной жемчужиной Золотого Кольца – Суздалем. Дочери могущественных князей. Обе рано просватаны. К постнической жизни каждая пришла своим путем: одна в девстве прибывая с юности, другая пройдя через замужество и там послужив. Закончили свой земной путь строгими подвижницами и обе получили при постриге имя Евфросиния – «благомыслящая, радостная»... Их судьбы тесно переплетены с судьбой России.
Феодулия восприняла смерть суженого как знак свыше и решила принять постриг в Ризоположенской обители Суздаля. Вместо свадьбы с наследником Владимирского княжества, она стала невестой Христовой: в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросиния. Родители приняли это как волю Божию и покорились.
Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Евфросиния обладала редким даром – говорить проповеди, и множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной о любви, молитве, послушании и смирении. Кроме того, ей было послушание толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам, посещавшим их обитель. По просьбе Евфросинии, в Ризоположенский монастырь стали принимать только дев, а для пострига «мужатых жен» в Суздале была основана Троицкая обитель. После кончины игуменьи Евфросиния стала настоятельницей обители.
Когда Орда двинулась на Суздаль, монахи и монахини из окрестных монастырей собрались в Кремле, ища у стен защиты. Преподобная же Евфросинья искала защиты лишь у Бога и, помня заповеди и обеды, не покидала монастырских стен. В итоге ордынцы, стремительно взяв Суздальский кремль, в живых оставили только самых молодых, да и тех босыми и простоволосыми гнали по морозу в станы своя. Преподобная всегда поступала правильно, никогда не подвергая сомнению заповеди Божии, и Господь всегда явно показывал верность ее выбора.
При нашествии войск хана Батыя в 1238 году было явлено великое чудо: татаро-монгольские полки полностью разрушили Суздаль, а Ризположенский монастырь не тронули: плотный туман закрыл монастырь, и захватчики не увидели его. Предание говорит, что истовая молитва Евфросинии и сестер спасли обитель. Но все же навсегда укрыться от беды нельзя было даже за монастырскими стенами. Отец Евфросинии вынужден был поехать в стан хана Батыя, чтобы получить ярлык, подтверждавший его право на княжескую власть. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин, ответствовал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». Князь и его верный боярин Феодор были казнены. Узнав о гибели дорогих ей людей, Евфросиния оделась в ветхое рубище и много дней провела в посте и молитве.
Вся дальнейшая жизнь ее – подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. У нее никогда не было своих детей. Ее семьей и ее детьми стали сироты и вдовы, которые жили и кормились при монастыре; больные, за которыми она ухаживала в монастырской больнице; все страждущие, которые нуждались в ее мудром слове и утешении. От рождения Господь избрал Евфросинию на служение, наделив высшим даром – сострадательной любовью. После недолгой болезни преподобная скончалась в 1250 году.

В летописях почти нет данных о суздальском князе Мине Ивановиче. В связи с этим некоторые исследователи предполагают, что Феодулия была просватана за родного брата Александра Невского – благоверного князя Федора Ярославича, который скончался в том же году.

Князь Московский Дмитрий Иоаннович, прозванный Донским после Куликовской битвы, прочно вошел в память людей, в историю государства Российского. Но не менее известна в христианском мире его супруга.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, родилась в 1353 году и была дочерью великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. Он чтил русскую старину и воспитывал дочь в духе христианского благочестия. В тринадцать лет Евдокия была выдана замуж за шестнадцатилетнего великого князя Московского Дмитрия Иоанновича. Брак был залогом прекращения междоусобной борьбы Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств, и по благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. в Воскресенском храме Коломенского кремля совершилось бракосочетание.
Брак этот стал счастливым, однако дней мирного счастья и покоя Евдокии выпало не так уж и много: и моровая чума, и гибельные пожары, когда Москва выгорала дотла, и разлуки с мужем-воином. Дмитрий Донской ездил в Орду, воевал, ссорился и мирился с князьями, а его супруга Евдокия молилась о спасении родной земли, растила детей, а случалось, и оставалась на Москве править «за князя».
Евдокия Дмитриевна прославилась праведной жизнью и благотворительностью. Ее духовными учителями были Сергий Радонежский и московский митрополит Алексий. В Москве Евдокия построила большое число храмов и монастырей. В память победы на Куликовом поле был возведен внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был расписан великими иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. В 1386 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. Одновременно строились несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
Тяжелое испытание ждало преподобную в 1382 году, во время нашествия на Москву татарского хана Тохтамыша. Князь Дмитрий Донской отправился на север собирать войска, оставив княгиню с детьми в Москве. А через год ей пришлось отправить в Орду к Тохтамышу своего старшего сына Василия, которому было всего 13 лет. Два года пробыл юный князь заложником в Орде, и один Бог знает, сколько слез о
нем пролила несчастная мать.
19 мая 1389 г. великий князь Дмитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. На престол вступил его старший сын – Василий Дмитриевич. Став вдовой, Евдокия Дмитриевна стала молиться с еще большим тщанием. Именно тогда она приняла решение уйти в монастырь, ибо больше ничто не связывало ее с миром. Оставалось лишь исполнить завет мужа – воспитать детей (у княжеской четы было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери) и править вместе с ними до их совершеннолетия. Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Но был момент, когда благочестие Евдокии подвергалось сомнению. Вот как об этом рассказывает летопись. Тщательно скрывая свои приготовления к монашеству, она одевалась в пышные дорогие одежды, чтобы не была заметна худоба изможденного тела, всегда появлялась на людях веселой, и никто не мог различить ее глубокой скорби. По городу поползли слухи: княгиня живет во вдовстве «нечестно», ведь по обычаю того времени после кончины князя вдова должна была принять постриг и отойти от дел, тем более что старшему сыну Василию уже восемнадцать. Худая молва, дошедшая до детей, оскорбляла их. И вот тут великой княгине пришлось открыться перед детьми: она показала, как под дорогим великокняжеским нарядом носит тайно вериги. Увиденные детьми «очернелое от трудов тело» и «прильнувшая к костям плоть» поразили их так, что они бросились просить у матери прощение. «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья дел человеческих», – сказала Евдокия.
Именно в истовой вере видела княгиня Евдокия опору в противостоянии завоевателю Тамерлану, когда тот в 1395 году с огромным войском встал под Москвой. О его жестокости ходили легенды, он сжигал русские города, угонял людей в рабство. Для историков до сих пор остается загадкой, почему, дойдя до Ельца, Тамерлан не пошел к Москве, а повернул обратно, хотя перед ним лежал практически беззащитный город.
Московский великий князь Василий Дмитриевич решил встретить неприятеля со своей дружиной, но шансы победить были крайне малы. По совету матери князь повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с тысячами жителей Москвы встретили икону и стали молиться о спасении. И чудо свершилось. Легенда гласит, что в это время Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним явилась Богородица, грозно велев повернуть назад. В ужасе проснувшись, завоеватель призвал своих советников, которые объяснили значение видения: пока Божия Матерь охраняет христиан, не видать ему победы. На следующий день Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси. После чудесного спасения от орд Тамерлана в истории Московского княжества начался новый период. Дети и внуки Евдокии Дмитриевны вложили в укрепление и возвышение государства все силы.
В 1407 году вдовствующая Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии. В молитве свершив свой земной путь, преподобная мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Преподобная Евфросиния прославилась своим милосердием и самоотречением и считается небесной покровительницей Москвы.

Евфросиния Московская