Московский священник о. Алексий Грачев (1959-1998), настоятель храма Рождества Христова в Митино, по профессии врач-педиатр и после окончания мединститута работал в родильном доме, помогал беспомощным малышам, как он говорил, «зацепиться за жизнь». Позже окончил Московскую Духовную семинарию, был рукоположен и стал помогать уже взрослым людям обрести духовную жизнь. В предыдущем, зимнем, номере журнала мы познакомили вас с книгами отца Алексия, написанными специально для воспитания православных подростков. Назидательные беседы матери с дочерью и отца с сыном о христианских понятиях будут интересны и полезны и родителям, далеким от церкви, ведь в книгах затрагиваются важнейшие вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. В том числе, о разумном физическом развитии и гармоничном взрослении. Именно этой теме посвящены выбранные нами отрывки.
"Что надо знать мальчику и девочке. "
(отрывки)
Сегодня, в век техники и информационных перегрузок, мы с болью замечаем, что новая, искусственная, самими людьми созданная среда обитания губительно действует на здоровье наших детей. […]Трудно сегодня воспитать здорового ребенка, здорового и телесно, и душевно. Однако трудности воспитания связаны прежде всего с теми целями, которые мы, родители, ставим перед собой. Существует как бы несколько направлений в воспитании, способствующих возрастанию человека в каком-то определенном духе. Одни родители хотят видеть своих детей сильными и умными, другие – приспособленными к современным условиям жизни. Третьи хотят, чтобы в их детях проявились необыкновенные таланты и способности: научные, художественные, лингвистические… Но не таковы чаяния православных родителей. Воспитывая своих детей, они хотят прежде всего спасения их души. Они знают, что если им удастся научить детей любить Бога и ближнего, то, с какими бы трудностями те впоследствии ни столкнулись, они сохранят незапятнанной свою душу, потому что в бурном житейском море у них будет самый надежный ориентир – Богочеловек Иисус Христос и Его заповеди…
Модная ныне вседозволенность и так называемое «свободное воспитание» приводят прежде всего к тому, что нарушаются правильные, иерархичные отношения в семье, ребенок совершенно перестает уважать родителей, начинает говорить с ними с пренебрежением, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.
Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что, развращенный вседозволенностью, он стремится все к новым и новым наслаждениям, к новым, не испытанным еще ощущениям. В подростковом возрасте в нем все сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.[…]
… А главным авторитетом для ребенка должны быть его родители, отец и мать, – иначе их место неизбежно займут другие люди.

Священник Алексий Грачев, врач-педиатр
Предисловие
– Надя, сядь, пожалуйста, прямо, – раздался мамин голос.
Девочка, сидящая за письменным столом, машинально выпрямилась. Мама укладывала в шкаф постельное и детское белье. Через некоторое время она взглянула на дочку: та опять сидела согнувшись. Левая рука, локтем опираясь на стол, поддерживала безвольно опущенную голову.
– На-дя… – снова сказала мама.
– Что, мам?..
– Отвлекись на минутку. Чем ты занимаешься?
– Я веду дневник. Записываю, что вчера было.
– Это хорошо. Но ты слишком увлеклась и сидишь сгорбившись. Следи за собой, пожалуйста. Когда закончишь свои записи, подойди ко мне: надо посоветоваться.
«Посоветоваться»?.. Это заинтересовало Надю. Через пять минут она была на кухне, где мама готовила ужин.
– Наша знакомая по приходу, – начала мама, – тетя Марина… Знаешь ее?
– Конечно.
– Она отдает своего Ванечку в спортивную секцию по плаванию: в бассейне есть группа дошкольников.
Она предлагает мне записать туда и Сережу.
– И что?
– Мы с папой еще не решили. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Научится плавать, болеть будет меньше, легкие будет развивать… С другой стороны, занятия три раза в неделю. Кто будет водить его в бассейн?
– Ты хочешь, чтобы он стал спортсменом, чемпионом?
– Ни в коем случае. Когда спортом занимаются профессионально, он «съедает» всю жизнь человека, не оставляя ни времени, ни сил на другие серьезные занятия. Он, кроме того, развивает дух соревнования, а значит, превосходства над другими, то есть гордыню. Каждый настоящий спортсмен стремится поставить рекорд, то есть сделать что-то в своем виде спорта лучше всех: выше всех прыгнуть, быстрее всех пробежать или проплыть… Спортсмен во всем себе отказывает: и в пище, и в отдыхе, и в семейных радостях, – но ради чего? Не ради Бога, как христианские подвижники, а ради все того же чемпионства. Мне кажется, это не только бессмысленное, но и вредное для души самоограничение.
Нет, мы с папой не хотим, чтобы наш сын стал чемпионом. Мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным человеком. Видишь, какой он у нас бледненький, простужается часто… Это оттого, что живет в центре города, мало двигается. Я, конечно, стараюсь организовать для вас подвижные игры, почаще с вами гулять, но, видно, этого недостаточно. Детский организм требует движения, особенно организм мальчика. Плавание, мне кажется, как раз то, что нужно. Оно к тому же помогает держать правильную, прямую осанку. А то будет наш Сережа, как ты, сутулиться…
Наде было неприятно, что мама сделала из нее отрицательный пример. Она незаметно выпрямилась.
– Я в детстве тоже сутулилась, – как бы не обратив на это внимания, продолжала мама. – Но у меня была очень строгая бабушка. Чтобы отучить меня от привычки горбиться, она начала без предупреждения хлопать меня по спине. Знаешь, это не очень-то приятно: сидишь за интересной книгой или за уроками и не заметишь, как подошла бабушка. Хлоп по спине ладонью! Не больно, но досадно. Чтобы избежать этого, пришлось мне следить за собой. Долго привыкала к прямой осанке, а когда привыкла – уже и не могла по-другому: и в школе, и дома, и на людях, и в уединении всегда держалась прямо, подтянуто. Моих родителей даже спрашивали: «Ваша дочь – балерина? Или гимнастка? Все девочки сутулятся, а она прямая, как струнка…» Видишь, как получилось: я тогда сердилась на бабушку, обижалась, даже плакала, а теперь ей очень благодарна. И дело, конечно, не в том, что сутулиться некрасиво, хотя, согласись, и это важно. Главное, что неправильная осанка дурно влияет на здоровье.
Ученые и доктора давно обратили внимание на то, что любое неправильное положение тела ведет к дурным последствиям… Так, например, они выяснили, что плоская, вдавленная грудная клетка у маленьких детей бывает очень редко; она делается такой позже, в школьном возрасте, когда дети целыми часами сидят согнувшись над книжками. Доктора также заметили, что от привычки стоять на одной ноге тело развивается неравномерно: человек становится немножко кривобоким. И не только тело, а даже и лицо становится неправильным: одна сторона будет более круглой, другая – более плоской; одна сторона рта опускается, нос искривляется набок, и один глаз будет более открыт, чем другой. Так вот, если хочешь, чтобы лицо у тебя было симметричное, то советую тебе не откладывая выучиться как следует сидеть и стоять. Но испорченные черты лица еще не самое большое несчастье: от привычки стоять на одной ноге или сидеть скособочившись, опираясь на одну руку, внутренние органы сдвигаются со своего места; а от этого происходит много бед, когда девочка вырастет и станет женой и матерью.
Ты знаешь, что дитя должно три четверти года прожить в теле своей матери и ему необходимо иметь место, где расти. Если мать, еще будучи девочкой, формировалась неправильно и стала кривобокой или сутулой, то «комнатка», где ребенок должен расти, вероятно, не разовьется как следует, будет сжата или сдвинута со своего места. Ребеночку будет тесно, он родится раньше времени и будет некрасивым, больным, слабым…
Но есть и еще одна причина, по которой нельзя сидеть сгорбившись, развалившись, перекосившись всем телом… Знаешь, какая?
– Наверное, это неуважение к окружающим? Нехорошо при посторонних сидеть развалившись…
– А при своих, близких? При папе с мамой, братьях и сестрах?
– Тоже не очень хорошо.
– А в одиночестве, когда тебя никто не видит?
– Не знаю…
– Давай тогда проведем небольшой опыт. Встань прямо передо мною. Теперь немного подогни колени, выдвини плечи вперед, и пусть руки висят безвольно; нагни голову, опусти подбородок и слегка открой рот. Как ты себя чувствуешь?
Наденька поспешила изменить уродливую позу, а мама продолжала:
– Теперь представь себе что-нибудь такое, для чего нужна деятельность, сила, смелость – например, будто бы ты бежишь с кем-нибудь наперегонки или забираешься на вершину холма. Смотри, как вдруг твои колени окрепли, спина выпрямилась, голова поднялась, рот закрылся и глаза засверкали; ты чувствуешь себя сильной, бодрой, смелой…
Посмотри, как люди ходят: один лениво волочит ноги по земле, подгибает колени; все тело его словно расслаблено, бессильно; руки висят, болтаются; от такого человека трудно ожидать решительных и смелых поступков. Другой идет быстро, ступает твердо, держится прямо и бодро. По одному этому можно предположить, что такой человек склонен действовать решительно и энергично.
Это все я говорю тебе для того, чтобы ты поняла: положение нашего тела теснейшим образом связано с нашим внутренним, душевным состоянием.
Мы с тобой уже беседовали об этом. Я объясняла тебе, что душевное состояние отражается на здоровье и внешности. А может быть и наоборот…
Надя, тебе известно, что значит «всегда ходить пред Богом?»
– Конечно, ты объясняла. Это значит – так жить, чтобы помнить каждую минуту, что Бог видит тебя.
– Он и сейчас нас с тобой видит, правда? Ты помнишь об этом?.. Тогда попробуй-ка сесть вольно, вразвалку, расслабь шею, приоткрой рот, обопрись на локоть, можешь закинуть ногу на ногу…
Надя пошевелилась и улыбнулась смущенно. Ей как-то не хотелось этого делать, хотя прежде она охотно выполняла мамины задания. Не умом, а каким-то таинственным внутренним чувством она понимала, что пред Богом надо сидеть иначе.
***
– Посмотри, какой страшный, – Андрей достал из портфеля молодежный журнал, и девятилетний Ваня вздрогнул: с обложки на него глядело чудище в человеческом облике. Смуглое лицо с татуировкой искажено не то гримасой отвращения, не то дьявольской усмешкой. Спутанные черные волосы торчат копной; потная грудь обнажена; кожаные штаны будто приросли к телу. Фигура неестественно изогнута; в руках, украшенных тяжелыми металлическими браслетами, – странной формы гитара. Рядом Ваня прочитал надпись, красным по черному: «Играешь с нами?» – с огромным знаком вопроса.
– Кто это? – спросил он.
– Рок-певец. Звезда шоу-бизнеса.
– А что значит «Играешь с нами»?
– Это к нему не имеет отношения. Там, в журнале, реклама шоу-игры… Неважно. Давай сюда, я уберу.
Папа, который прислушивался к разговору мальчиков, подошел поближе.
– Ты, раз уж показываешь, объясни брату как следует, с пользой для души, – сказал он.
– Как? Что это «плохой дядя»?
Папа пропустил ироническое замечание мимо ушей.
– Этот певец, Ванюша, – объяснил он, – пример того, как человек может исказить в себе образ Божий. Своим обликом он, вольно или невольно, уподобляется бесу. А это значит, что серьезные разрушения произошли и в душе. Скорее всего, его сфотографировали в состоянии невменяемом – под воздействием алкоголя или наркотиков. Возможно, он одержим бесовской силой, потому и страшный такой. А надпись на обложке – формально она, может быть, и связана с рекламой какой-то там игры, но фактически обращена к тебе, к Андрюше, к любому мальчишке, которому попадется в руки журнал. Это призыв стать таким же, как этот бесноватый певец на обложке. Кстати, Андрей, зачем ты это принес?
– Один парень в школе дал. Здесь статья о бодибилдинге. Довольно-таки интересная.
– Бодибилдинг – это культуризм, Арнольд Шварценеггер?
– Да. Знаешь, пап, в этом виде спорта что-то есть. Понимаешь, здоровый образ жизни, все вредные привычки исключаются. К тому же это не просто спорт, но и искусство, и наука, и философия. В основе настоящего культуризма не накачка мышц, а внутренняя работа над собой, тренировка духовных сил.
– Каких-каких? Духовных?
– Ну, может быть, по-церковному это не совсем точно. Тренировка воли, разума, умения концентрироваться… Словом, стиль жизни.
Это не понравилось папе. Если бы сын сообщил, что хочет освоить несколько упражнений бодибилдинга для увеличения бицепсов или просто так, для интереса, он бы не стал беспокоиться. Но «философия», «тренировка духовных сил», «стиль жизни»…
– Так, – сказал он. – Покажи-ка, что за статья.
Андрей открыл нужную страницу. Популярная статья, посвященная модному виду спорта, была снабжена фотографиями лучших культуристов мира, стяжавших звание «Мистер Олимпия».
– Ого! – сказал Ваня, разглядывая мощные торсы.
Фотографии культуристов напоминали картинку из учебника анатомии: красный «человек» без кожи, на теле которого видны все группы и переплетения мышц. Поражало скромное значение головы на теле культуриста: она казалась чем-то почти необязательным на фоне непомерно развитых мышц.
– По-моему, слишком, ты не находишь? – обратился папа к старшему сыну.
– Таких результатов мало кто добивается, – объяснил Андрей. – Это образцы, показывающие, чего можно достичь путем правильных тренировок. У меня есть знакомые ребята, которые занимаются по два-три года; им, конечно, далеко до этих мастеров, но, знаешь, результаты заметны. Причем не только в строении тела: это не просто какие-то там «качки», а настоящие культуристы-философы, спокойные, невозмутимые, сознающие свою силу ребята.
– Вот это вот – образцы для них? – в раздумье говорил папа, просматривая статью.
Статья знакомила юных читателей с теорией и практикой этого «спорта-искусства-науки», называя его и «философией строительства тела», и «научной методикой», и «тренировкой интеллекта». Авторы не обольщали мальчишек быстрым успехом – они предупреждали, что их ждет «многолетний упорный труд», который в конце концов увенчается «невероятными, превосходящими самые смелые надежды результатами в физическом развитии тела».
– Ничего себе, – сказал он. – Не дай Бог тебе этим увлечься.
– Почему?
– Ну, давай разберемся. Результат внешний – образование новых мышечных волокон и, таким образом, совершенное изменение тела. Как достигается этот результат? Нужны несколько лет упорных тренировок: для начинающих, тут сказано, четыре раза в неделю по 45 минут, с полной отдачей. Кроме того, смотри, «обильное питание, не менее четырех раз в день». Еще сказано: «Все впустую, если вы едите мало». Согласись, православному юноше непросто будет сочетать это требование с христианским образом жизни: длительными постами, участием в церковных богослужениях, вообще, с принципом умеренности и воздержания в пище. Сказано также, что «основной процесс накачки происходит в промежутках между тренировками». Каким образом? Ответ: «Делать все для сохранения энергии». Советуют спать по девять часов, да еще днем ложиться отдохнуть. Правило культуристов: «Если стоишь – сядь, если сидишь – ляг, если лежишь – постарайся заснуть». По-моему, очень комично звучит, похоже на пародию, как ты считаешь?
Андрюша немного обиделся за друзей-культуристов:
– Смысл в том, чтобы максимально выкладываться на тренировках, а все остальное время тратить минимум сил – беречь их для следующей тренировки. А силы лучше всего восстанавливаются во сне.
– Ну, тогда, брат, получается, что культуризм – это много есть, много спать, набираясь сил для очередной тренировки, в результате которой у тебя появятся несколько новых мышечных волокон. И это, по-твоему, жизнь? На эту «философию» твоим друзьям не жаль тратить годы отрочества и юности?
– Пап, ты почитай: тут сказано, что «самой первой “мышцей”, которой нужно дать нагрузку, будет ваш мозг»! Мысль стоит во главе всего. Она управляет телом и на тренировке, и на отдыхе.
– Но какая мысль, о чем мысль? Недаром мозг здесь называется «мышцей», хотя это слово и стоит в кавычках. Одной из мышц. Посмотри на фотографии – только не на бицепсы, не на ноги и животы, а на лица. Ведь, знакомясь с человеком, мы смотрим ему в лицо. Пусть простят меня эти молодые люди за сомнение в их умственных способностях. Вижу нос, щеки, глаза, брови. Волевой подбородок. Напряженный взгляд. Но лицо, в котором обычно отражается сокровенная жизнь души, – где оно? Смотри, лицо совсем теряется перед мощной, отлично развитой шеей. На плечи, на руки смотреть и то интереснее: можно изучать анатомию… Жаль, если молодежь ориентируется на такие образцы.
Я всю статью просмотрел и не нашел четкого объяснения: что же это за мысль, которой культурист должен нагружать свой мозг? Православный христианин носит в душе память о Боге, мысль о своей греховности и личной ответственности на Страшном суде; и если ему удается хранить эту мысль, то можно сказать, что она управляет всеми его поступками. Легкомысленные, слабые люди думают об удовольствиях и развлечениях, ища их повсюду. Рассеянные ни на чем не могут сосредоточиться – их увлекают сменяющие друг друга помыслы… Насколько я понимаю, культурист-философ, как ты его называешь, не относится ни к одной из этих категорий. О Боге он думать не может…
– Почему?
– Потому что никто не может служить двум господам – так в Евангелии сказано. Культуризм – это культура тела, а «культура» происходит от «культа», что значит поклонение. Поклоняясь своему телу, мы лишаем себя возможности поклоняться Тому, Кто Один достоин поклонения, – Богу. Культурист должен учиться «концентрировать свою энергию в определенное время» – прежде всего, во время тренировки. На чем концентрировать? Не сказано, но можно догадаться. Во время тренировки, – пишут в статье, – «вы должны забыть обо всем, кроме накачки мускулов». То есть мысль должна быть о той мышце или группе мышц, над которыми культурист в данный момент работает. Так?
Андрей кивнул: «Так».
– Значит, сгибая, например, ноги на тренажере (папа показал на картинку), настоящий культурист концентрирует все умственные и душевные силы на мысли о мышцах ног и ягодиц: то есть весь как бы становится нужной мышцей… Не похоже ли это на самогипноз, на какую-то медитацию, совершенно чуждую православному внутреннему трезвению?
Андрей подумал и опять кивнул. – Наконец, обрати внимание на рекламу: «С помощью бодибилдинга вы сможете стать такими, какими вас рисует ваше воображение». Очень привлекательное для каждого мальчишки заявление. Кто же откажется стать самым сильным и красивым? Вот еще одна вредная внутренняя установка – на пустую мечтательность, на превосходство над другими. Причем дается и сопутствующая установка: достичь исполнения своей мечты собственными силами, без Бога. Понимаешь?.. Ешь, спи, копи энергию, тренируйся, думай о мышцах – и ты станешь как Шварценеггер.
Андрей подумал и опять кивнул.
– Наконец, обрати внимание на рекламу: «С помощью бодибилдинга вы сможете стать такими, какими вас рисует ваше воображение». Очень привлекательное для каждого мальчишки заявление. Кто же откажется стать самым сильным и красивым? Вот еще одна вредная внутренняя установка – на пустую мечтательность, на превосходство над другими. Причем дается и сопутствующая установка: достичь исполнения своей мечты собственными силами, без Бога. Понимаешь?.. Ешь, спи, копи энергию, тренируйся, думай о мышцах – и ты станешь как Шварценеггер.
Что касается красоты культуристов, то это, как говорится, дело вкуса. Может быть, кому-то и нравятся маленькие головы на здоровенных шеях и распирающие одежду мускулы. Но лица… Не будем говорить об атлетах на фотографиях: все же это живые люди, которых не хочется осуждать. А вот просто картинка, обобщенный портрет культуриста. Смотри, лицо – просто бесполезный придаток к телу. Черты, вроде, правильные, а смотреть не на что. Это лицо не человека, не высшего творения Божия, наделенного свободой воли и творческими способностями. Это лицо робота или полуживотного: в нем совершенно нет души.
Вспомни портреты оптинских старцев. Вспомни книгу о новомучениках Российских – какие там лица! Тебе легче будет правильно сориентироваться и понять, о чем я толкую.
Лица – в нашем, христианском, понимании – нет. Зато тело переразвито. Настолько, что и из него ушло что-то человеческое.
– Наоборот, говорят, бодибилдинг – наука о телесном совершенстве.


– В христианстве нет такого понятия – «телесное совершенство». Хорошо такое тело, в котором удобно и спасительно душе. Одни наделены от Бога и своих родителей красивым телом, пропорциональным и стройным; если человек не уродует его грехами (чревоугодием, блудом, дурными привычками), оно таким и останется. Другие имеют телесные недостатки, но, быть может, это защищает их душу от гордыни и высокомерного отношения к ближним, а кого-то сохранит и от блудных грехов, то есть телесное «несовершенство» (какие-нибудь оттопыренные уши или короткие ноги) оказывается для них даже спасительным. А встречается и телесное уродство, через которое христианину, при правильном устроении души, легче стяжать смирение. Пренебрегать здоровьем тела грешно, но и культивировать здоровье и телесную красоту, делать из тела идола – тоже грешно. Спорт, как тебе известно, хорош в меру, так как иначе он стимулирует гордость, зависть и другие страсти. Одно дело – утренняя зарядка с гантелями, которая помогает укрепить силу мышц и взбодриться в начале трудового дня. И другое – «религия» бодибилдинга, подчиняющего себе и тело, и душу. Поэтому по мне лучше простой «качок», о котором ты отозвался с некоторым презрением, чем культурист-«философ», занимающийся сомнительными умственными упражнениями. Ты восхищаешься спокойствием и уравновешенностью знакомых «философов», а посмотри, что будет с ними, если мама или бабушка вовремя не предоставят им «обильной калорийной пищи», или им не дадут выспаться, или верующий человек попробует убедить их в пользе поста. Боюсь, тут мы встретим самую бурную реакцию. Тело – это дом души, и оно должно знать свое место, а не вылезать вперед. Вот если все силы посвятить совершенству души, если проводить внимательную жизнь, молиться, трезвиться, избегать греха, бороться со страстями, исповедоваться и причащаться – это и телу даст все необходимое. У святых и тело преображалось благодатью Божией, об этом свидетельствуют их чудотворные нетленные мощи. Но при чем тут накачка мышц, забота о новых мышечных волокнах и так далее? Посмотри на иконы: там святые написаны в преображенном состоянии. Они почти бестелесны, бесплотны – как Ангелы Божии
Мне кажется, культуризм замешан на культе суперменства. Кто такие супермены, герои современных фантастических боевиков, полулюди- «полубоги»? Подумай! Ведь для большинства ребят этот спорт, несомненно, связан с желанием силы и власти над другими. Некоторым больше всего на свете хочется, чтобы ими восхищались и в то же время их боялись. А культ силы и власти сродни культу сатаны.
Путь Христов совсем другой. Это смирение себя до смерти на кресте. Даже в Ветхом Завете Господь предупреждает об этом человечество через пророка Илию. Помнишь, Он явился пророку в «гласе хлада тонка» (то есть в легком дуновении ветерка), а не в буре, ломающей деревья и скалы…
Посмотри: вот молодежный журнал, рассчитанный на подростков. На обложке – беснующийся рок-музыкант, внутри восхваление бодибилдинга… Разве ты не видишь сходства между тем и другим? Не видишь, как современный мир, где господствует диавол, уловляет ваши души разными приманками, чтобы только увести от Церкви, от Христа? Кого приманивает культуризмом, кого рок-музыкой.
– Но это же такие разные вещи, – неуверенно возразил Андрей.
– Внешне разные. Но цель одна. Для тех, кто дорожит здоровьем, способен трудиться, прилагать усилия, – подходит бодибилдинг. Для ленивых, рассеянных, ищущих только развлечений, – дискотеки, рок-музыка, наркотики. На этом, втором пути, конечно, не добьешься силы, власти, зато легко достигается иллюзия этого. Иллюзия силы, власти, свободы и… прямая дорога в ад. Потому что все это сатанизм. В скрытой форме, конечно.

***