Прекрасные женщины
прекрасной страны
Софья Палеолог.
Брак по расчету
Зоя Палеологиня, дочь византийского деспота (это название должности) Мореи Фомы Палеолога, родилась около 1455 года. После смерти отца была взята на попечение папы Римского, после крещения по римскому обряду ее нарекли Софьей. Воспитывали Зою в европейских традициях, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называли ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». В 1467 году ее прочили в жены князю Караччоло, знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение. Но тут в Риме стало известно, что овдовел великий князь московский Иван III Васильевич. Он был молод, на момент смерти первой супруги ему исполнилось всего 27 лет, и собирался вновь жениться. Тогда по совету кардинала Виссариона, папа римский Павел II направил Ивану III письмо, в котором предложил в качестве невесты юную Софью Палеолог. Узнав о том, что в невесты предложена племянница византийского императора, честолюбивый Иван III ответил согласием. Переговоры, продолжавшиеся в течение трех лет, закончились, в конечном итоге, приездом Софьи в Россию.
Венчание состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Москве. Этот брак продлился 30 лет, Софья родила мужу 12 детей, из ко - торых пятеро сыновей и четыре дочери дожили до взрослого возраста. Главным приданым Софьи была легендарная «ли - берия» – огромная библиотека, больше известная как библиотека Ивана Грозно - го. Она включала в себя греческие перга - менты, латинские хронографы, древнево - сточные манускрипты, среди которых бы - ли поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из зна - менитой Александрийской библиотеки.
7 апреля 1503 года в Москве скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Властная и сильная женщина, в чьих жилах текла кровь византийских императоров, она принесла в Московию разительные перемены.
Софья никогда не забывала о своем происхождении, и, лишившись родной Византии, всерьез взялась за построение ее в другой православной стране. Напри - мер, по ее инициативе византийский двуглавый орел перекочевал в русскую геральдику. Под ее влиянием великий князь Иван III, который был честолюбив, начал именовать себя «русским царем». При сыне и внуке Софьи Палеолог это именование русского владыки станет официальным.
Софья внушала мужу, что государь та - кой великой державы, как он, не может жить в столице с деревянными храмами и палатами, с залатанными крепостными стенами. Даже государевы хоромы в Кремле деревянные! Иван III начал перестройку Кремля. Для этого из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти. Москва украсилась Успенским и Благовещенским соборами, кремлевскими башнями, Грановитой палатой, Теремным дворцом и Архангельским со - бором – всем этим мы гордимся сегодня, и все это возведено благодаря византийской девушке Софье Палеолог. Великой княгине московской.
С появлением Софьи в Москве происходит еще одно небывалое доселе дело: Русь перестает платить дань Орде. Будто бы однажды Софья со слезами молвила мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вы - шла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Иван III действительно отказался платить дань, и великое стояние на реке Угре в 1480 году положило конец игу, терзавшему нашу страну.
Великий князь жену любил и сделал ей «подарок»: разрешил иметь собственную «думу» из членов свиты и устраивать «ди - пломатические приемы» на своей поло - вине. Она принимала иностранных по - слов и заводила с ними учтивую беседу. Неслыханное новшество для Руси!

Первые преобразования
Браком с Иваном III римский кардинал Виссарион Никейский преследовал политические цели. Во-первых, рассчитывали, что великий князь Московии теперь примет Флорентийскую унию и подчинится Риму. А во-вторых, станет могущественным союзником против турок и отвоюет бывшие владения Византии, взяв часть из них в приданое. Но как только обоз невесты пересек границу России, юная Софья объявила, что с этой поры более не будет исполнять католические обряды, а возвращается к вере предков, то есть к православию. Все амбициозные планы кардинала рухнули.
Прекрасные женщины
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МОСКОВСКАЯ
Великие амбиции
В 1479 году Софья, рожавшая до этого только девочек, произвела на свет сына, нареченного Василием. Перспективы Василия унаследовать трон отца бы - ли совсем призрачными: к моменту второго брака Ивана III у него уже был сын от первой супруги – Иван Молодой, который и был объявлен наследником пре - стола. Но Софья мечтала видеть на троне своего сына. В 1490 году наследник престола Иван Молодой заболел «ломотой в ногах», Софья выписала из Венеции лекаря, старания которого оказались бессильны, и больной скончался. Лекарь по приказу Ивана III был казнен, а в Москве пошли слухи, что Иван Молодой погиб в результате отравления, кото - рое является делом рук Софьи Палеолог. Доказательств этому, правда, нет. После смерти Ивана Молодого новым наследником стал его сын, в русской историографии известный как Дмитрий Иванович Внук. В течение нескольких последующих лет продолжалась борьба между его сторонниками и приверженцами Василия Ивановича. В декабре 1497 года был раскрыт серьезный заговор, ставивший своей целью мятеж княжича Василия против своего отца. Разгневанный Иван III отправил его участников на плаху, но же - ну и сына не тронул. Правда, и это не остановило решительную Софью, и в апреле 1502 года государю были представ - лены новые обвинения в заговоре уже в адрес Дмитрия Внука и его матери. Иван III счел их убедительными, и спустя не - сколько дней соправителем отца и наследником престола был провозглашен Василий, а Дмитрий Внук с матерью были помещены в тюрьму.
Софья Фоминична Палеолог, фактически возведшая сына на русский престол, сама до этого момента не дожила. Она была похоронена в белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано слово «Софья». Великий князь, овдовевший вторично, пережил любимую Софью на два года, уйдя из жизни в октябре 1505 года…
В 1514 году в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I Василий III впервые в истории Руси будет назван императором русов. Эту грамоту затем использует Петр I как доказательство своих прав на коронацию в качестве императора.

Великая княгиня Софья Палеолог возвела своего сына на Московский престол. А вот найти Василию достойную невесту не смогла. Может, и не искала: не хотела делить любимца с другой женщиной. Жениться князь собрался только через два года после кончины матери.
В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, выбор невесты для Василя Иоанновича проводился после своеобразного «конкурса красоты». Обычай зародился при византийском императорском дворе в VIII веке, после чего в XVI веке был воспринят на Руси. По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. По свидетельству немецкого посланника Сигизмунда Герберштейна, побывавшего на Руси в правление Василия, в Москву на смотрины привезли около полутора тысяч знатных девиц. Среди них была Соломония Сабурова, дочь московского боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова. По преданию, их боярский род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Девушка рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь. Соломония Сабурова и стала избранницей, которой будущий жених вручил Золотое державное яблоко. Князя Василия Иоанновича привлекла не только красота девушки и знатность ее рода, но и ее высокие добродетели. Соломония была необыкновенно скромная, целомудренная, отличалась умом и благочестием.
лагочестием. 4 сентября 1505 года в Успенском соборе Кремля они обвенчались. А вскоре князь вступил на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Василий III продолжил дело отца: собирал русские земли под власть Москвы, противостоял Орде и Литве и строил храмы по всей России. В 1509 году он посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. Будто предчувствуя, какую роль сыграет этот монастырь в дальнейшем, царь украшает и милует его с особым тщанием. А перед Соломонией открылись возможности для больших духовных подвигов: всегда щедро раздавала милостыню, помогала монастырям поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В ее покоях изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей.
Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым, супруги жили в любви и согласии. Лишь одно обстоятельство омрачало их жизнь: не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Тщетно. Все чаще в печали пребывал Великий князь. В Рождественский пост 1526 года, прожив с любимым мужем 20 лет, Соломония советует ему развестись и взять ту, что продлит род Великих князей. Развод был объявлен «для блага государства», и Соломонию постригли в монашество с именем София в Рождественском монастыре. Вскоре она смиренно отправилась в Суздаль, в тот Покровский монастырь, что так усердно украшал храмами ее, уже бывший, супруг… Существует легенда, что постригали Соломонию беременной и что в Суздале был ею рожден мальчик, который позже прославится как Кудеяр-разбойник. Так или иначе, святая княгиня пожертвовала своим семейным счастьем ради блага родной земли, совершив подвиг жертвенной любви. Между тем, менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской.
На момент брака ему было 47 лет, а Елене всего 16. На четвертом году супружеской жизни у них появится первенец Иоанн – тот, кто покорит Казань и Астрахань, захватив всю Волгу для Руси, кто сделает Русь больше Европы, кого назовут Грозным.
Софья Суздальская.
Подвиг жертвенной любви
С давнего времени женщины молятся о рождении детей у раки кроткой молитвенницы, воспитанной в русском тереме, — преподобной Софии. И сегодня в Суздале можно увидеть покрова, вышитые, по некоторым данным, рукою самой Софии: прекрасный образец лицевого шитья, популярного в княжеских теремах, мастерство, почти исчезнувшее во времена петровских реформ.