Великая княгиня Софья Палеолог возвела своего сына на Московский престол. А вот найти Василию достойную невесту не смогла. Может, и не искала: не хотела делить любимца с другой женщиной. Жениться князь собрался только через два года после кончины матери.
В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, выбор невесты для Василя Иоанновича проводился после своеобразного «конкурса красоты». Обычай зародился при византийском императорском дворе в VIII веке, после чего в XVI веке был воспринят на Руси. По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. По свидетельству немецкого посланника Сигизмунда Герберштейна, побывавшего на Руси в правление Василия, в Москву на смотрины привезли около полутора тысяч знатных девиц. Среди них была Соломония Сабурова, дочь московского боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова. По преданию, их боярский род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Девушка рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь. Соломония Сабурова и стала избранницей, которой будущий жених вручил Золотое державное яблоко. Князя Василия Иоанновича привлекла не только красота девушки и знатность ее рода, но и ее высокие добродетели. Соломония была необыкновенно скромная, целомудренная, отличалась умом и благочестием.
лагочестием. 4 сентября 1505 года в Успенском соборе Кремля они обвенчались. А вскоре князь вступил на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Василий III продолжил дело отца: собирал русские земли под власть Москвы, противостоял Орде и Литве и строил храмы по всей России. В 1509 году он посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. Будто предчувствуя, какую роль сыграет этот монастырь в дальнейшем, царь украшает и милует его с особым тщанием. А перед Соломонией открылись возможности для больших духовных подвигов: всегда щедро раздавала милостыню, помогала монастырям поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В ее покоях изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей.
Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым, супруги жили в любви и согласии. Лишь одно обстоятельство омрачало их жизнь: не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Тщетно. Все чаще в печали пребывал Великий князь. В Рождественский пост 1526 года, прожив с любимым мужем 20 лет, Соломония советует ему развестись и взять ту, что продлит род Великих князей. Развод был объявлен «для блага государства», и Соломонию постригли в монашество с именем София в Рождественском монастыре. Вскоре она смиренно отправилась в Суздаль, в тот Покровский монастырь, что так усердно украшал храмами ее, уже бывший, супруг… Существует легенда, что постригали Соломонию беременной и что в Суздале был ею рожден мальчик, который позже прославится как Кудеяр-разбойник. Так или иначе, святая княгиня пожертвовала своим семейным счастьем ради блага родной земли, совершив подвиг жертвенной любви. Между тем, менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской.
На момент брака ему было 47 лет, а Елене всего 16. На четвертом году супружеской жизни у них появится первенец Иоанн – тот, кто покорит Казань и Астрахань, захватив всю Волгу для Руси, кто сделает Русь больше Европы, кого назовут Грозным.
С давнего времени женщины молятся о рождении детей у раки кроткой молитвенницы, воспитанной в русском тереме, — преподобной Софии. И сегодня в Суздале можно увидеть покрова, вышитые, по некоторым данным, рукою самой Софии: прекрасный образец лицевого шитья, популярного в княжеских теремах, мастерство, почти исчезнувшее во времена петровских реформ.