Кровно-родственные отношения обладают исключительной устойчивостью перед любыми катаклизмами. Цивилизации создаются не классами, а родовыми общностями людей. Поэтому, исключительно важно решать эту исключительно важную задачу – пробуждение рода!… В конце двадцатого века возник большой интерес к корням. Все больше людей, даже молодых, стремятся познать прошлое, интуитивно или сознательно ищут поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Причин такой тенденции несколько. Резко возросла миграция населения, в тысячи раз выросли информационные потоки и динамика жизни, произошел значительный разрыв между поколениями. А если происходит разрыв между поколениями, то род исчезает с земли.
По летописям слово «род» имеет очень широкое значение. Оно означает рождение, колено, племя; породу, родство, родню; в некоторых случаях может обозначать семью в широком смысле. Семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими ветвями, целым древом. Став таким древом, семья получает название «род», то есть, становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой естественной последовательностью рождения.
Было время, когда такое древо существовало живьем на своем родном корне, тесно и крепко переплетаясь своими ветвями около родного ствола. Во время родового господства семья была не более, чем частица рода. Семья представляла частный, домашний круг жизни и не носила никакой самостоятельной и независимой силы. Она рождала род и растворялась в нем. Такое обезличивание семьи сказалось отрицательно на судьбе и семьи, и самого рода.
Слово род оставило в русском языке очень большой след, как ни в одном другом! Это и «родина», «родинка», «роды», «природа», «родник», «урожай»… Слово «род» означает и биологический род, и грамматический, и сорт, и человечество, и семью. Из поколения в поколение человеку внушались значимость родовых понятий, первостепенность родовых ценностей. Каждый входящий в род пользовался его защитой, а лишенный покровительства рода изгонялся, становился изгоем. У изгоя не было никаких прав, поэтому люди держались за родовые связи.
На Руси произошел сплав преувеличенного значения рода и преувеличенного значения матери. Это привело к тому, что женщина стала, как бы, неформальным лидером рода. А мужчина в родовом клане выполнял, в какойто степени, роль своеобразной иконы. Его уважали, почитали, но фактически командовала жена. (Вспомните сказку про золотую рыбку.) Пока была жива мать, чаще всего, она была старшей рода. И сейчас можно встретить семьи, где существует такое фактическое главенство женщины, хотя редко кто из них признается в этом.
В западной Европе культура общества выстраивалась вокруг семьи, на Руси – вокруг рода. В Европе воспевались семейные ценности, на Руси – ценности родовые. В этой системе ценностей главное – род, община, человек занимал самую низшую ступень. Поэтому и коммунистические принципы в России были приняты сравнительно легко…
Со временем, в процессе эволюции, потребовались более крупные формы общежития, объединяющие множество родов, что привело к рождению общества и государства. Там, где такое объединение происходило естественно, то родовые связи сохранились и смягчили формы государственности. А где государство желало обладать большей властью над людьми, там значение рода принижалось.
В наше время, при сильном развитии государственного и общественного быта, в действительности существуют только семья и общество, а родственные связи растворяются в обществе. Теперь господствующей формой общежития является общество. К сожалению, переход от одной основы общества к другой происходил насильственными, революционными методами. Очень серьезный удар по роду и семье нанесла революция и последующий советский период развития. Многие помнят песню: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…».
После революции 17-го года в Советском Союзе проводился глобальный эксперимент по установлению социальной однородности. В результате были уничтожены различные объединения людей: сословия, общины, землячества, партии, церковные приходы. Чтобы облегчить воспитание «нового человека» на принципах совершенно новой идеологии, была поставлена задача – максимально уменьшить и значение рода.
Политические взгляды разделили людей, а гражданская война поставила друг против друга людей из одного рода и часто – из одной семьи. Многие погибли в той братоубийственной войне, другие уехали в эмиграцию, третьи погибли от голода и репрессий… Большинство дворянских семей, не успевших или не захотевших эмигрировать, были вынуждены менять свои анкетные данные.
Люди отрекались от корней ради спасения своих детей, а детей заставляли отрекаться от родителей. Нравственность претерпела большое насилие, когда люди жгли семейные документы и фотографии, меняли фамилии и национальность.
В результате индустриализации, с ее насильственным перемещением миллионов людей, у большинства просто не стало дома, родственников, рода с бабкой и дедом, с традициями и воспоминаниями. Люди по принуждению или ради идеи срывались с родных мест и забрасывались в чужие края на освоение Севера, Дальнего Востока и целины, на новостройки: Днепрогэс, Турксиб, Магнитка, Кузбасс, БАМ… Человека отрывали от рода и семьи для того, чтобы он остался один на один с мощной государственной машиной и превратился в ее винтик. Так создавались «иваны, не помнящие родства».
Насильственное переселение большой массы людей на «новые земли», изменение их социального статуса (например, перерождение в земледельцев, в металлургов, в шахтеров, в строителей…), прохождение большой части населения через тюрьмы и лагеря привели к деформации структуры генофонда России. Никто серьезно не изучал еще более глубокие, поэтому и более важные, проблемы кармических взаимодействий, вызванных такими процессами.
Коммунистическая идеология создала новые ценности и другую опору для людей: принадлежность к классу трудящихся, к пионерской организации, к комсомолу, к партии. Люди знали только одну страну, «где вольно дышит человек». И вот все разрушилось. Нет больше великой державы, могущественной партии, и человек потерял социальную устойчивость.
Выстроенная идеологией система ценностей разрушилась, и человеку самому приходится обретать устойчивость в сложных условиях. Отсюда и тяга к религии, к различным общественным группам: от кришнаитов и рокеров до казачества и дворянского собрания.
Сейчас мы часто видим, как люди отрываются от своих корней, не только от родственников, но и от родителей, тем самым лишая себя живительной энергии рода. Такие люди неустойчивы в жизни, им трудно устоять под внешним воздействием. Возникает образ перекати-поля, лишенного корней…