Прохор Исидорович Мошнин, который известен всем как Серафим Саровский, на поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает погибающего грешника от спасающегося праведника или от святого, ответил: только решимость...
"Духовное наследие Серафима Саровского"
В мире нет ничего случайного. Когда Прохору было семь лет, он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но чудом остался невредим. Впоследствии та же сила Божия будет поднимать его над землею. В возрасте около десяти лет, тяжело заболев, Прохор увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. Во время крестного хода мимо дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла сына на улицу, чтобы он приложился к иконе. После этого Прохор выздоровел. Не удивительно, что душа мальчика стала стремиться к Богу, и еще в юности Прохор Мошнин решил оставить мир и уйти в монастырь.
В 1776 году он совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, а в 1778 году, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, вступил в Саровскую обитель. В 1786 году принял монашество и имя Серафим, был посвящен в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи.
В особых подвигах отшельничества, молчальничества, затвора жил Серафим Саровский. В 1794 году он поселился в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. Аскет носил одну и ту же одежду зимой и летом, на протяжении нескольких лет питался только снытью, мало спал, держал строгий пост, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Кроме того, он избрал особый вид подвига – столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу, и до рассвета молился с воздетыми к небу руками. Редкие монахи, посещавшие его келью, были удивлены, видя, как старец кормит медведя с руки и гладит его, как кошку. Эта «дружба» святого Серафима с диким зверем отражена и в иконах.
Серафим Саровский был осенен особой духовной связью с Божией Матерью: она несколько раз являлась ему в течение жизни, исцеляла от болезней и говорила о нем: «Сей – нашего рода». Известен случай с разбойниками. Грабители застали Серафима Саровского в лесу во время молитвы, избили его и проломили ему голову. Раненого нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив – непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней ему явилась Богородица и даровала исцеление. Когда разбойников поймали, отец Серафим простил их и попросил отпустить без наказания.
В 1807 году, после смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещал обитель в воскресные дни.
В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушел в затворничество (уединение в постоянной молитве). 25 ноября 1825 года старцу явилась Матерь Божия и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, прп. Серафим стал принимать посетителей из монашествующих и мирян. Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от него благословение. Ко всем приходящим он обращался словами «Радость моя!» и в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Никого не поражал он жестокими укоризнами или строгими выговорами, старался возбудить голос совести советами.
Серафим Саровский опекал сестер Дивеевской обители, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину и в последний период своей жизни особенно заботился о любимом детище.
Скончался отец Серафим 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы. Почитаемый еще при жизни, преподобный Серафим в 1903 году был канонизирован, став одним из самых любимых святых православного русского народа. Впрочем, еще задолго до этого изображения божьего угодника ставились на божницу и почитались наравне с иконами.
Серафим Саровский после себя не оставил никаких письменных сочинений. Жизнеописание, святые подвиги и чудесные события сохранились в архивных документах Саровского монастыря и рассказах очевидцев. Многие из ныне известных его поучений почерпнуты из записок помещика Н. А. Мотовилова, найденных религиозным писателем С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Современные исследователи оспаривают аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, полагая, что под видом пророчеств отца Серафима Мотовилов мог писать и свои собственные измышления. Особенно это касается пророчеств Серафима Саровского о будущем России и о пришествии Антихриста, так как некоторые написанные Мотовиловым предсказания отражают мысли православной интеллигенции того времени. Однако и достоверно известные пророчества доказывают, что у святого был дар провидца, посланный ему за подвижничество Богом. Например, знавшие старца люди говорили, что приходившие к нему со всей России письма он никогда не вскрывал, но взглянув на конверт, диктовал ответ автору письма.
Предлагаем нашим читателям небольшую подборку наставлений – духовного наследия Серафима Саровского – о сути христианской жизни, о любви к Богу и ближним.
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.
Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин (Сл. 89): простри ризу твою над согрешающем и покрой его. Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно же и человекоубийцы.
Мы в отношении к ближним должны быть, как словом, так и мыслью, чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезною.
Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: возлюбиши ближняго твоего, яко самъ себе (Лук. 10, 27). Но не так, чтоб любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т. е. любви Божией…
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: не судите, да не судимы будете (Матф. 7, 1)… Ибо неизвестно, сколько времени мы можем в добродетели пребывать…
Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта и неизвестно, кто прежде войдет в нее – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.
Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву…
Кто любит себя, тот любить Бога не может.
Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания.
Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.
В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай тогда сердце свое. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
Одного многословия с теми, кто противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
«Преподобный Серафим потерял все вольной волей; он отказался от родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных краев, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя отдал послушанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога все, что Господь ему пошлет, и от людей – все, что они захотят возложить на его плечи. Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле Божией…»
Митрополит Антоний Сурожский