Старцы Свято-Введенской Оптиной пустыни прославили эту обитель на всю страну. В Оптину устремлялись люди, у которых болела душа, со своими радостями и скорбями, и до сих пор сюда приезжают сотни паломников поклониться мощам праведников. Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского – человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века.
"Дом души – терпение…"
Амвросий Оптинский
***
Родился Александр Михайлович Гренков 6 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье пономаря. Он был шестым ребенком в многодетной семье, рос смышленым и бойким. В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830– в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Пути Господни неисповедимы... В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Молодой семинарист дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Болезнь прошла, юноша не забыл своего обета, но четыре года откладывал его исполнение – «не решался сразу покончить с миром»: ему грезился блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Илларион, которого встретил Александр Греков в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».
В 1840 году Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря Оптина пустынь. Первоначально работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб, а затем стал келейником и письмоводителем преподобного Макария Оптинского. В ноябре 1842 года молодой инок был пострижен в мантию и наречен именем Амвросий. Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнуренный постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его, после медицинского освидетельствования, признали полным инвалидом. До самой своей кончины он не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
У него не было «своего» времени – оно было отдано другим. На молитву отец Амвросий вставал в 4 утра. Принимал у себя в келье людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий – одним давал совет, других утешал, а иных – исцелял. Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденный к страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается».
Он обладал особым даром говорить с каждым на понятном ему языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит ее со двора, и ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Слова его были простыми, меткими, порой с юмором. «Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал», – ответил как-то преподобный на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни…
Черты характера преподобного Амвросия – легкость, веселость, открытость – не исчезли после многих лет монашеской жизни. Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором.
О силе покаяния. Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь же говорит: «Нет, – он каялся». «Да ведь хоть каялся, опять согрешал», – продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ».
Преподобный Амвросий не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу».
Осуждавшим других преподобный говорил: «…у них, может быть, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки, и которых ты не видишь».
Оптинские старцы знали великую тайну души человека… А главная мудрость и целительный рецепт заключены в самых простых словах старца Амвросия Оптинского: Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение!
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
«Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь».
«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет».
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».
«Своя воля и учит и мучит; сначала помучит, а потом чему-нибудь научит».
К старцу Амвросию приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский (именно Амвросий стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы»), Л. Н. Толстой, философ В. С. Соловьев. Писатель и философ К. Н. Леонтьев, который много лет общался со старцем Амвросием как своим духовным руководителем и в конце жизни стал монахом Климентом, писал: «Лично я не раздражен и не убит духом, и считаю личную мою жизнь в старости очень счастливой, благодаря отцу Амвросию».
В последние десять лет своей жизни преподобный Амвросий взял на себя еще одну заботу: недалеко от Оптиной пустыни основал женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь, где, кроме монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Монастырь стал как бы «женским филиалом» Оптиной пустыни, благодаря чему прославился не только на всю Россию, но и на весь православный мир. В Шамордино старец Амвросий и встретил час своей кончины 23 октября 1891 г.
В 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. Сохранились сборники поучений старца Амвросия, которые остаются любимыми православными читателями на протяжении многих лет. С некоторыми наставлениями мы и предлагаем вам познакомиться.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Дом души – терпение, пища души – смирение. Когда пищи в доме не достает, тогда душа выходит вон, т.е. из терпения.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
Человек, как жук: когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и пищит: «Не спихни!»
Смиряйся, и все дела твои пойдут.
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.
Страх Божий есть начало очищения совести.
Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь